Игорь Петров - диалектический материализм или странная история проф.этерлея
05.01.2013
18:26

[Link]

Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
диалектический материализм или странная история проф.этерлея
ЭТЕРЛЕЙ Николай Семенович - профессор-историк из Ленинграда. Работал в Лекторском бюро Политуправления Ленинградского фронта. В начале 1943 г. попал в плен, содержался в Особом опросном лагере Летцен. Весной 1944 г. прибыл в Дабендорф, но курсы не проходил. Работал во власовской прессе. Освобожден из плена, капитан РОА (1944 г.). В октябре 1944 г. принял деятельное участие в организации Главного управления пропаганды КОНР, пытался наладить издание журнала КОНР. В феврале 1945 г. эвакуировался вместе со структурами КОНР в Карлсбад. В мае 1945 г был интернирован американцами.1

Начало биографии восстанавливается легко.
Во время революции 1905 г. С. Н. Этерлей, уроженец Каменец-Подольской губернии, талантливый живописец-самоучка, был выслан из Петербурга в Авдеевскую волость Пудожского уезда [Карелия]... Он разъяснял крестьянам обреченность царского самодержавия, подсказывал конкретные формы борьбы против существующего строя ... После ссылки Этерлей остался в Авдеевской волости, участвовал в империалистической войне, а в 1918 году явился организатором волостного Совета и большевистской ячейки... около 24 ноября [1919] белые банды со стороны Калгачихи и Лузы произвели набег в район Водлозера, причем ими был убит волвоенком тов. Этерлей2
Это отец Николая Семеновича. Сам Н.С.Этерлей родился в 1911г. в д.Загубское Авдеевской волости.
Но каким образом он уже к 30 годам смог стать профессором? Увы, мне не удалось найти следов ни одной довоенной публикации Н.С.Этерлея. Существование профессора-историка без публикаций представляется невероятным. Единственное, что можно утверждать твердо: перед войной Н.С.Этерлей проживал в Ленинграде. В телефонном справочнике за 1940 год указан адрес: Кировский пр.62.
Именно этот адрес назван женой, разыскивавшей Этерлея через военкомат в сентябре 1946г. По ее данным Этерлей был призван Приморским РВК г.Ленинграда 16.06.1943 (21 месяц блокады!) и сведений о нем с июня 1943г. у жены нет. В качестве воинского звания указано: кр-ц. Полевая почта 81143 это 267 зап.стрелк. полк 36-й запасной стрелковой бригады. Этерлея постановили считать пропавшим без вести с августа 1943г.

В немецком плену Этерлей назвал себя профессором, преподавателем Ленинградского университета и капитаном Красной Армии. В мае 1944-го он находился при отделе "Fremde Heere Ost III/Prop". В архиве айнзацштаба Розенберга сохранилась его 20-страничная статья о выпущенной Московской Патриархией книге "Правда о религии в СССР". Текст у Этерлея получился не столько антибольшевистским, сколько антицерковным:
Коммунистическая идеология отрицает огромные заслуги религии перед народом, действиям советского правительства не хватает американской деловитости: использовать церковь в собственных интересах и позволить благославлять свою власть - ведь она была бы готова молить Бога во здравие всего правительства и каждого из его членов...
Непростителен тот факт, что русская православная церковь развертывает вопрос о положении религии в СССР как раз во время войны и пытается доказать мировой общественности, что права церкви в последние два десятилетия не только не были сужены, а напротив расширены в сравнении с царским временем.
3
и не был использован айнзацштабом.
Публикаций Этерлея во власовской прессе мне выявить не удалось, но это ни о чем не говорит, т.к. он мог использовать псевдоним. По воспоминаниям А.Артемова (Зайцева):
При составлении и согласовании списка членов КОНР, как мне говорил генерал Трухин, немцы вычеркнули полковника Боярского (резко и открыто порицавшего немецкую политику), профессора Этерлея и меня; но Власов меня отстоял.4 Артемов также упоминает, что впервые увидел Этерлея зимой-весной 1944 г., когда тот "почти открыто выступал с позиций исторического материализма". Еще один мемуарист5 называет Этерлея "ленинградским профессором диалектического материализма".6
В ВС КОНР Этерлей состоял в чине капитана, т.е. в том же, который по его словам носил в Красной Армии. Существует подозрение, что он был советским агентом, что основано на послевоенном рассказе Б.Георгиевского, адьютанта полковника Меандрова, который
в ноябре-декабре 1944 после некоторых наблюдений пришел к выводу о принадлежности сотрудника ГУП КОНР капитана Н.С.Этерлея к советской агентуре, однако о своих подозрениях никому не сообщил. 7
В феврале 1945-го верхушка КОНР эвакуировалась из Берлина в Чехию. Из записной книжки генерала Малышкина:
Апрель. Окончательный упадок настроений - проф.Э[терлей]8
Из гарвардского интервью А.Гаева (Каракатенко):
5 мая 1945-го американцы вошли в Мариенбад. 6 мая [комендант от войск КОНР] Благовещенский созвал тайное совещание, я был в числе приглашенных, равно как и проф. Этерлей, известный деятель РОА, прославившийся своими словами "Всё, что мы должны делать, это мешать немцам"... На этом совещании Благовещенский убеждал нас вернуться на родину. Каждый должен понести наказание в соответствии с виной. Он и Этерлей развесили в Мариенбаде плакаты "Русские - домой!"
Тем не менее Этерлей оказался в американском плену, где, по сведениям К.М.Александрова, требовал репатриации в СССР, но его (как минимум до апреля 1946-го) не отпускали. В сентябре 1946-го военкомату, как мы видели в справке выше, его судьба известна не была.

И наконец: в картотеке РНБ нашлись три книги, написанные Николаем Семеновичем Этерлеем:
"Электрические машины" (в соавторстве с А.А.Потехиным) Сельхозгиз, 1960
"Электрические станции, подстанции, линии и сети" Профтехиздат, 1962
"Трансформаторы и электрические машины", Колос, 1964
Вот такой вот диалектический материализм.

Upd. Уважаемый lucas_v_leyden любезно указал еще одну, более раннюю, публикацию Н.С.Этерлея:
Этерлей, Н. Укреплять технические училища // Проф.-техн. образование, 1956, № 11, с. 10-12.


1 - К.М.Александров. Комментарии к "Из записной книжки генерал-майора В.Ф.Малышкина", "Русское Прошлое", кн.6, 1996
2 - М.И.Шумилов "За счастье народное" (1967), "Советы Карелии 1917-1992: документы и материалы" (1993), Ю.А.Савватеев "Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера" (2006).
3 ЦДАВО ф.3676, оп.1, д.12
4 - А.Артемов "У истоков Пражского Манифеста", "Посев", №6, 1996
5 - Н.Покровский "Воспоминания о русском освободительном движении" Записки Русской академической группы в США, кн.31 (2001)
6 - в октябре 1944-го и январе 1945-го в Праге вышло два номера журнала "Новые вехи". Одним из его авторов был некто "проф П.Салтыков". Также готовилась к выходу его книга "Диалектический и исторический материализм в свете современной философии". Пражского профессора с таким именем мне обнаружить не удалось.
7 - К.М.Александров. "Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945", 2009. В книге "Армия генерала Власова" (2006) уточняется, что "неосторожно решил завербовать Георгиевского" и тем себя выдал.
8 - "Из записной книжки генерал-майора В.Ф.Малышкина", "Русское Прошлое", кн.6, 1996

28 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:9in_10in
Date:05.01.2013 17:44 (UTC)
(Link)
Елена Николаевна Э., пбг. лингвистъ, по-видимому, дочь.
[User Picture]
From:labas
Date:05.01.2013 17:47 (UTC)
(Link)
Да. Фамилия редкая, как написано в книгах про С.Н.Этерлея идет от венгерской Атерлей.
[User Picture]
From:yadocent
Date:05.01.2013 17:49 (UTC)
(Link)
Призван в июне 1943, а в плен попал "в начале 1943" ?
Профессор-историк на старости лет подался в электротехники?
Несостыкух многовато.
[User Picture]
From:labas
Date:05.01.2013 17:53 (UTC)
(Link)
Ну в 1996г., когда процитированная справка писалась, ОБД Мемориал еще не было, так что уточнить было куда сложнее, чем сейчас. Т.е. эта нестыковка понятна. А профессором (истории или философии) он очевидно сам себя в плену называл. Вряд ли сразу несколько человек могли ошибиться в мемуарах.
А вот был ли он им - большой вопрос.

Edited at 2013-01-05 05:54 pm (UTC)
[User Picture]
From:henryviii
Date:05.01.2013 18:07 (UTC)
(Link)
нормальный такой шпион. тут на районе таких половина прохвессоров.
[User Picture]
From:tserv3
Date:05.01.2013 18:56 (UTC)
(Link)
как всегда - очень интересно, спасибо!
интересно, можно ли узнать, а вот книги по электротехнике это первые издания?
может быть это какое-нибудь 3-е издание с 30-40-х годов.
[User Picture]
From:labas
Date:05.01.2013 19:44 (UTC)
(Link)
Книга 64-го переиздание книги 60-го. Более ранних в каталоге нет.
[User Picture]
From:yadocent
Date:06.01.2013 05:26 (UTC)
(Link)
А про его отца поподробнее можно?
[User Picture]
From:labas
Date:06.01.2013 10:10 (UTC)
(Link)
Там в основном про обстоятельства гибели, напр:

С. Н. Этерлей, уроженец Каменец-Подольской губернии, талантливый живописец- самоучка, был выслан из Петербурга в Авдеевскую волость Пудожского уезда. В Канзанаволоке он поселился на квартире в доме одного из сельчан. Волисполком располагался на втором этаже дома братьев Ермилиных, нередко военком засиживался допоздна за работой и здесь же, в « совещательной комнате», оставался на ночевку. Так было и в один из ноябрьских вечеров 1919 г. Днем С. Н. Этерлей предупредил жену А. Ф. Ермилина, чтобы не топили печку, где он держал гранаты. «Если подойдут англичане, это - смерть моя», - говорил военком. Однако ему , как и тысячам участников всенародной трагедии - Гражданской войны в России, было суждено погибнуть от рук соотечественников. Как докладывал член Пудожского укома партии А. М. Подосенов, утром 28 ноября Куганаволокский исполком совета крестьянских депутатов получил известие о том, что «отряд белых из Лузы при пулемете и автомате занял д.Канзанаволок , в 12 верстах от Большого Куганаволока»7. Обоз белогвардейцев из отряда А. И. Андронова внезапно появился со стороны Челмуж-Пильмас-озера, пройдя через деревни Рахкойла, Варишпельда, Коскосалма. Рассказывая об обстоятельствах своего ареста андроновцами, В. И. Моисеев сообщил, что отряд «состоял из 22 человек при 22 пулеметах, не считая винтовок, револьверов и гранат», и особо упомянул командира: «руководил Андронов Андрей Иванович из Малошуйки бывшего Онежского уезда Архангельской губернии. Высокого роста, грубый и решительный мужик, с погонами рядового солдата на плечах...
По свидетельству автора воспоминаний, в ночь на 24 ноября 1919 г. андроновцы, «схватив на дороге милиционера Лесанова, который был послан в разведку, не отпуская его от себя, поехали прямо к волостному исполнительному комитету». Они «окружили дом ВИКа, в котором, несмотря на позднее время, работали военный комиссар Этерлей, председатель волостного исполнительного комитета Василий Фокин и делопроизводитель Пономарев. Тут же находился и Афанасий Фокин (брат председателя Василия Фокина)».
О последующих событиях, свидетелем которых В. И. Моисеев не был, он пишет, скорее всего, на основании рассказов уцелевшего А. Ф. Ермилина. «Между ними зашла речь о белогвардейских бандах и их действиях. Этерлей, сидя за письменным столом, на котором лежал "наган" и граната, взяв в руки револьвер, проговорил: "Я белым зря в руки не сдамся", не подозревая того, что белыми дом окружен и два бандита, встав на костер дров, сложенный под окнами, смотрели в окно сквозь рамы и слышали каждое слово. Только Этерлей успел произнести эти слова, как сквозь стекла раздались два выстрела и бедный Этерлей был убит наповал



[User Picture]
From:yadocent
Date:06.01.2013 12:48 (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:andreev
Date:06.01.2013 19:19 (UTC)
(Link)
«состоял из 22 человек при 22 пулеметах, не считая винтовок, револьверов и гранат»

22 при 22 -- не опечатка?
[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2013 08:24 (UTC)
(Link)
У Савватеева в книге так, так что если опечатка, то у него.
[User Picture]
From:lucas_v_leyden
Date:05.01.2013 18:30 (UTC)
(Link)
Очень интересно!
Как Вы думаете - это - не он ли?

Этерлей, Н. Укреплять технические училища // Проф.-техн. образование, 1956, № 11, с. 10-12.

Если так, то значит в 56 году он уже прощен и свободен.
[User Picture]
From:labas
Date:05.01.2013 18:33 (UTC)
(Link)
Практически наверняка он (дело в том, что перечисленные выше книги - учебники для профтехучилищ).
Большое спасибо!


[User Picture]
From:colonelrabin
Date:05.01.2013 23:15 (UTC)
(Link)
Так судя по всему, он действительно вполне мог быть действующим агентом НКВД.
[User Picture]
From:labas
Date:06.01.2013 10:10 (UTC)
(Link)
Судя по семейной истории, вполне вероятно.
[User Picture]
From:uldorthecursed
Date:05.01.2013 19:31 (UTC)
(Link)
> в ноябре-декабре 1944 после некоторых наблюдений пришел к выводу о принадлежности сотрудника ГУП КОНР капитана Н.С.Этерлея к советской агентуре,

Судя по всему, так оно и было...

У меня где-то лежит книжка про группу ленинградских добровольцев, в 43-м под видом перебежчиков заброшенных к немцам целенаправленно для внедрения в структуры РОА.
[User Picture]
From:labas
Date:05.01.2013 19:43 (UTC)
(Link)
Это интересно, спасибо.
А Вы не могли бы при случае взглянуть? Вдруг есть какие-то подробности.
[User Picture]
From:uldorthecursed
Date:06.01.2013 18:31 (UTC)
(Link)
С некоторым трудом, но нашел :-)

Книга называется "Пути и судьбы", автор -- генерал-майор А. Л. Бахвалов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F5%E2%E0%EB%EE%E2,_%C0%ED%E0%F2%EE%EB%E8%E9_%CB%E0%E2%F0%E5%ED%F2%FC%E5%E2%E8%F7 Куплена случайно, в букинисте. С автографом автора... :-)

Увы, я слегка ошибся... ;-( "Перебежчик" в книге был один (автор указывает, что его фамилия была изменена, но остальные фамилии -- подлинные), заброшен в апреле 1942-го, всю войну оставался без связи. Служил в 674-м батальоне РОА. Остальные члены его группы -- те, кого он завербовал сам:

" В Ленинградской области в оперировавший против партизан 674-й ост-батальон был внедрен советский разведчик И.Т. Демченко. Его стараниями в подразделении была создана подпольная группа из числа бывших военнослужащих 2-й Ударной армии. При проведении антипартизанских операций они стреляли в «молоко», а в мае 1945 года в Дании, еще до прихода английских войск, убили своего комбата, арестовали остальных командиров и встретили англичан без единого выстрела. Впоследствии сам Демченко был признан участником войны лишь через 20 лет, а его помощник был осужден на 10 лет принудительных работ, так как был привлечен к работе не разведотделом Ленинградского фронта, а непосредственно Демченко."

http://www.gramotey.com/?open_file=1269031936

Здесь можно еще добавить, что "помощник" (в книге обозначен как Душке) был осужден ОСО только в 1951-м, причем несмотря на активные протесты со стороны управления контрразведки ЛВО (!) -- похоже, вся эта история была связана с тогдашними разборками внутри органов ГБ. Сам Демченко-Тихонов был под следствием, но не арестовывался и под судом не был; ордена "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией" ему вручили не "через 20 лет", а в 1955-м...

Проблема тут была еще в том, что 674-й ост-батальон занимался карательными акциями, так что середины там не было: или герой-разведчик -- или не просто предатель, а военный преступник. Вдобавок куратор Демченко-Тихонова, засылавший его к немцам (в книге он проходит как Черных) то ли умер, то ли погиб -- причем, похоже, еще во время войны, по тексту непонятно. В результате установлением связи с агентом никто не занимался, хотя агентурное дело, понятно, сохранилось, и факт заброски после войны был подтвержден -- почему контрразведка ЛВО и вступилась после войны за "своих людей".

Но в любом случае трудно представить, что особый отдел штаба Ленфронта ограничился бы одной-единственной засылкой агента-одиночки, особенно когда "власовское движение" в 1943-м начало цвести и пахнуть...
[User Picture]
From:labas
Date:07.01.2013 08:23 (UTC)
(Link)
Спасибо, надо будет посмотреть, есть ли что про это по немецком источникам.
[User Picture]
From:uldorthecursed
Date:07.01.2013 10:57 (UTC)
(Link)
В книге в основном описывается быт 674-го батальона, его персонажи -- зачастую с подробными характеристиками и биографиями.

Утверждается, что помимо главного героя, всем остальным сохранены реальные имена и фамирлии...
[User Picture]
From:mendkovich
Date:05.01.2013 23:40 (UTC)
(Link)
А вообще как обстоит дело с достоверно известными фактами заброски агентуры во власовское движение? Т.е. не засылки агентуры в прифронтовые формирования для их разложения, а долгосрочного внедрения.
[User Picture]
From:labas
Date:06.01.2013 09:57 (UTC)
(Link)
Дык достоверность может быть достигнута только публикацией материалов из советских архивов, а таких публикаций пока, насколько я знаю, нет.
К примеру, есть известный рассказ Л.Решина, о том как комбриг М.В.Богданов был завербован/перевербован чекистами в июле 1943-го с заданием проникнуть в РОА и убить Власова.
Но
1) в РОА и КОНР он вполне себе проник, но Власова не убил
2) при всей не вызывающей сомнений осведомленности Л.Е.Решина публикация протоколов допросов Богданова/отчетов о его вербовке была бы предпочтительнее пересказа.
[User Picture]
From:loki_trikster
Date:06.01.2013 11:45 (UTC)
(Link)
Уже пора тэг вводить: "человек, лично знавший Бухарина". Такие карьерные взлеты!
А если серьезно, есть ли вообще свидетельства, что кто-либо был куда-то внедрен и работал в администрации на прилично высоком уровне? И вместо ожидаемых лагарей получал при попадании в СССР орден, почет и уважуху?
Я не имею ввиду диверсантов или подпольщиков или завербованных потом, а только тех, кто по заданию именно что внедрялся.
[User Picture]
From:labas
Date:06.01.2013 12:12 (UTC)
(Link)
Я как раз комментарием выше написал, что без публикаций из советских архивов верифицировать все эти истории трудно.
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:06.01.2013 14:11 (UTC)
(Link)
Не об Этерлее.

> он уже к 30 годам смог стать профессором
При Сталине бывало и не такое. Среди историков рекордсмен - П.О. Горин (урожд. Коляда). 1900 г.р., академик АН Белоруссии с 1931 г.
Из ученых марксистов - к примеру, И.И. Презент. 1902 г.р., доктор наук с 1930 г.

> Существование профессора-историка без публикаций
Да, это редкость.
Однако, в СССР встречались, скажем, несколько странные карьеры.
К примеру, У.А. Шустер. Что мне о нем известно: до войны 2 статьи, после войны глава в крупном сборнике и статья, а первая его монография (весьма недурная) вышла, когда автору исполнилось 69 лет:)
[User Picture]
From:labas
Date:06.01.2013 14:52 (UTC)
(Link)
Исключения возможны, конечно, но в данном случае вряд ли.
Мне тут в комментах скинули ссылку на справочник ленинградских ученых на 1934г. (правда, коммент потом почему-то стерли) - там Этерлея нет.
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:06.01.2013 15:18 (UTC)
(Link)
Согласен.
Думаю, познания собеседников Этерлея в советском диалектическом материализме были недостаточно глубоки:) т.ч. Этерлей мог смело выдавать себя за профессора этой загадочной науки.
Вообще говоря, 1934 - слишком рано, он 1911 г.р. Если он имел какое-то отношение к науке, то, теоретически, он мог выдвинуться после чисток (скажем, на какую-то преподавательскую должность), как раз перед войной.
My Website Powered by LiveJournal.com