Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Category:

"рабочая правда": документы (2)

V. ИЗ СТАТЬИ П.Ш. "МИЛЮКОВ БЛАГОСЛАВЛЯЕТ "РАБОЧУЮ ПРАВДУ"

"Рабочая Правда" делает прямо головокружительную карьеру в эмигрантском лагере. Недавно меньшевик Далин посвятил ей похвальное, подбадривающее слово в "Социалистическом вестнике". Вслед за тем о ней же заговорил сам Милюков, и в таком высоком месте как международный конгресс "Лига прав человека", состоящей из отборнейших лицемеров и искуснейших лжецов капитала...
Чтобы... порадовать международный конгресс чем-нибудь свеженьким, Милюков хватается за прокламацию "Рабочей Правды":
Вот несколько слов протеста - конечно, подпольного, иного быть не может в России, протеста, исходящего из самой глубины коммунистической партии. "Политика правящих кругов", - говорит прокламация рабочей оппозиции, - "основывается на недоверии не только к рабочему классу, но и к самой партии, в особенности к рядовым членам" ("Последние новости", 6 ноября)
Процитировав дальше то место прокламации, где говорится, что "пролетарское общественное мнение находится в пренебрежении", Милюков восклицает:
Пусть не дадут санкции, ни моральной, ни юридической тираническому правительству, которое никогда не будет признано самими народом. Его новые тираны также уйдут, как ушли старые. Но нужно, чтобы в то время он сохранил хорошее воспоминание о тех, кто были его друзьями в черные дни.
Таким образом Милюков как последний аргумент выдвигает обещание заплатить "друзьям в черные дни", которые сейчас активно поддерживают российскую белогвардейщину. И это обещание он ловко заворачивает в прокламацию "Рабочей правды".
Случайно ли Милюков выбрал эту комбинацию для своего торжественного выступления? Конечно, нет! Он тоньше других политических деятелей буржуазии чует контрреволюционную сущность левейших и радикальнейших лозунгов. Он первый из официальных представителей буржуазии оценил лозунг "советы без коммунистов" и те перспективы для контрреволюции. которые мог открыть кронштадтский мятеж. Он и сейчас пытается облегчить тяжелую задачу российской эмигрантщины литературными упражнениями "рабочей Правды". Вот на чью мельницу льют воду "страшные революционеры", безуспешно пытавшиеся дезорганизовать нашу борьбу.

"Правда", 25 ноября 1923

VI. ЕМ.ЯРОСЛАВСКИЙ "ЧТО ТАКОЕ "РАБОЧАЯ ПРАВДА"

На этот вопрос необходимо ответить, особенно в настоящий момент, когда некоторые товарищи склонные приписывать все недостатки нашей внутрипартийной организации, в том числе и возникновение совершенно некоммунистических группировок. Так в одном из документов последних дней мы читаем такое неправильное объяснение возникновения отдельных группировок: "Чрезмерное усиление аппаратного централизма" (подчеркнуто мною. Е.Я.) за счет партийной самодеятельности породило в партии ощущение недомогания. Оно нашло себе на крайнем фланге чрезвычайно болезненное выражение вплоть до создания нелегальных группировок в партии под руководством явно враждебных коммунизму элементов. (подчеркнуто мною. Е.Я.)
А между тем причина возникновения "Раб.Правды" лежит в совершенно иной плоскости и ничего общего не имеет с силою или слабостью нашего центрального аппарата. Ее надо искать прежде всего в составе нашей партии, которая имеет не только пролетарские элементы, но и крестьянские и полукрестьянские и собрала в себя часть мелкобуржуазного городского слоя, который за короткое время пребывания в нашей партии в чрезвычайно малой степени изжил психологию мелкобуржуазной среды, его воспитавшей. Это первое. А потом не надо забывать, что наша партия впитала в себя не одну тысячу выходцев из других партий: меньшевиков, эсеров, бундовцев, анархистов, бывших [нрзб] и других.
Кто решится сказать, что партия сумела совершенно вытравить в этих выходцах из других партий остатки их прежней идеологии? Многочисленные факты говорят как раз обратное. Мы имеем перед собою частые рецидивы, отрыжки прежних взглядов, и если присмотреться к цифрам исключенных из партии за эти годы, то мы найдем довольно почтенную рубрику исключенных как некоммунистический, чуждый, мелкобуржуазный элемент. А разве мы можем сказать, что мы от него совершенно очистились?
В моменты больших колебаний в мелко буржуазной среде как раз и возникают колебания в среде этих неустойчивых элементов нашей партии. "Рабочая Правда" возникла как раз тогда. когда мы должны были проводить новую экономическую политику в чрезвычайно трудных условиях. Связи "Рабочей Правды" с меньшевистским миром были ясны для нас самого начала. Отчет Центрального Комитета РКП характеризовал уже тогда эту группу как чисто меньшевистскую и объяснял центральный комитет возникновение этой группы совершенно правильно: влиянием новой экономической политики
"Влияние этой последней на наши организации уже дало и свои отрицательные результаты. Появление издания так-называемой "Рабочей Правды", пытающейся нащупать какую-нибудь почву для внутрипартийных группировок, было уже отмечено в центральной печати. Прикрывшись нашим знаменем .Правды", распространители этого издания, под видом "чистого" коммунизма и защиты интересов рабочего класса, фактически распространяют мутно-меньшевистскую идеологию."
Так же правильно, по-марксистски, характеризовал возникновение этой группироввки тов.Бухарин в упомянутой уже статье: "Влияние нэпа, совершенно необходимой стадии исторического развития, через которую прооходит революция российского пролетариата, неизбежно должно было вызвать ряд уклонов в рабочем движении, отколов со стороны наиболее трусливых, неустойчивых, оппортунистических элементов, ряд "вывертов" со стороны "революционеров чувства", способных на моральное негодование, но абсолютно неспособных сообразить (головой сообразить), что нужно для победоносного завершения октябрьского переворота. "
"Рабочая Правда" возникла отнюдь не как протест против некоммунистической линии, чем бы "Р.П." не прикрывалась, а как попытка поддержать и сорганизовать в нашей стране элементы. чуждые коммунизму.

Из кого состоит "Рабочая Правда".
Персонально мы не знали до самого последнего времени, из кого состоит коллектив "Рабочей Правды". По выпущенным двум №№ "Рабочей Правды", по обращению "Группы Рабочей Правды" "К революционному пролетариату России" и по брошюре "Где правда?" мы могли установить только идеологию этой группы. Для нас было ясно прежде всего, что это не марксисты, что это последователи учения А.Богданова, когда-то бывшего в нашей партии, но ушедшего от революционной борьбы, ставшего чуждым ей. Мы, большевики, в свое время характеризовали взгляды Богданова как "меньшевизм наизнанку". В писаниях "Рабочей Правды" целые абзацы взяты у Богданова, а практические выводы сделаны в большинстве случаев совершенно меньшевистские, и если в чем меншевикам приходится поправлять "Рабочую Правду", отечески журить ее, так это за то, что в своем меньшевизме "Рабочая Правда" перебарщивает и превосходит самих меньшевиков.
Не надо забывать, что "Рабочая Правда" была конспиративной организацией. В обращении своем она писала: "Организуйте пропагандистские кружки и не забывайте основных условий развития Революционных организаций в странах наступающего капитала - тщательный отбор товарищей и строгую конспирацию" И коллектив "Рабочей Правды" действовал на протяжении двух лет чрезвычайно конспиративно и осторожно. Это была узкая [нрзб] группа, прием в которую был чрезвычайно труден. Все члены этой группы объединены ненавистью к РКП, богдановской меньшевистской идеологией. Собрания этой группы происходили чрезвычайно конспиративно. Когда один из привлеченных в эту группу, убедившись в том, что это антикоммунистическая группа, решил выйти из нее, мы читаем по этому поводу в протоколе №3: "Решено сообщить выбывшему товарищу о прекращении деятельности группы".
Однако, члены этой группы оставались членами РКП. Один из них - кандидат в члены РКП. Среди них нет ни одного из старой большевистской гвардии. . Но мы иначе не могли узнать об этом до тех пор, пока коллектив "Рабочей Правды" в полном составе (семь чел.) не был арестован в связи со своей антисоветской деятельностью.
Арест этой группы подтвердил целиком данную ей раньше характеристику. Среди членов коллектива "Рабочей Правды" мы находим только одного со стажем 1916 г. На ряду с этим мы имеем бывшего меньшевика, бывшего бундовца, остальные - вступившие в партию в самые последние годы. И вот эта теплая компания бывших бундовцев, меньшевиков и неустоявшейся еще учащейся молодежи, в основе мировоззрения которой лежало не революционное учение Маркса, а богдановско-меньшевистское истолкование Маркса, называет себя "классово мыслящим элементом в РКП", и, ведя дезорганизаторскую работу в РКП, ставя себе задачей провокаторскую работу (иначе назвать этого нельзя) - "максимальную дезорганизацию и расслоение РКП", имеет наглость обращаться к революционному пролетариату России с призывом организовать "истинно-социалистическую" рабочую партию.
Удивительно ли после всего этого, что один из этих переодетых меньшевиков, втершийся в ряды РКП, пишет в "Социалистический Вестник» корреспонденции, в которых так говорит о своей собственной группе: "Больше всего они опасаются, чтобы их не смешивали с меньшевиками" ("Соц.Вестн." №20 от 3 ноября 1923г.)

Многочисленна ли была эта "Рабочая Правда".
В декларации "Коллектива "Рабочей Правды", адресованной "ко всем социалистическим партиям" (стало быть и к эсерам, и к меньшевикам) и революционным организациям" "Рабочая Правда" о самой себе пишет: "Лозунги "Рабочей Правды" в короткое время завоевали... большую популярность. Повсюду стали организовываться группы, становившиеся на платформу "Рабочей Правды".
В заграничной печати, также как и в самой Москве, члены этой группы (точно также, как и члены мясниковской "Рабочей группы") распространяют гнусные небылицы о массовых арестах членов этой группы (400-500 человек), а Мясников даже договорился до цифры в 10-11 тысяч, принадлежащих к его группе.
Эта хлестаковщина пришпоривает, наскипидаривает и заставляет эмиграцию потирать руки Милюковых, Черновых и Данов. Все буржуаэные шайки и моськи из обывательских подворотен, услыша громкий лай такого переодетого меньшевика, думают: "Ай, моська, знать она сильна, что лает на слона". А на деле мы читаем в протоколах этой группы, которые писали только для себя (в протоколе №1 от 4 ноября 1922 г.) "... тов.Максимов (Шульман) доказывает, что устав не нужен: группа слишком незначительна и однородна по составу" Группа присоединяется к мнению тов. Максимова. 22 марта 1923 г. обсуждается вопрос об увеличении группы. Тот же Шульман (классовомыслящий элемент РКП) заявляет: "наша аудитория, сходная с нами, невелика". Но все это писалось для себя, в своем собственном кругу, а для внешнего мира - барабанный бой по поводу многочисленности и широкого влияния этой группы. Мы не знаем всех сторонников этой почтенной компании. Но если в Москве, где находился центр этой группы, всю эту группу, что называется кот наплакал, то не приходится говорить о сколько-нибудь серьезном влиянии в провинции. Опасность не в этом, а втом, что чуждые нам элементы в нашей собственной среде или товарищи со слабым теоретическим развитием в каждый серьезный момент могут колебнуться в сторону "Рабочей Правды".

Идеология "Рабочей Правды"
"Первую песенку зардевшись спеть..." Трудно было сделать первый шаг в кампанию лжи и клеветы, предпринятую "Рабочей Правдой". А затем дело пошло легче. Прежде всего, Октябрьская революция. Чем она была? На это дает ответ обращение группы "Рабочая Правда": "В результате Октябрьской Революции все преграды в смысле экономического развития уничтожились. Нет уже гнета помещиков, царской паразитической буржуазии и бюрократии, опиравшейся на реакционные группы европейского капитала (И на том спасибо, господа меньшевики! Е.Я.). После успешной революции и гражданской войны перед Россией открылись широкие перспективы быстрого превращения в страну передового капитализма. В этом несомненное и огромное достижение революции в октябре."
Такая предательская оценка, меньшевистская до последней точки, конечно, ведет к соответствующим меньшевистским выводам. Раз революция открыла дорогу только капитализму, и никакой другой форме общественного устройства, ясное дело, надо открыть ему еще более широкую дорогу, устранить все преграды с этого пути. Отсюда прямой шаг последовательного и полного уничтожения монополии внешней торговли и ряд других чисто-буржуазных требований, предъявляемых к нам буржуазными элементами нашего общества и мировым капиталом. Ведь наш спор с меньшевиками все время сводится к тому, что они Октябрьскую революцию все время оценивают как революцию, ничего общего с пролетарской не имеющую. А мы считаем ее революцией пролетариата, который ведет за собою значительную часть крестьянства и который осуществляет диктатуру пролетариата в полукрестьянской стране.
Отсюда и меньшевистская оценка государственного устройства. Что такое советское правительство, что такое советское государство? Чьи интересы защищает советское правительство, советское государство? "Рабочая Правда"отвечает: "Советское государство на ближайшее время является представителем "общенациональных" интересов капитала". От этого даже меньшевиков из "Социалистического Вестника", можно сказать, своротило. Меньшевик Далин в статье "Надо думать до конца" ("Соц.Вестник", № 18, 18 октября 1923г.) возмущается "противоречиями и идеологической путаницей", которые, по его словам, "принимают гомерические размеры", когда "Раб. Правда" дает свой анализ классовых взаимоотношений. Конечно, меньшевик Далин признает, что "борьба с РКП нужна, борьба самая смелая и энергичная", более смелая, чем тактика "Рабочей Правды", но диктатура РКП - не диктатура буржуазии и даже не диктатура собственнического крестьянства. Буржуазия на деле политически бесправна, и она не видит и не может видеть в московском правительстве родных или родственных элементов. Ни промышленная политика , советской власти, ни система внешней торговли, ни политика Коминтерна, ни преобладающий все же 8-часовой рабочий день не вяжутся с "диктатурой буржуазии", и уже совершенно по-анархистски олицетворять буржуазию с так называемой организаторской интеллигенцией."
Когда подумаешь, что эти строки обращались к людям, которые имели бесстыдство до последнего дня оставаться в рядах РКП, то поистине не знаешь, каким словом заклеймить этих людей.
Но раз советское государство является выразителем общенациональных интересов капитала, то само собой разумеется, что рабочий класс должен быть противопоставлен советскому государству. Осуществляет ли свою волю пролетариат через свои советы, через съезды советов? Через свои профессиональные союзы, через свою печать? Оказывается - нет. Оказывается, у нас те десятки, сотни тысяч рабочих, которые в настоящее
время входят в фабзавкомы, в советы, являются председателями губисполкомов (по-прежнему - губернаторы), являются
членами правительства, борются с натиском иностранного и отечественного капитала (в интересах пролетариата и крестьянства), состоят директорами заводов, наполняют наши рабочие факультеты, наши высшие учебные заведения, вытесняют оттуда буржуазных папенькиных и маменькиных сынков = оказывается, что все это "организаторская интеллигенция". Ну, само собой разумеется, что эта "организаторская интеллигенция" по мнению меньшевиков уже не может защищать интересы рабочих. Если бы эти господа из "Рабочей Правды" сумели хоть сколько-нибудь последовательно раскинуть мозгами, они бы сказали: "Опускайтесь, товарищи, на дно капиталистической эксплоатации, не теряйте времени и не боритесь за то, чтобы удержать в руках этот государственный аппарат, так как все равно вы не можете защищать интересы рабочего класса. Так отдайте все в руки буржуазии". Так и писал покойный Мартов.
Под флагом крайнего революционизма, группа "Рабочей Правды" на деле проповедует сдачу всех завоеванных пролетарских позиций своим классовым врагам.
Раз интересы рабочего класса противопоставляются интересам советского государства, отсюда один шаг до поддержки программы меньшевиков. И мы находим у "Рабочей Правды" вполне развитую программу именно этой партии. Это не мешает бояться "Рабочей Правде", как бы ее не смешали с меньшевиками.

"Рабочая Правда" и РКП
В выпущенной "Рабочей Правдой" популярной брошюре "Рабочая Правда" мы находим такую характеристику большевиков и меньшевиков:
"Кем были большевики? Партия большевиков, которая теперь называется коммунистической, до Октябрьской революции была партией рабочих. (И на том спасибо! Е.Я.). Большевики всегда отличались непримиримой революционностью, ненавистью к капиталу и тесной связью с рабочими. Не такими были меньшевики, которые часто шли на соглашение с контрреволюционной буржуазией и были поэтому скорее партией мелкой буружуазии и отсталых и обеспеченных рабочих, чем партией революционного пролетариата".
Что же случилось с РКП? Оказывается. что коммунистическая партия, "в годы революции - партия рабочего класса, становясь правящей партией, партией организаторов и руководителей государственного аппарата и хозяйственной жизни на капиталистических началах при общей отсталости и неорганизованности рабочего класса, все бесповоротнее теряет общность и связь с пролетариатом...", "РКП стала партией организаторской интеллигенции..." (Обращение к революционному пролетариату России). Значит, превращение, перерождение уже произошло! Чтобы доказать эту благоглупость "Рабочая Правда" систематически уменьшает число членов рабочих нашей партии (к сожалению, этим занимается не только группа "Рабочей Правды", но занимаются и некоторые почтенные товарищи наши, открещивающиеся от всякого родства с этой группой). В №1 "Рабочей Правды" (сентябрь 1921г.) в статье "Кто мы", читаем "РКП все более перестает быть не только идеологом, но и по составу партией пролетариата". "Рабочая Правда" тогда приводила цифру в 40-50 проц. рабочих-коммунистов в нашей партии.
Мы не скрывали и не скрываем опасности наплыва в нашу партию непролетарских элементов. Именно наша партия производила чистку партии с тем, чтобы удалить примазавшиеся чуждые элементы, работа контрольных комиссий и всей партии направлена была в эту сторону. На XI съезде РКП в 1922 году принято было постановление, которое затрудняет доступ в партию непролетарским и наоборот, облегчает доступ непролетарским элементам. Мы проводили партийные недели, во время которых широко были открыты двери именно для партийных элементов. Если все же в результате мы добились пока только того, что число рабочих в нашей партии немного больше половины, достигая по отдельным губерния, как например в Донбассе 65 проц. общего количества членов партии, по отдельным районам как Луганский район 90 проц., то причиной этого недостаточного втягивания рабочих в нашу партию, является и слабость нашего партийного аппарата, и все еще неизжитая распыленность пролетариата, и то, что мы еще не успели собрать весь пролетариат в производственные объединения, и, конечно - было бы глупо это отрицать - отдельные промахи и ошибки нашей партии и ряд ненормальных, болезненных явлений в ней. Но даже сам автор термина "организаторская интеллигенция" Богданов вынужден был признать совершенную несостоятельность своих учеников в данном вопросе. Любопытно указать на то, как сами члены коллектива "Рабочей Правды" стыдились сначала лгать. Один из членов этого коллектива на заседании 23 июля 1923г. возражал против вышеприведенной характеристики РКП до революции: "Виноградов. Апологии (восхваления) большевикам нечего писать. Верно же то, что большевики всегда были тем, что они сегодня"
Как бы предвидя, что рабочие не согласятся с характеристикой большевиков как чуждой партии, как "организаторской интеллигенции", тот же Виноградов поясняет, что надо из рабочих вытравить всякое сочувствие советской власти. "Рабочие, - говорит он, - еще частично сочувствуют советской власти за прежние заслуги".
А крестьянство? На том же заседании 3 июля (протокол №12) Иванова (Фаня Шуцкевер) так характеризует отношение к крестьянству: "Иванова считает ненужным включать отношения крестьянства. Крестьянство вообще всегда интересно в моменты революционных восстаний (пушечное мясо)" Над этой наглой, возмутительной формулировкой следует особенно задуматься, так как вопрос о правильных взаимоотношениях пролетариата и крестьянства есть основной вопрос всей нашей политики. Группа "Рабочей Правды" смотрела на крестьянство как на пушечное мясо. Это запомните, товарищи. Может быть, вам когда-нибудь придется еще встретиться с таким архи-р-р-революционером.

Пролетарская культура
"Большевистская партия как и все рабочие организации не понимала, что для победы пролетариата помимо экономической и политической борьбы, необходима настойчивая культурная работа. Большевики не понимали, что без длительной культурной подготовки, без внедрения в пролетариат идей пролетарской культуры с ее социалистическими методами, способами организации общества и производства, рабочий класс, даже захвативший власть в свои руки, обречен на поражение и на отрыв партии от класса"
Скажите пожалуйста, какое открытие! Каждый из старых большевиков - а не из тех проходимцев, которые укрылись в РКП, чтобы ее дезорганизовать максимально, как это делают члены коллектива "Рабочей Правды" - знает, что мы воспитали как марксистов целое поколение рабочих, что мы вели огромную настойчивую культурную работу даже тогда, когда эта культурная работа требовала неизмеримо больше жертв и влекла за собой каторгу и ссылку. И не наша вина, что от этой работы нас отрывали классовые битвы, тюрьма, ссылка, каторга, а в последние годы бесчисленные фронты, - буквально борьба за существование. Уверяем Вас, господа Шуцкеверы, Шульманы и Хайкевичи, что мы эту работу вели в гораздо большей степени, чем многие ведут ее даже в нынешних, более свободных условиях, тогда когда вы просто-напросто были подрастающими мещанами и мещанками (Теперь вы взрослые мещане и мещанки). Но какие же выводы делает из этого "Рабочая Правда"? Оказывается, сейчас мы тоже прививаем пролетариату чужую культуру. "Под маркой коммунистической и советской, якобы пролетарской, буржуазная идеология. в частности идеология организаторской интеллигенции, пленила десятки и сотни тысяч активных рабочих, не только рабочих, советских и хозяйственных работников, комсостав из рабочих, рабочих-учащихся (через рабфаки и т.д.), но и множество рабочих у станков.
Вот оно где собака зарыта. Тов.Ленин не напрасно жестоко высмеивал разговоры об этой "пролетарской культуре", захватанной руками Шульманов и Хайкевичей. Оказывается, нужно "бороться против перенесения максимума средств и внимания на вузы, пополняемые бывшими рабочими и уходящими от пролетариата". Да, действительно возмутительная вещь! Наши высшие учебные заведения все более и более заполняются рабочими. Если мы о чем жалеем, то не о том, что туда переносится слишком много средств, а о том, что слишком мало средств даем мы на эти вузы, что средств этих у нас нет. И мы уверены, что десятки тысяч рабочих, проходящих через рабфаки и вузы, не только не уйдут от пролетариата, но до конца останутся ему верными помощниками в постройке коммунистического общества, в уничтожении господства капитала. Прямым выводом из "Р.П." было бы разогнать наши рабфаки и вузы, где учатся рабочие и предоставить их в распоряжение буржуазной интеллигенции, чтобы не соблазнять наших рабочих "буржуазной" химией, геометрией, технологией и прочими "буржуазными науками". Рабочее ли это дело?! "Рабочая Правда" предлагает резко "отграничиться от официальной советской литературы и искусства" и призывает к "всемерной поддержке пролетарских литературных и т. п. организаций". Спасибо вам за ваш совет. Вы действительно "отграничились", поскольку вся белогвардейская сволочь вас перепечатывала как родственных себе.

"Рабочая Правда" и масонство
Мы знаем, чем были масонские общества и какую роль они играли в рабочем движении в нашу эпоху. Не без основания Коммунистический Интернационал должен был выступить самым решительным образом против противоестественной связи членов французской коммунистической партии с масонскими обществами и потребовать исключения из коммунистической партии всех, кто принадлежит к этим обществам. Мы знаем, как только что, недавно, во время фашистского переворота в Италии, масонские общества помогали фашистам. Это - типичная буржуазная организация, которая дурачит рабочих таинственностью и мистикой. Казалось бы, навсегда похоронена должна быть мысль об использовании пролетариатом подобных обществ. Однако, "Рабочая Правда" поручает одному из своих членов изучить опыт организации и деятельности масонских обществ и вот перед нами резолюция "Рабочей Правды" о масонских обществах:
"Группа считает необходимым перед классово верными представителями социалистической мысли (слог-то какой) поставить вопрос об организации международной культурно-революционной лиги по типу масонских организаций. Группа, беря на себя инициативу в этом вопросе, организационно не сливается с лигой, направляет в ближайший период главную свою энергию на создание классовых организаций российского пролетариата"
Эх, вы, горе-организаторы!

"Рабочая Правда" и союз молодежи
Само собой разумеется, что эти страшные революционеры относились свысока к Коммунистическому союзу молодежи. В обращении к революционному пролетариату России эти молодцы пишут: "Поскольку, несмотря на мелкобуржуазный и оппортунистический характер Коммунистического союза молодежи, внутри него имеются ценные революционные элементы, необходимо обратить внимание на работу среди пролетарской части комсомольцев, не отказываясь от самостоятельной, вне союза работы среди подростков." К счастью, это осталось благочестивым пожеланием. Развернуть эту работу не удалось "Рабочей Правде". Кое-кто поверил ей и пошел в организованные Шуцкевер и другими сторонниками "Р.П." пропагандистские кружки, где изучалась "тектология" Богданова, организационная наука. Но разве это хоть сколько-нибудь может иметь значение для пролетарской молодежи? Вот именно серди мелкобуржуазной мещанской молодежи можно найти сколько угодно сторонников точки зрения "Рабочей Правды", которые сами признают, что "расходятся в ряде вопросов с марксистами-материалистами" (протокол №6, 25 февраля 1923 г.)

"Рабочая Правда" и внешняя политика
Кто бы подумал, что эта группа займется иностранной политикой? Но раз Хайкевич, Шуцкевер, Шульман и компания взялись спасать рабочий класс, то как же они могут обойтись без рассмотрения столь важного вопроса? И вот, приняв серьезный вид, эти страшные революционеры провозглашают: "Поскольку рабочий класс в капиталистических условиях может влиять на иностранную политику своей буржуазии, он стремится к поддержке прогрессивных капиталистических групп и бойкоту реакционных. В соответствии с этим рабочий класс России должен стремиться к установлению тесной связи Российской республики с странами передового капитала - Германией и Америкой - и к бойкоту реакционной Франции". Не кажется ли вам, что это на мотив II Интернационала, из арии "империалистическая война"? Тогда оборонцы нам говорили: "Мы должны поддержать прогрессивную Францию, прогрессивную Англию против реакционной императорской Германии". Если поверить "Рабочей Правде", то как будто и в самом деле есть прогрессивная капиталистическая группа, праведники-капиталисты - Морган, Рокфеллер, Синклер и компания, и есть реакционная группа Франции: Крезо и др. И это пишут люди, которых мы пускаем в социалистическую академию (Шульман), люди, которых мы имели неосторожность сделать научными сотрудниками в Свердловском университете (Шуцкевер)!
Да можете представить, какая бы это была иностранная политика, если бы она руководилась подобными "коммунистами"!

"Рабочая Правда" и меньшевики
Мы уже приводили выдержку из корреспонденции меньшевиков, где говорится о том, что больше всего "Рабочая Правда" боится, как бы ее не смешали с меньшевиками. В популярной брошюре "Рабочая Правда" мы читаем: "Меньшевики были против войны потому, что их мелкая буржуазия и отсталые рабочие были тоже против кровавой войны, но порвать решительно с буржуазией, которая выставила лозунг войны до победного конца соглашатели-меньшевики не смогли". Как будто очень решительно, но это поп пословице "Милые бранятся - только тешатся". В "Обращении" "Рабочая Правда" пишет: "Наше отношение к меньшевикам определяется оценкой их последней платформы. Давая ценный во многих отношениях анализ социальной и идеологической эволюции РКП, меньшевики делают глубоко ошибочные и неверные выводы о необходимости возвращения национализированной собственности ее бывшим владельцам, совершенно не учитывая глубокого и прогрессивного изменения в российской экономике. Их платформа - плод их безнадежной оторванности от российской действительности и превращения в чисто интеллигентскую группировку."
Отечески журя "Рабочую Правду" за разные уклоны от меньшевизма, "Социалистический Вестник" выражает правильную надежду: "Это лишь первые шаги эмансипации (освобождения). Внутренняя логика движения, без сомнения, заставит те элементы рабочей интеллигенции, которые сгруппировались вокруг "Рабочей Правды", глубже продумать свою позицию и сделать более смелые и более решительные выводы"
Другими словами - мы уверены, господа из "Рабочей Правды", что вы скоро откроете истинное свое меньшевистское лицо.
Кому лучше знать это, как не "Социалистическому Вестнику"!

"Рабочая Правда" и рабочая оппозиция
"Группа Рабочей Оппозиции" была сильна наличием революционных элементов, но объективно она реакционна, стремясь к возрождению до конца изжитых лозунгов и методов военного коммунизма. Наша задача привлечь революционные элементы "рабочей оппозиции", отрешившиеся от реакционных идеалов."
В мою задачу, конечно, не входит защищать "Рабочую Оппозицию", но все-таки это была в значительной степени "рабочая оппозиция", в ней действительно были ценные рабочие революционные элементы. Однако, мы считаем необходимым указать, что уже не совсем-то это верно, что никакой связи с "Рабочей Оппозицией" и "Рабочей Правдой" не было. В №2 "Рабочей Правды" в мае 1923г. напечатано постановление коллектива "Рабочей Правды": "Члены "Рабочей Правды" участвуют во всей повседневной борьбе рабочего класса и во всех его организациях, Коллектив сохраняет свою идейную организационную самостоятельность."
Что касается последнего заявления - относительно "идейно-организационной самостоятельности", то чудовищность этой лжи станет особенно ясной. если вспомнить, что вся эта почтенная компания подло находилась в недрах РКП, а чтобы отвести глаза, она писала корреспонденции в "Социалистический Вестник" такого рода:
"Хотя ГПУ изо всех сил тщится представить в коммунистических кругах "Рабочую Правду" в виде оформленной организации внутри компартии, но на деле этого нет. Руководители "Рабочей Правды" считают пока несвоевременным организационное оформление группы."
Теперь, когда выяснилось, что все они были внутри РКП и работали в качетсве провокаторов, будучи чужды РКП и нашей организации, пусть каждый подумает над тем: можно ли было дольше терпеть этот разврат?!
"Рабочая Правда" правильно воспринимает, что с тех пор (т.е. со времени X съезда) утекло много воды. Рабочая оппозиция с ее требованиями возврата методов военного коммунизма разложилась и выделила "Рабочую группу РКП". И вот эту-то "Рабочую группу РКП" "Рабочая Правда" упрекает в утопизме, в непоследовательности. Она считает "Рабочую группу" левым революционным крылом рабочей оппозиции. Но если подумать хотя бы минуту о том, что это левое крыло "Рабочей Оппозиции" стало главным козырем в руках наших классовых врагов - белогвардейцев за границей, тогда нам ясна будет роль подобной оппозиции. И все же мы должны установить на основании документов совершенно точно. что "Рабочая Правда", которую сам Мясников характеризовал как меньшевистскую, была связана с "Рабочей группой РКП", что член "Р.П." входил для связи в "Рабочую группу РКП".

"Рабочая Правда" и II Интернационал
Начав с упреков РКП в том, что РКП перестала быть революционной партией "Рабочая Правда" очутилась в объятиях II Интернационала. Закончила она свое бесславное ело еще более бесславным воззванием, которое сообщает в духе передовиц из "Руля" и всей проч. белогвардейской печати, о терроре советской власти, о том, что в РКП осталось всего 5 проц. рабочих и в конце концов обращается к организации II Интернационала с просьбой о помощи.
Всякий теперь поймет, почему несколько времени тому назад мне пришлось писать о том, что путь от Коминтерна ко II Интернационалу, от Ленина к Либердану, лежит через богдановщину.

О демократических способах борьбы с инакомыслящими
В своем обращении, выпущенном за границей, Мясников пишет: "Рабочая Правда" есть не больше как буржуазная фракция с туманной социалистической терминологией" Но вместе с тем он возмущается: "Как бы мы не относились к "Рабочей Правде", но так с ней бороться - это столь низко и подло, что названия этому не подберешь".
Да действительно, низко и подло - брать под свое покровительство подобную группу.
Вели ли мы с ней идейную борьбу?
Статья в "Правде" Н.И.Бухарина свидетельствует об этом. Но что нам было делать, когда эти люди скрылись в нашей же собственной партии, будучи ей совершенно враждебными и чуждыми?
Пишущий эти строки, узнав кто именно входит в эту группу, приложил все усилия к тому, чтобы чисто партийным путем попытаться изжить это. Секретарь коллектива "Рабочей Правды" Фаня Шуцкевер была вызвана в центральную контрольную комиссию, где я в качестве секретаря ЦКК просил ее рассказать о деятельности этой группы, надеясь, что можно будет изжить дело партийным путем. Шуцкевер заявила, что она ровно ничего не знает об этой группе, никакого к ней отношения не имеет и т.д. То же самое заявила и жена Шульмана Крым, изобразив на своем лице неподдельное удивление.Вы можете судить по этому, какова эта группа и был ли другой путь для борьбы с нею.
Это предостережение. Мы никого насильно не тянем в наши ряды, но кто входит в наши ряды, от тех мы требуем искреннего отношения к партии. Двурушникам, работающим на два лагеря, ведущим дезорганизаторскую работу, в нашей партии нет места.
И пусть поймут, что такого рода группировки возникают в нашей партии не от чрезмерного усиления партийного "аппарата", а от его слабости.

"Правда", 19 декабря 1923
Tags: рабочая правда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments