Игорь Петров - игра вслепую
13.01.2014
23:08

[Link]

Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
игра вслепую
Не так давно я напечатал небольшой отрывок из мемуаров "Псков как один из центров Русского освободительного движения". Другая, бóльшая, часть этих мемуаров опубликована в сборнике "Под немцами" (2011). В примечании К.М.Александров указывает, что речь идет о тексте неизвестного автора, хранящемся в коллекции Б.И.Николаевского (Box 258, Folder 22).

С неизвестностью теперь покончено: установлению авторства способствовало то, что другая копия того же текста обнаружилась в военном бундесархиве во Фрайбурге, в коллекции В.В.Позднякова. В описании сказано, что под архивной легендой "Msg 2/17851" хранится текст: "Volk. Pskov als eines des Zentren der Russischen Befreiungsbewegung".
Таким образом, люди с хорошим воображением, которые способны представить, что послевоенный дипи подписал мемуар собственным именем, уже знают фамилию автора (что плохо для сюжета, но хорошо для аутотренинга по вере в собственные силы).
Мне воображения не хватило, поэтому лишь парой часов и изчесанным затылком спустя я догадался задать правильный запрос в ОБД Мемориал.
И действительно: автора мемуаров зовут Волк. Сигизмунд Юлианович Волк.


Практически наверняка советский режиссер Эдуард Юлианович Волк (автор нескольких фильмов, второй режиссер в "Молодой Гвардии" С.А.Герасимова, лауреат Сталинской премии 1950 г. за фильм "Освобожденный Китай") - родной брат С.Ю.Волка. По крайней мере, согласно адресной книге Ленинграда 1931 года по адресу "ул. Восстания, 15" проживает Волк Эд.Юльян., "Всеросскомдрама", а по телефонной книге 1940 года тот же адрес занимает Волк С.Ю., после войны (см. запрос на розыск выше) по этому адресу живет его жена.

В неопубликованной части мемуаров, с которых я начал этот рассказ, С.Ю.Волк пишет:
Мой отец принадлежал к так называемому "социально-чуждому элементу" и поэтому был "ликвидирован" (в 1934 г.) Сам я тоже подвергался беспрерывным гонениям и преследованиям в годы моей жизни в Советском Союзе. Вследствие этого, еще задолго до начала войны стал по свом убеждениям врагом большевизма, готовым бороться с ним. Война дала мне возможность осуществить свои желания. Однако на путь активной борьбы с большевизмом я встал не сразу. Первые 13 месяцев я колебался, причиной чего было то обстоятельство, что эффективную борьбу против большевизма можно было вести только в сотрудничестве с немцами. А немцы для русского народа тоже были врагом, как и большевики. Но в конечном счете здравые рассуждения взяли вверх...
22-го июля 1942 г. я подал руководству главного лагеря военнопленных (в первые дни войны я был взят немцами, по недоразумению, в плен и пробыл в плену официально до 6-го августа 1943 г.) прошение, в котором заявлял о своем желании активно участвовать в борьбе против большевизма. Через пару недель ко мне явился представитель из лагеря военнопленных... Это был Б
[оженко], впоследствии один из наиболее активных деятелей РОД. В помещении моей мастерской, в подвале военного лазарета №916, при котором я находился, работая художником, произошел мой первый разговор с Б[оженко]...
Б
[оженко] посоветовал мне написать для пробы несколько статей для газеты. Я написал. Проба оказалась удачной, и мои статьи одна за другой стали появляться на страницах выходившей тогда в Пскове газеты "За Родину". А затем тому же Б[оженко] удалось "вытянуть" меня из лазарета и перевести на постоянную работу в качестве журналиста при псковском филиале редакции газеты "За Родину". Это было 2-го декабря 1942 г.

Для придания истории хоть какой-то загадочности было бы неплохо обнаружить лазарет №916 где-нибудь в Северной Африке, но нет, он располагался именно в Пскове, а значит, лагерь военнопленных, о котором идет речь выше, это печально известный шталаг 372. Без лишних усилий выясняется и псевдоним, под которым работал С.Волк в "За Родину" - С.Воронов.
Действительно, вот первая статья в номере от 03.10.42 с примечательной припиской.

Вот вторая статья в номере от 10.10.42 (удивительно, но имя жены названо настоящее)

К концу декабря автор уже вполне обучен правильным заклинаниям и сопутствующей лексике (номер от 01.01.43)

В дальнейшем С.Ю.Волк работал псковским корреспондентом "За Родину", после эвакуации Пскова служил на курсах пропагандистов в Риге у В.В.Позднякова, в самом конце войны оказался в радиоотделе КОНР (о чем при случае отдельно). После войны остался на Западе, сотрудничал с мюнхенским Институтом по изучению СССР, в 1961 опубликовал несколько брошюр о советской космической программе: "По пути завоевания космоса", "Кто был первым?" (следует ли это считать заочной полемикой с братом, снявшим в 1959 документальный фильм "Говорит спутник"?) Но основной его специализацией как журналиста был спорт: в 1956 вышла книжка "Профессионализм в советском спорте", биографическая справка в которой:
Автор данной работы С. Невский (Волк Сигизмунд Юлианович) род. в Петербурге (1911 г.). В Советском Союзе был кандидатом на звание мастера по шахматам. Сейчас проживает в Западной Германии, где выступает в шахматных соревнованиях. После войны поместил ряд научно-исследовательских работ по шахматам, а также по вопросу физкультурного движения в СССР.
позволяет нам обнаружить неоднократного чемпиона Баварии и обладателя кубка Германии по шахматам - национального мастера Зигмунда Волька (Sigmund Wolk) - под таким онемеченным вариантом своего имени С.Ю.Волк вошел в историю шахмат.

На этом шахматном сайте список его партий почему-то заканчивается в 1959 году, но нет никаких сомнений, что он принимал участие в шахматных турнирах и дальше. Но по иронии судьбы запомнился он не этим, точнее, не совсем этим.
В Южной Германии любят шахматы. В каждом уважающем себя маленьком городке есть шахматный клуб (некоторые основаны еще а позапрошлом веке), и приезды в них мастеров-гастролеров прилежно заносятся в летописи, хранящиеся в клубных шкафах (а теперь и на клубных вебсайтах). С середины 50-х Зигмунд Вольк объехал не один десяток городков, лишь изредка отступая перед более именитыми гостями: Тиграном Петросяном или Людеком Пахманом. Программа обычно была такой: в первый вечер сеанс одновременной игры, затем праздничный банкет, а на следующий день сеанс одновременной игры вслепую - в последней дисциплине Вольк был особенно хорош, о чем летописцы с придыханием вспоминают по сей день.
На фотографии ниже Вольк на заднем плане во время сеанса игры вслепую.


Самое позднее сообщение о такой шахматной гастроли Волька, которое мне удалось найти, датировано 1973 годом.
Дату смерти автора мемуаров "Псков как один из центров Русского освободительного движения" еще предстоит установить.

Tags:

17 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:thrasymedes
Date:13.01.2014 22:41 (UTC)
(Link)
Неужели карьере советского Волка не мешало наличие талантливого брата ?
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 09:04 (UTC)
(Link)
Насколько я могу судить, публиковаться под своим именем С.Волк стал уже в 50-х, так что на момент присуждения премии могли элементарно не знать.
А карьера Э.Ю.Волка как раз не такая уж и крутая, большей частью он неприметный режиссер дубляжа. Но я не думаю, что, условно говоря, после 1960-го наличие брата играло такую уж центральную роль.

Edited at 2014-01-14 09:04 am (UTC)
[User Picture]
From:gistory
Date:13.01.2014 23:12 (UTC)
(Link)
В первой статье вероятно упоминается амнистия заключенных, которая была объявлена по представлению НКВД Указом Президиума Союза СССР 12 июля 1941 года.
Быть может кто-то знает рецепт, как найти текст этого Указа? У меня пока ничего не получается.
[User Picture]
From:labas
Date:15.01.2014 06:54 (UTC)
(Link)
Немного поискал, текста тоже не нашел, только упоминания.
[User Picture]
From:levsha
Date:14.01.2014 00:21 (UTC)
(Link)
в первые дни войны я был взят немцами, по недоразумению, в плен

"Взят в плен по недоразумению" -- что С.Ю.Волк имеет в виду? Или он успел переодеться в гражданку и уже в таком виде был отловлен немцами?
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 08:59 (UTC)
(Link)
В тексте никаких дополнительных пояснений нет.
Можно предположить, конечно, что он в этом укрепрайоне только окопы рыл и тем самым не считал себя полноценным солдатом или что-то в этом духе.
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 09:01 (UTC)
(Link)
Да, я тоже обратил внимание. Ну псевдоним теоретически мог быть раскрыт и составителями базы данных.
Про Богатырчука недавно вышел двухтомник "Федор Богатырчук. Доктор Живаго советских шахмат", но я его еще не читал.
From:memedovskij_z
Date:14.01.2014 11:59 (UTC)
(Link)
Я не читал, но листал эту книжку. Её автор настроен весьма апологетически по отношению к Богатырчуку и Власову (цитата по памяти: "нужно было сломать шею не только гаду Гитлеру, но и гаду Сталину"; впрочем, и название говорит само за себя). В шахматно-историческом (и просто историческом, наверное) плане она должна быть интересна.

Представление о содержании можно получить из более ранней статьи автора книги: http://chesspro.ru/_events/2009/voronkov4.html, если Вы ещё её не видели.
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 12:15 (UTC)
(Link)
Апология это понятно, но вряд ли хорошо. Снова "женевская конвенция" бла-бла-бла. И ведь десять лет уже как книжка Штрайта на русский переведена, а люди по-прежнему всерьез повторяют то, что кому-то рассказали в 41-м, а те как начали повторять в целях психотерапии и самооправдания, так после войны логическим образом и продолжили.

Статью, кажется, видел. Справка, кстати, опубликованная там, у меня вызывает вопросы (не факт отсидки Б., а именно справка). Какие-то странные формулировки для сентября 1943-го. Кому она предназначалась, Высшему Судие?
From:memedovskij_z
Date:14.01.2014 16:53 (UTC)
(Link)
Однако, на справку-то я внимания не обратил, а справка и вправду странная. Ну а что касается апологии, то, да, там вся книжка в таком стиле написана, увы. Правда, и шахматных партий там тоже много, в отличие от статьи.
[User Picture]
From:yadocent
Date:14.01.2014 05:51 (UTC)
(Link)
Интересная судьба.
[User Picture]
From:mendkovich
Date:14.01.2014 09:21 (UTC)
(Link)
Посмотрел пару его партий.
Кажется, в 1940-1950-е у Волка сильно менялся стиль игры. Не то влияние нового спортивного окружения, не то возраста и темперамента.
From:sergeartm
Date:14.01.2014 19:31 (UTC)
(Link)
Язык суконный, в быту наверно был желчен и зануден , резонер. imho
А вот по ссылке Коваленко производит впечатление, она у вас в
жж в материалах проходила еще где-то?
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 19:40 (UTC)
(Link)
Нет, это примерно все, что о ней пока известно.
Есть еще несколько статей в "За Родину", но там часть про то "как я провел лето в экскурсии по Германии", жанр тогда популярный, но быстро приедающийся.
From:sergeartm
Date:14.01.2014 20:32 (UTC)
(Link)
Я немного уточню, что под впечатлением подразумевал ее статью.
[User Picture]
From:labas
Date:14.01.2014 20:41 (UTC)
(Link)
Я понял, да.
Посмотрю при случае, может еще что-то найдется.
My Website Powered by LiveJournal.com