?

Log in

два документа осени 1941 года - Игорь Петров
07.01.2017
13:54

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
два документа осени 1941 года
I.
ВЕРХОВНОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВЕРМАХТА.
Отдел по делам военнопленных.
Az.2 f 24 60a VI
Барон фон Ротенхан.
БЕРЛИН-ШЕНЕБЕРГ.
Баденше Штрассе, 51.
13 сент[ября] 1941 года.

Господину Е.фон ХАЛЛЕРУ
Члену Международного Комитета
Красного Креста
Женева.
Дворец Генерального Совета


Уважаемый господин ф[он] Халлер!
Я получил вчера Ваше письмо от 4 сент[ября] и весьма благодарен Вам за Ваше дружелюбное, адресованное мне лично послание. Это Ваше письмо от 4 сент[ября], очевидно, пересеклось в дороге с письмом Верховного командования вермахта, отдел по делам военнопленных от 30 авг[уста], Az.2 f 24 60a Kriegsgef. VI. Это письмо, которое Вы уже, как я надеюсь, получили, было предварительным ответом на письмо Комитета от 21 авг[уста], которое Вы упоминаете в своем письме от 4 сент[ября]. В этом письме от 30 авг[уста] было сказано, что Верховное командование вермахта в настоящий момент не может дать окончательный ответ по всему комплексу пересылки зеленых учетных карточек, так как юридические вопросы касательно обращения с военнопленными еще не разъяснены окончательно. Дела сегодня обстоят так, что Германия получила немалое количество известий о позиции правительства СССР касательно обращения с военнопленными. В том числе недавно поступившее постановление Совета Народных Комиссаров, представляющее собой своего рода положение о применении к статьям Гаагской конвенции о законах и обычаях войны, относящимся к военнопленным. В этом постановлении в конце также упомянуто, что правительство СССР позволит представителям Международного Комитета
Красного Креста и других благотворительных организаций посетить места размещения немецких военнопленных в СССР. Далее имеется известие, что Россия создала справочное бюро по военнопленным, которое будет пересылать списки немецких военнопленных латиницей и что немецкие военнопленные, наконец, получат разрешения отправлять открытки их родственникам в Германии.
Но все это известия лишь о намерениях советско-русского правительства, точных сведений пока нет. В действительности о судьбе немцев в России не известно ровным счетом ничего, если не считать бесчисленных случаев получения Германией точных сведений об убийствах и истязаниях немецких солдат.
Германия же напротив при посредничестве Вашего делегата господина Жюно передала правительству СССР список с именами 400 советских военнопленных, во-вторых, Вы и профессор Буркхардт осмотрели один лагерь советских военнопленных в Германии, относительно чего правительство СССР было официально поставлено в известность.
Вы поймете, что сейчас необходимо ожидать и каких-то определенных шагов со стороны СССР. Пока не поступало ни официального списка немецких военнопленных в СССР, ни открыток хотя бы от одного немецкого военнопленного из России, и наконец, ни единого сообщения о том, что представитель какой-то нейтральной страны или благотворительной организации посетил место размещения немецких военнопленных в СССР.
Вопрос о том, следует ли в скором времени переслать Комитету зеленые учетные карточки, проверяется здесь весьма серьезно. При этом кажется вероятным, что - если пересылка этих карточек осуществится - Комитету по его желанию будут пересылаться по две учетные карточки, если вторая здесь не понадобится.
Я надеюсь, что вопрос пересылки зеленых учетных карточек Международному Комитету будет в любом случае вскорости решен. Но на основании положения дел, которое я Вам обрисовал, я, к сожалению, и сегодня не могу дать Вам однозначного ответа.
С выражением моего глубочайшего уважения, Ваш, уважаемый господин фон Халлер, покорный слуга
Фон РОТЕНХАН.

II.
Отдел Qu. 2 оберквартирмейстеру [главы военной администрации в генерал-губернаторстве]
Tgb. Nr. 1094/41 g.
20.10.41
19.10. визит подполковников Димер-Вильрода и фон дер Линде из отдела по делам военнопленных ОКВ к командующему по делам военнопленных [в генерал-губернаторстве].
Результат совещания: В середине ноября генерал-губернаторством должны быть приняты в общей сумме 500000 военнопленных.
В рейх должны быть переведены 660000 военнопленных, питание имеется только для 300000.
ОКВ поставлено в известность, что массовую смертность военнопленных невозможно остановить, так как они совершенно обессилены.
Нет возможности ни увеличить рационы, ни предоставить одеяла. Начальник штаба при командующем по делам военнопленных высказал представителям ОКВ мнение, что в этих условиях нельзя требовать и работоспособности.
Капитан [подпись].


Перевод мой.
I.: ACICR (Archives of the International Committee of the Red Cross), B G 085 021. Документ любезно предоставлен уваж. allin777.
II.: BA-MA RW 6/277.

Эти два документа еще раз наглядно демонстрируют два лица нацистской политики по отношению к советским военнопленным. Первое - вежливо-предупредительное, обращенное к представителям нейтральной страны, всячески пыталось изображать гуманность и следование законам войны. В эту категорию попадает и (неофициальное) посещение представителями Красного Креста в начале августа лагеря Хаммерштайн, едва начавшегося наполняться и поэтому использованного в качестве своеобразной "потемкинской деревни" (реальность в других лагерях уже тогда выглядела совсем иначе) и идея обмена списками военнопленных, позже независимо друг от друга заблокированная Гитлером и Молотовым.
Второе - прагматично-людоедское: необходимость обеспечения миллионов советских военнопленных питанием не была учтена в рамках подготовки операции "Барбаросса" (в материалах экономического штаба Ост речь и так шла об "избыточности десятков миллионов" жителей Центральной России), так что их массовая смертность осенью-зимой 1941 года - вне всякой зависимости от действий или бездействия советского правительства - была предопределена.

Tags: , ,

33 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:katmoor
Date:07.01.2017 13:03 (UTC)
(Link)
....Димер-Вильрода и фон дер Линде из отдела по делам военнопленных ОКВ.....

а документация этого отдела с указанием численности военнопленных сохранилась?
[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2017 13:22 (UTC)
(Link)
Статистики сохранилось не очень много, посмотрите у Штрайта, начало 7 главы, там обрисована ситуация.
[User Picture]
From:katmoor
Date:07.01.2017 13:26 (UTC)
(Link)
ссылку не дадите?
[User Picture]
From:katmoor
Date:07.01.2017 14:50 (UTC)
(Link)
спасибо

что интересно-не сохранилось ни инструкций по учёту пленных ни собственно учёта
From:(Anonymous)
Date:07.01.2017 13:26 (UTC)
(Link)
План предполагал ведение войны не более 5 месяцев. А для июля - нужно знать расчетное количество пленных по плану.
[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2017 13:30 (UTC)
(Link)
Уже цитировал Штрайта при обсуждении прошлой записи на тему:
В связи с проблемой подготовки лагерей возникает вопрос, на какое количество военнопленных рассчитывало или должно было рассчитывать военное руководство. В сохранившихся документах на этот счёт нет конкретных указаний, однако выводы о приблизительном количестве сделать можно. Неоднократно упоминавшийся организационный приказ отдела по делам военнопленных от 16 июня 1941 г. предусматривал создание на территории рейха, - причём все на учебных полигонах, - 19 лагерей общей вместимостью на 790000 человек. Для генерал-губернаторства и I корпусного округа (Восточная Пруссия) были предусмотрены 6 или 8 комендатур стационарных лагерей, что при средней величине лагеря на территории рейха (40000 чел.), позволило бы разместить 560000 человек. При этом для определения вместимости указывались критерии - "возможность предотвращения массовых побегов и бунтов, а также возможность достаточного медицинского обслуживания (против угрозы эпидемии)". Это указывает на то, что в этих лагерях планировалось создать ещё более примитивные условия, чем в таких же на территории рейха, и разместить в них возможно большее количество пленных. Если принять в расчёт ещё и тех пленных, которых следовало использовать на работах в прифронтовой зоне и в рейхскомиссариатах, - а это большая их часть, - то можно предположить, что расчёт делался по меньшей мере на 2-3 млн. пленных. К такому же количеству можно прийти на основании предполагаемого весной 1941 г. со стороны ОКВ и ОКХ боевого состава Красной Армии в 227-247 соединений. Это тем более верно, если учесть, что исходили из того, что сопротивление Красной Армии будет сломлено уже в первые 4 недели войны и что основные её силы могут быть "окружены и уничтожены" в первых пограничных сражениях. Следовательно, при планировании надо было исходить из того, что в течение 6-8 недель нужно будет обеспечить снабжение по меньшей мере 1-2 млн. военнопленных.
[User Picture]
From:gistory
Date:07.01.2017 13:48 (UTC)
(Link)
первое письмо написано фактически до Киевского котла, второе, после Вязмеского.
Но факт, что отсутствовало понимание или планы того, как будут снабжаться питанием миллионы пленных и жителей оккупированных территорий.
[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2017 14:00 (UTC)
(Link)
Ну есть же немалое количество свидетельств (ссылка на одно приведена в посте), показывающих что общий подход и в июле, и в ноябре 1941-го вне зависимости от котлов не сильно менялся.

В дневнике эконом. штаба Ост от октября, если не ошибаюсь, дана приоризация: военнопленные там имеют самый низший приоритет, даже после местных жителей.

Это потом, когда война вдруг не закончилась в 1941, обнаружилось, что в/пл это не только голодные рты, но и рабочие руки.

Edited at 2017-01-07 02:01 pm (UTC)
From:(Anonymous)
Date:07.01.2017 16:54 (UTC)
(Link)
До этих лагерей пленных еще нужно было доставить - по отлаженной системе задержания, концентрации, сортировки и транспортировки. И, судя по всему, система была золотым дном для расхитителей и направляющих на работы.
From:(Anonymous)
Date:07.01.2017 17:15 (UTC)
(Link)
(Сразу к планам и выделению людей для работ).
[User Picture]
From:allin777
Date:07.01.2017 14:03 (UTC)
(Link)
"...Первое - вежливо-предупредительное, обращенное к представителям нейтральной страны, всячески пыталось изображать гуманность и следование законам войны..."

Тут такая штука. Перед МКК немцам ничего особенно и не нужно было изображать- они с 1939 года работали в очень плотном контакте. Для всяких нейтралов война не 22 июня 1941 года началась.



[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2017 14:10 (UTC)
(Link)
Но вот с этим документом от 8 сентября несмотря на "плотный контакт" они Красный Крест почему-то не ознакомили.

[User Picture]
From:alexa_bell
Date:07.01.2017 15:58 (UTC)
(Link)
Скажите, пожалуйста, не встречалось ли какой информации по шталагу № 325 (Замостье, Генерал-Губернаторство) 1941-30.04.1942 ?
Кроме книги Палия и части карт военнопленных практически ничего не могу найти. На удивление мало информации. Даже неизвестна дата начала функционирования этого шталага, а ведь он был чисто офицерский с известным генеральским бараком.

Edited at 2017-01-07 04:00 pm (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:08.01.2017 08:22 (UTC)
(Link)
Нет, к сожалению. Но это ведь по многим лагерям так.
Я вот тоже в свое время по дулагу 102 (Волосово) пытался найти информацию - очень мало.
[User Picture]
From:alexa_bell
Date:08.01.2017 09:22 (UTC)
(Link)
Если вдруг что-то случайно попадёт по нему, сообщите, пожалуйста.
[User Picture]
From:labas
Date:08.01.2017 09:23 (UTC)
(Link)
Да, буду иметь в виду.
[User Picture]
From:alexa_bell
Date:08.01.2017 09:33 (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:08.01.2017 15:01 (UTC)
(Link)
17.3.1941 - переименование из Frontstalag 102, переподчинение 207 Sich.Div.
май 1942 - Волосово
1944 - Южная Россия
27.8.1944 - прекращение (Северная Украина)
номер полевой почты 38028
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:08.01.2017 14:57 (UTC)
(Link)
Создание - не известно
С июля 1941 - упоминается как шталаг
Июль 1941 - март 1942 - Замостье
с апреля 1942 - Рава Русская
(из каталога почтовых знаков)
[User Picture]
From:alexa_bell
Date:08.01.2017 17:13 (UTC)
(Link)
Конечную дату я знаю. Только не март, а последний день апреля 1942 года. В июле упоминается, как шталаг. Но был ли фактически? Когда принял и сколько первых военнопленных? Неизвестно. Есть регистрация убытия, но нет регистрации прибытия. Ни одного документа. Только воспоминания выживших. Но уровень их достоверности не очень высок. Ссылку на упомянутый Вами каталог можете дать?
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:08.01.2017 17:25 (UTC)
(Link)
Может в BA-MA посмотреть?
Там по GG дела в относительном порядке

Каталог:
G.Mattiello, W.Vogt. Deutsche Kriegsgefangenen- und Internierteneinrichtungen 1939-1945, Bd. 1, Stammlager, Koblenz 1986 (Selbstverlag)
[User Picture]
From:alexa_bell
Date:08.01.2017 17:34 (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:08.01.2017 17:39 (UTC)
(Link)
каталог на ебее можно поймать
а регулярные отчеты по перемещениям лагерей в.п. и добровольцев, по-моему, видел в делах интенданта (VI)
[User Picture]
From:someonecurious
Date:07.01.2017 16:33 (UTC)
(Link)
Несмотря на явную непродуманность вопросов содержания и питания военнопленных, к этой категории смело относили не только комбатантов, но и лиц призывного возраста с захваченных территорий.

Я могу ошибаться, но это чисто немецкое изобретение - разделение ответственности. Описано еще в пресловутом "Молоте ведьм": один судья обещает подозреваемому все, что угодно, в обмен на признание.
А дело заканчивает другой судья, который, формально, обязательств перед сознавшимся не имеет.

Одни берут в плен.
Другие кормят пленных.
И никто не виноват, что пленных много, и пищи на свех не хватает.
[User Picture]
From:Антон Уманский
Date:07.01.2017 19:37 (UTC)
(Link)
Здравствуйте!
Речь идет о шталаге 315 Хаммерштайн (ныне Чарне, Поморское воеводство Польши)?
В этом лагере находился брат моей бабушки, Алексей Георгиевич Кривошеин. Последние сведения о нем относятся к ноябрю 1941 года.
[User Picture]
From:labas
Date:08.01.2017 08:20 (UTC)
(Link)
Да, по всей видимости. Есть еще Хаммерштайн как подлагерь в VI округе, но это дальше от Берлина.
From:(Anonymous)
Date:08.01.2017 12:58 (UTC)
(Link)
Интересно было бы сравнить с обращением с французскими пленными - 1,5 млн за чуть больше месяца.
From:Sergey Shatalin
Date:09.01.2017 15:13 (UTC)
(Link)
А я вот о поляках 1939 еще подумал, 120 тыс только после падения Варшавы.
[User Picture]
From:lucem_glorifico
Date:10.01.2017 18:41 (UTC)
(Link)
а мне понравилась фамилия автора первого письма:
Setzt auf’s Klosterdach den roten Hahn! :)
From:glavsnab
Date:30.01.2017 22:20 (UTC)
(Link)
Тенденциозная публикация документов Красного креста г-ном allin777 - очередная попытка обелить нацистов и свалить гибель миллионов пленных на СССР.
Он же недавно, манипулируя цифрами из какой-то книги, пытался утверждать, что если взять данные не за всю войну, а за некий период, то якобы окажется, что в СССР погибло чуть ли не 70 % пленных фрицев. Т. е. плачевная судьба сталинградских доходяг выдается за характерную для советского плена.
А что до лагеря в Минске, то такие документы аллина "почему-то" не интересуют. А ведь фрицы не просто туда согнали массу штатских, но еще и непризывных на тот момент возрастов! И не кормили вообще! Но "своим" все можно.
[User Picture]
From:lonelinesssail
Date:23.04.2017 18:13 (UTC)

оффтоп))

(Link)
Добрый вечер!
Извините за оффтоп, но нет ли у вас какого-либо материла по ленд-лизу? Или посоветуйте плиз где искать.

В канун 9 мая эта тема набирает медийной активности))
[User Picture]
From:labas
Date:24.04.2017 16:01 (UTC)

Re: оффтоп))

(Link)
Нет, к сожалению, никогда этой темой не занимался.
My Website Powered by LiveJournal.com