Игорь Петров - о революционерах и не только
23.01.2014
22:27

[Link]

Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
о революционерах и не только
У известного революционера-народника Соломона Лазаревича Чудновского был брат Исаак Лазаревич, революционер. У Исаака Лазаревича был сын Григорий Исаакович Чудновский, как нетрудно догадаться, революционер тож. Начинал он, как и старшее поколение, с ареста за рев.деятельность и ссылки (кстати, его защитником на суде был А.Ф.Керенский), но затем перешел от теории к практике, в частности именно он в октябре 1917 г. был одним из руководителей штурма Зимнего дворца (А.Ф.Керенский от повторного свидания, как известно, уклонился) и его первым комендантом. Уже к концу декабря неистовый Г.И.Чудновский оказался в Киеве, где в апреле 1918-го и был убит немцами (по другой версии петлюровцами). Ранней канонизации, вероятно, помешало близкое знакомство покойного с Троцким, но в 60-е годы была издана его биография, в честь него были названы улицы в Киеве и Ленинграде.
У Г.И.Чудновского, в свою очередь, был брат, но на этом повороте сюжет вылетает из колеи.
Леонид Исаакович Чудновский родился в 1888 г. в Екатеринославе, изучал юриспруденцию в Харькове и Гейдельберге. Во время первой мировой служил в кавалерии, затем после контузии командовал санитарным поездом. После революции - в Добровольческой армии. В эмиграции в Югославии, где в отличие от большинства соотечественников сделал неплохую карьеру. Был уездным начальником в Баточине, затем в Порече, наконец, в 1939-1941 в Кладово, на границе с Румынией. В ночь с 5 на 6 апреля 1941 Л.И.Чудновский устроил в ресторане Дубровник большую вечеринку по случаю какого-то своего юбилея. Был приглашен весь местный бомонд, в том числе, конечно, военные. В 2 часа ночи подразделение полка особ.назн.Бранденбург форсировало Дунай и взяло пограничников в буквальном смысле тепленькими. Большая часть (потенциальных) защитников Кладова была убита на месте. Сербские историки считают доказанным факт, что Чудновский был агентом абвера, и дату вечеринки выбрал не случайно.
После войны Л.И.Чудновский утверждал, что преследовался немцами и даже провел некоторое время в концлагере, впрочем, по другим показаниям, он сотрудничал в Вене с гестапо. Как бы то ни было в 1945 он оказался в Мюнхене, где был с пылу с жару завербован американской разведкой и получил кодовое имя "Рэдиш". Уже к маю 1946 он предоставил более 40 отчетов о настроениях русской эмиграции и отдельных лицах. Но качество, очевидно, уступало количеству, вскоре он был передан в другой отдел, разжалован переименован из "Рэдиша" в "Кэмфора", а затем и вовсе сокращен.
Последним документом в его ЦРУшном досье является анкета на предмет въезда в США от июля 1950 (место назначения: Vain Farm, Ipswich, Mass, спонсор: Catholic Welfare Society), следов его пребывания в США мне, впрочем, найти не удалось.

22 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:vba_
Date:23.01.2014 22:12 (UTC)
(Link)
А что, нет никаких достоверных свидетельств, где он был с 1941 по 1945 год?
[User Picture]
From:labas
Date:24.01.2014 09:46 (UTC)
(Link)
Сербские источники "теряют" его в 1941, американские "находят" в 1945.
Я просмотрел вчера доступную мне подшивку белградского "Русского дела", но ничего не нашел.
Но сегодня подумал немного и заглянул в книгу Н.Чухнова "В смятенные годы" и это оказалось верным решением (а в гуглевыдаче эта книга не поймалась, т.к. в фамилию вкрался знак переноса):
Дело в том, что Гитлер принял в германское гражданство всех тех немецких евреев, которые в 1-ую Великую войну служили в войсках и были награждены железными крестами.
Много хлопот было с Леоннидом Исаакиевичем Чудновским. Евреем он был несомненным, хотя и скрывал это. В прошлом, в России, он окончил юридический факультет, а потому смог в Югославии получить должность срезского (уездного) начальника. Злые языки говорили, что он и не крещеный, но это не мешало ему ежегодно говеть в белградской церкви. В его случае, георгиевская медаль 4-ой степени, полученная им за службу в санитарном поезде Земгора, тоже была учтена, как железный крест...


Насчет приема "в германское гражданство всех тех..." это, впрочем, лажа. Так что далеко с ответом на вопрос мы не продвинулись.

Еще можно добавить, что после войны титовцы требовали его выдачи за военные преступления, но американцы отказали им.

Edited at 2014-01-25 12:39 pm (UTC)
[User Picture]
From:digibi
Date:23.01.2014 22:30 (UTC)
(Link)
Я как-то пытался прочесть книгу Соломона Чудновского "Из давних лет", но при всем моем интересе к той эпохе и ее деятелям не смог одолеть его косноязыкий стиль и часто откровенную белиберду.
[User Picture]
From:gingema
Date:23.01.2014 23:56 (UTC)
(Link)
Въехал в США на католическом спонсорстве и тут же ушел в монастырь.
[User Picture]
From:mbinder
Date:24.01.2014 01:00 (UTC)
(Link)
а немцев не смутило еврейское происхождение Чудновского?
[User Picture]
From:artx
Date:24.01.2014 02:16 (UTC)
(Link)
Он мог получить новые документы на другое имя.
[User Picture]
From:labas
Date:24.01.2014 09:50 (UTC)
(Link)
Это маловероятно, обычно, так делали, чтобы скрыть прошлое перед властями будущей страны проживания, а американцы уже знали настоящую фамилию.
Проблема м.б. скорее в том, что он собрал в своей фамилии аж четыре неоднозначно транслитерируемые буквы, что дает под 50 вариантов латинского написания.
[User Picture]
From:artx
Date:24.01.2014 22:11 (UTC)
(Link)
Не только перед властями, но и самими властями. Англичане сами выдавали бывшим гитлеровцам новые документы (на новое имя и даже год рождения) после войны. С этими документами люди ехали в Аргентину, Австралию и далее на окpаины империи, где нужны были рабочие руки. А немцев, латышей и хорватов они очень даже почитали как строителей и механиков. Если англичане так делали, возможно, и американцы тоже. Хотя версия со спеллингом более, чем вероятна.
From:bbb
Date:24.01.2014 04:41 (UTC)
(Link)
А точно ли эмигрант Чудновский - родственник революционера Чудновского? В сербской истории Кладова о "югославском" Чудновском говорится, что он, дескать, родился в аристократической семье (у племићкој породици). В этом случае его служба у Деникина с последующей эмиграцией и т.д. выглядят более естественно.
[User Picture]
From:labas
Date:24.01.2014 10:04 (UTC)
(Link)
Это хороший вопрос, спасибо.
Стопроцентного доказательства у меня нет, но я практически уверен, что да, иначе бы оговорил.

Аристократическая семья, если слегка даунгрейдить ее до обеспеченной буржуазной, ничему не противоречит. Даже по биографии в справочнике рев.деятелей Соломон Лазаревич Ч. к концу века отошел от рев. деятельности, а в 1905 вступил в партию кадетов. Рев. биография Исаака Лазаревича и вовсе дана лишь до 1884, дальше он вполне мог начать спокойную буржуазную жизнь, причем, возможно, крестился в православие, см.
Рассказ Леонида Исааковича Чудновского
Срезского начальника в Сербии

Отец мой, бывший уже в преклонном возрасте, серьезно заболел и врачи признали положение безнадежным.
Тогда родные послали телеграмму о. Иоанну с просьбой помолиться о его исцелении.
О. Иоанн ответил: «молитесь и вы» и отец мой выздоровел.
(из И.К.Сурский "Отец Иоанн Кронштадский")
(конечно, возможно, Л.И.Чудновский рассказывал это, чтобы подчеркнуть свое православие, см. цитату из Чухнова в комментарии выше)

Собственно, доказательств у меня три:
1) отчество
2) место рождения
3) 29 января 1910 года [Г.И.] Чудновский уехал из Петербурга в Екатеринослав, а затем в Харьков, где учился в университете его брат.
(Э.А. Корольчук "Григорий Чудновский", 1969).
Параллельное обучение в харьковском университете сразу двух Чудновских из Екатеринослава с отчеством "Исаакович" крайне маловероятно.

Upd. И вот еще четвертое:
Чудновский Исаакий Лазаревич (?- 15 февр. 1921, Сомбор, Сербия) - некролог в "Руле", Берлин от 1 апреля 1921 ("Незабытые могилы")

Edited at 2014-01-24 10:39 am (UTC)
From:bbb
Date:24.01.2014 19:00 (UTC)
(Link)
Я просто не разглядел, где упоминается отчество Леонида Чудновского. В частности, называл ли его он в своих послевоенных бумагах?
[User Picture]
From:labas
Date:25.01.2014 10:01 (UTC)
(Link)
А, виноват.
Да, конечно. Это обстоятельство, собственно, и навело меня на мысль.
From:bbb
Date:25.01.2014 15:15 (UTC)
(Link)
Да, теперь все становится прозрачнее.

Скорее всего, он был выкрестом (возможно, даже сыном выкреста). Иначе трудно объяснить его карьеру в царской армии (руководство военным госпиталем - офицерская должность) и, тем более, у Деникина, на весьма специфической офицерской должности военного юриста.

Кстати, а откуда следует, что он во время первой мировой войны заведовал госпиталем?

И еще - пытались ли в поискать его жену Валентину Цибулевскую?
[User Picture]
From:labas
Date:25.01.2014 16:15 (UTC)
(Link)
Насчет госпиталя это моя неточность при обработке сербских источников, правильно: санитарный поезд, как у Чухнова. Поправлю.
Жену искать пытался, но тоже безуспешно.
[User Picture]
From:chudoff_0
Date:17.02.2014 13:36 (UTC)
(Link)
Мне дали ссылку на ваш пост. Родной брат деда утверждал, чйто Григорий Чудновский - их двоюродный брат, но мы точно не знаем, так ли это на самом деле.
From:(Anonymous)
Date:24.01.2014 05:30 (UTC)
(Link)
Не родственники ли им братья Чудновские из Нью-Йорк Сити?

Тоже иммигранты, но эммигрировавшие из СССР в 1970-х. В США известны как математики, которые строили у себя дома суперкомпьютеры в 1980-х - 1990-х.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5

http://en.wikipedia.org/wiki/Chudnovsky_brothers
[User Picture]
From:labas
Date:24.01.2014 10:07 (UTC)
(Link)
По какой-то ветке может быть. Насколько можно судить по документам, у Л.И.Чудновского детей не было, а сын Г.И.Чудновского Марк погиб в Бабьем Яру.
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:24.01.2014 19:18 (UTC)
(Link)
Я знаю, что у абвера были агенты евреи на Ближнем Востоке. Опубликованные документы о том имеются. По апрель 1940 г. в Югославии, насколько представляю, тоже могли быть. Но насчет более позднего времени такое предположение представляется мне более чем сомнительным. Вероятно, по исполнении возложенной на Чудновского миссии во время вторжения немецких войск в Сербию его втихую вывели из игры, не повергли репрессиям как еврея. Что как с ним происходило далее, дело темное, может быть, он поменял имя, страну проживания, смог скрыть еврейскую национальность. Все это предполагать допустимо. А далее он всплывает в 1945 г. в Мюнхене. Из Югославии немецкие войска и остатки русского корпуса уходили в Баварию. Вернее, в основном в Австрию, но часть достигала и Баварии. По окончании войны их подавляющее большинство оказалось в союзнической зоне оккупации. Отсюда появляются основания для предположения о том, что туда Чудновский уходил с немцами, русским корпусом. Следовательно, в свою очередь, и войну провел, вероятно, в Югославии тоже. А меняя ФИО или как иначе, это уже, получается, третий отдельный вопрос.
[User Picture]
From:labas
Date:25.01.2014 10:16 (UTC)
(Link)
Ну один весьма известный агент-еврей у абвера был: Р.Каудер. И в конце войны как раз в Вене (где его арестовали, но это другая история). Но вроде бы в контексте "бюро Клатта" фамилия Чудновского не встречается.
Что ушел из Белграда с РОК (а не раньше) вполне возможно, без особой нужды лезть на территорию рейха смысла ему не было.
From:bbb
Date:25.01.2014 15:09 (UTC)
(Link)
Был еще известный Ивар Лисснер (им, в частности, занимался Андрей Фесюн). Но Лисснер жил на Дальнем Востоке, в относительной безопасности.
From:(Anonymous)
Date:29.01.2014 02:34 (UTC)
(Link)
http://search.ancestry.com/cgi-bin/sse.dll?gl=34&rank=1%2c1&new=1%2c1&MSAV=0%2c0&msT=1%2c1&gss=angs-g&gsfn=Valentina&gsln=Tschudnowsky&msypn__ftp=New+York&o_xid=54764&o_lid=54764&o_sch=Partners&so=2

http://www.death-record.com/d/n/Valentina-Tschudnowsky/New-York

Если взяла фамилию мужа, то может быть это она.
My Website Powered by LiveJournal.com