Первый документ - скажем без экивоков - написан в популярном в те времена жанре доноса. Второй несколько релятивирует обвинения первого.
Авторы не указаны. В первом случае автором является белоэмигрант, живший в Германии или по крайней мере много писавший по-немецки. Документ написан в старой орфографии.
Автор второго документа, вероятно, тоже белоэмигрант - неровно дышит к рижской студенческой корпорации "Рутения" и НТС.
Я пытался сохранить все особенности написания, в т.ч. неточности в именах собственных, исправляя лишь очевидные опечатки/грамматические ошибки.
I. 53. Фрелих (Fröhlich) Сергей Бернардович, он же Орлов
Родился в 1905 г. в Москве, происходил из торговой семьи (железн. и стальн. изделия), был русским подданным и жил до 1920 г. в России. Происхождения - немецкого. Окончил низшую школу и поступил в гимназию в Москве. Вместе с отцом он в 1920 году эмигрировал из России и поселился в Леттланд-е в гор. Риге и принял Леттландское гражданство. В Риге он организовал железную торговлю и фирму для инсталяций, окончил технический факультет с дипломом инженера-строителя.
В конце 1941 года после того как Рига и Леттланд были заняты германскими войсками, получил германское подданство, в войска вермахта однако не пошел и устроился на службу в SD.
В русских кругах появился Ф. в Германии зимой 1942 года. Он вступил в антикоммунистический союз "БСНРН" в Бреслау-Волау. Тогда эта организация была почти единственной антикоммунистической организацией, которая положила во основание борьбу против Сталина и большевизма, эту идею пропагандировала и привлекла к себе внимание русской политической и общественной части русской эмиграции, а также остарбайтеров и советских военнопленных в лагерях в Германии.
Некоторые германские учреждения как Остминистериум, СС и в особенности "SD" в связи с ведением и целями войны интересовались этой организацией, и одновременно эта организация очень обеспокоила все эти учреждения.
Ф. понял и учел это положение и воспользовался этим в своих и в интересах этих учреждений. На Рождество 1942 года подошел для Ф. удобный момент, чтобы войти в эту организацию. Он посетил этот Союз в виде гостя пожелал ему счастливых праздников, выставил себя русским патриотом, высказал свое сочувствие всем русским находившимся в Германии и предложил свои услуги и помощь в кругах германского правительства и высших сферах для того чтобы усилить положение BSNRN, подъем авторитета этого Союза среди русских кругов и вообще широко развить деятельность Союза.
Ф. действительно обладал твердыми связями в высоких германских кругах в Берлине. В Канцелярии Фюрера его поддерживал Штурмфюрер СА Ales, балтийский немец. который заведовал вопросами Востока в этой Канцелярии. С остминистерством Ф. поддерживал связь через проф.Mende, правой рукой Розенберга в восточных вопросах. Свои связи с Хауптамтом СС поддерживал через разных лиц этого Амта и через чинов Гестапо.
Во время первых месяцев 1943 года Ф. усиленно собирал политические материалы о BSNRN и получил в руки очень ценные документы и печатные издания непосредственно от верхушки Союза. Вожди Союза полк. Дружинин Андрей и Васильев Александр были посредством Ф. представлены Остминистерству и открыто и честно указали при этом на все ошибки Германского правительства по отношении народов России и просили и требовали активной поддержки антикоммунистических усилий русских сил в Германии. Это произошло в апреле 1943 года, а уже в мае того же 1943 года BSNRN был со стороны SD разгромлен и уничтожен. Половина членов Союза с их вождями "gingen dadurch unter" [тем самым пошли ко дну]. Часть членов разбрелась по лесам. Только небольшая часть спаслась вследствие интервенции генерала Власова и усилий генерала Жиленкова и была водворена в Берлине.
Разгром и уничтожение Союза произошло в местечке Глубокое, в западной Белоруссии, на участке фронта около Полоцка и совпало со временем объявления открытого письма генерала Власова. Уничтожение этого Союза имело целью отнять у Власова поддержку сильной антикоммунистической организации. Подобные, но меньшие организации стали спонтанно нарождаться еще до появления ген. Власова и все таковые могли бы только служить поддержкой и фундаментом для всего Власовского движения.
Роль Фрелиха в уничтожении БСНРН была точно и полностью доказана.
Ту же судьбу и в то же время постигла крепкую политическую организацию полковника Меандрова, как и другие организации. преследовавшие те же цели.
Позднее генерал Власов следующим образом выразился об этих событиях:
"Несчастие случившееся с БСНРН и другими организациями нельзя рассматривать и оценивать как эпизод или случайное явление, а должно оцениваться как зловещий рок, который обрушился на нас и на наш народ, и является следствием неумной немецкой политики, травли большевистских элементов, которые просочились в германские учреждения для того. чтобы бороться против нас. Такие же роковые случаи могут в больших масштабах коснуться даже и нас самих, если мы не почерпнем из этого примера урока и если мы не найдем путей своевременно отвратить этот рок."
Скоро после опубликования открытого письма ген. Власова в марте 1943 года он начал формировать свой штаб.
Главная квартира, штаб и частная канцелярия ген. Власова, поддержанные со стороны Вермахта, формировались без открытого и тайного наблюдения со стороны "SD" и Гестапо. В мае 1943 года в главной квартире в Берлин-Далем (село) собралось уже значительное количество генералов, штаб- и оберофицеров. Понятно, что "SD" и Гестапо захотело обхватить Главную Квартиру своим наблюдением.
10-го июня 1943 года Фрелих благодаря своим "познаниям" и "опытам" был по предложению OKW и Восточного Министерства как друг русского освободительного движения был представлен генералу Власову и был к нему прикомандирован.
Сначала Ф. вел себя в Главной квартире очень осторожно и не напористо, т.к. он хотел завоевать симпатии генерала Власова, что однако не помешало Ф. сейчас же организовать службу наблюдения за генералом Власовым и его окружением.
Все больше и чаще появлялись в Главной квартире разные лица, уроженцы гор. Риги, они получали хозяйственные должности и должности по комендатуре и таким образом взяли в свои руки контроль над жизнью и деятельностью Главной Квартиры генерала Власова и его окружения.
Агент SD - Елза Робертовна Кирштейн - была по протекции Фрелиха введена в Главную Квартиру как учительница немецкого языка. Она очень крепко там угнездилась и взяла на себя наблюдение лично за генералом Власовым.
Фрелих, который никогда не был военным, был внешне вполне штатским. Его появление в военных кругах ген. Власова приводило часто в "смущение" не только русских, но и самих немцев, посещавших ген. Власова. Эта оплошность германских учреждений была вскоре при помощи SA поправлена. На начало 1944 года был назначен Хауптштурмфюрером и таким образом уже был "капитаном".
С этого момента Ф. прочно обосновался в Главной Квартире. Он стал вполне самостоятельно действовать, ни от кого не завися, и его деятельность стала распространяться далеко за пределы Главной Квартиры, в города и местечки, где располагались и формировались части Армии генерала Власова.
Лица, каковые были Ф. неугодны - в течение 24-ех часов покидали Главную Квартиру и бывали заменяемы другими, ему угодными и им рекомендованными. Так например в марте 1944 безо всякого повода блестящий и выдающийся комендант Главной Квартиры полк.Кравченко Евгений был переведен и на его место с "афишированьем" был назначен полковник Кромиади. Также в 1944 году майор Михаил Егоров, который должен был занять крупный пост при генерале Власове по требованию сверху был внезапно отправлен на французскую границу.
После тяжелой бомбардировки Берлина вследствие которой также пострадали здания главной квартиры в Берлин-Далем, пришлось заняться срочным ремонтом и восстановлением помещений.
Эти восстановительные работы взяло на себя строительное отделение Хауптамта СС в июле 1944 года. Этим обстоятельством воспользовалось SD с помощью Фрелиха - в главных и различных местах Главной Квартиры были монтированы микрофоны для подслушивания разговоров. Когда об этом узнал ген. Власов, он счел это нормальным явлением. но роль Фрелиха стала ему тогда уже совершенно ясна. Ф. никогда никакими приказами ген. Власова не был записан в штат Главной Квартиры, что однако не мешало ему играть в ней очень важную роль, хотя официально с немецкой стороны он считался "офицером для связи с герм.учреждениями"
Ф. был свидетелем всех политических открытых и интерных событий около генерала Власова. В качестве переводчика он часто фигурировал при важных встречах и переговорах генер.Власова с ведущими персонами и членами Германского Правительства. Ф. знал о всех политических и военных мыслях и начинаниях ген.Власова. Вместо того, чтобы ему, генер.Власову, помогать советами - развивал Ф. в эти тяжелые судьбоносные дни широкую деятельность, направленную против генерала Власова.
Деятельность Ф. направлялась одновременно и в пользу своих начальников СС и SD и в свою собственную. Он употреблял свое положение и пользуясь своими сотрудниками, проводил большие спекулятивные гешефты и в Латвии, Польше и Чехии, а также и Франции, а также и в других занятых Германией областях и таким образом составил себе капитал, который был им депонирован в разных берлинских банках. Некоторые его гешефт-сотрудники живы и по сей день.
После образования КОНРа в октябре 1944 роль Ф. около ген.Власова стала сходить на нет. Власов был занят уже формированием воинских частей и был окружен уже лицами гораздо большего масштаба нежели Ф. из Хауптамта СС, Вермахта и Министерств. В это время как раз занимался Ф. своими коммерческими операциями. Он видел безысходное положение Рейха и начал подготовлять эвакуацию своей семьи в верное место.
Жизнь Ф. была тесно связана со своими любимцами и опекаемыми: полк.Кромиади и начальником личного конвоя ген.Власова капитана Каштанова, причем деятельность этих двух лиц в окружении ген.Власова была очень далека от "чистой". Таким образом стало также возможным, что семьи этих трех лиц еще задолго до окончания войны были эвакуированы в Равенсбург (Фр. зона), где они и сейчас живут в хороших условиях.
Эти "верные слуги" оставили также генер. Власова на произвол судьбы, тогда когда наступили для жизни Власова судьбоносные и трагические дни. Однако один немец по имени Reisler, которого Ф., Кромиади и Каштанов ненавидели, остался генералу верен до конца, остался при нем и разделил участь генерала. Эти лица ненавидели Рейслера, потому что этот человек абсолютно чистой души и честности желал Власову всегда только успеха и обращал всегда внимание генер.Власова на тайные, неискренние и вредные действия разных лиц и организаций, в том числе и на грязную роль Ф.
После окончания войны Ф. находился два месяца под именем Орлов с интернированными офицерами и солдатами РОА в лагере военнопленных Платтлинг. Хорошие русские патриоты и честные солдаты считали Орлова своим человеком, т.к. ничего скверного об нем не знали. В июле 1945, когда положение в лагере смягчилось и стало упорядоченным, Орлов бежал из лагеря к своей семье. С тех пор Ф. живет под именем Орлов, что и спасает его от осуждения Шпрухкамерами за принадлежность к СС и SD.
Больше время проводил Ф. [в] Мюнхене, что у него даже была фирма, это "Lindex" на Schumannstrasse 4. Также образование разных русских организаций и политических групп притянуло Ф. сюда еще в 1948 году. Он приблизился к некоторым из этих организаций, причем ему в этом помог Кромиади. Фрелих был неофициально членом АЦОДНР и СБОРНа, что он принципиально участвует и помогает "в Закрытом Секторе" этих организаций, т.е. в разведке. Он близок к Нырянину-Алдану, к Легостаеву, к Крылову и другим. У него существуют связи с CIC, к Бруннеру и по-видимому к Франц. разведке (про Кромиади известно, что во время войны он носил имя Санин, а после конца войны в US-зоне устроил себе Кенкарту и другие документы тоже на имя Орлова)
Про Ф. ходят слухи, что он не только для Франц.разведки работал, что достоверно установлено, но и для Английской. По поручению этой разведки его, Ф, посещал капитан (бывш. лейтенант) Delli (Делли) (балтийский немец, живущий в англ. зоне и работающий для англичан) из Хамбурга.
Фрелих-Орлов также появлялся под именем барон Рениах (Renjach).
II. По поводу Орлова (по внутр.линии)
Обо всех обстоятельствах, затронутых в данном сообщении, мне судить трудно, т.к. я сам поступил в РОА лишь в ноябре 1944 г. и все время оттеснялся в Далеме КАЛУГИНЫМ от штаба ВЛАСОВА. Но благодаря все же некоторым связям и собственным наблюдениям в конце войны и после, я могу категорически опровергнуть некоторые пункты представленных обвинений; а если некоторые обвинения абсолютно не соответствуют действительности, то и все остальное уже приходится или брать вообще под сомнение или принимать лишь с большими поправками.
То что совершенно неверно:
1) Балтийцы из Риги, которые по словам автора доклада, были привезены Ф. из Риги и "взяли в свои руки контроль над жизнью и деятельностью Главной квартиры, генерала Власова и его окружения" - были членами одной из самых блестящих русских национальных организаций в Латвии - "РУТЕНИЯ". Члены "РУТЕНИИ" поддерживают и сейчас между собой крепкую связь. Члены "РУТЕНИИ" действительно при помощи Ф. вошли в ряд управлений РОА, но не в окружение ВЛАСОВА. Часть из этих "РУТЕНЦЕВ" были и членами "НТС". В их русском патриотизме сомневаться не приходится. Достаточно указать имена:
ЛЕВИЦКИЙ Д.А. - член "РУТЕНИИ" и "НТС", вошел в РОА как секретарь ген.МАЛЫШКИНА о член "КОНР". 100% русский патриот. В наст. время в Обераммергау.
Анатолий Яков. ФЛАУМЕ - в наст. время руководит занятиями в США-школе Обераммергау. Член "РУТЕНИИ" и "НТС". Был на какой-то второстепенной роли в хоз.части или вообще без определенного дела. Безукоризненный патриот и монархист.
[курсивом здесь и далее отмечены приписки от руки - ИП]
ФЛАУМЕ Татьяна - секретарша ФРЕЛИХА (жена ФЛАУМЕ).
РАР - член НТС (теперь в Англии работает в "BBC") по хозяйств. части в РОА. 100% нацмальчик.
РЫЖКОВ - секретарь ЛЕВИЦКОГО. Член "РУТЕНИИ". Теперь в "СИС".
этот был связан с "SD" КАВАС - член "РУТЕНИИ" - латышский подданный. Работал лишь в хоз.части. Теперь в Австралии.
СОРОКИН и его жена теперь преподаватели в Обераммергау.
Таким образом заявление о том, что прибывшие из РИГИ балтийцы "контролировали РОА" - совершенно не верно.
2) Не верно, что полк. КРАВЧЕНКО был убран Ф. Его "съели" бывшие советские как старого эмигранта, КРОМИАДИ же тоже старый эмигрант - усидел на совершенно жалкой и фиктивной должности "начальника канцелярии" ВЛАСОВА лишь благодаря личной симпатии ВЛАСОВА и как первый основатель русских отрядов в Смоленске (тут его съесть не смогли) Говорить о том, что КРОМИАДИ - ставленник Ф. - пристрастно.
3) Помещения Главной квартиры в Далеме от бомбежки Берлина в Далеме никогда не страдали или очень незначительно. Они и сейчас стоят почти такими же, как были до войны. Насчет микрофонов - миф.
Большое количество офицеров, работавших в Отд.Безопасности и в других частях, начиная с КАЛУГИНА были агентами "СД" и проверяли друг друга и доносили в СД каждое слово, слышанное при Главной Квартире. Микрофоны были излишни.
4) Ф. никогда не вел, как сообщает источник, "широкой деятельности против генерала Власова". (Он бы прежде всего рисковал осуждением своей деятельности со стороны наиболее близкой ему организации - "РУТЕНИЯ", имеющей рыцарский статут студенческой корпорации старых времен)
5) Семьи Ф., КРОМИАДИ и КАШТАНОВА не были, как сообщает источник, заблаговременно эвакуированы в Регенсбург, а уехали из Берлина в Карльсбад и из Карльсбада дальше на юго-запад вместе со всеми другими семьями членов РОА и связанных с ним отделов.
Относительно "жизни в хороших условиях" лично смогу засвидетельствовать, что семьи Ф. и КРОМИАДИ начиная с 45 до 49 г. жили в крайне скромных условиях, как и семья КАШТАНОВА.
6) Ф. никогда не был владельцем фирмы "ЛИНДЕКС". Владельцем этой фирмы является бывший латв.консул в Берлине ИДЕНБЕРГ. В какой-то мере Ф. пользовался и пользуется работой и ширмой этой фирмы для политических целей. Доходов эта фирма ему не приносит.
7) Неправильно, что Ф. связан с ЛЕГОСТАЕВЫМ и КРЫЛОВЫМ. Первого считает за негодяя, второго - за дурака. Относит. БРУННЕРА верно (но это было раньше в 48 и в 49 г.).
То чего наверное не знаю, но что мне кажется сомнительным:
1) Разгром Ф. организации "БСНРН". Насколько я припоминаю, эта организация была создана в "Освобожденных областях" самим же "СД". Разгром произошел насколько помню после дела ГИЛЬ-РОДИОНОВА, связанного (если не ошибаюсь) с этой организацией (фильтрация в эту организацию "НКВД"). Относительно разгрома группы МЕАНДРОВА ("НТС") думаю, что здесь Ф. ни при чем. Аресты были следствием общего плана разгрома центров НТС за его призывы одновременной борьбы "против немцев и против большевиков" (Решено Гиммлером по докладу шефа IV отд. "Гестапа" WOLFа )
Роль Ф. в изложении источника кажется мне искаженной еще потому, что Ф. был лично близок к майору ШТРИКФЕЛЬДУ (алиас полк.ВЕРЕВКИН), роль которого в высшей степени благородная по отношению к РОА кажется до сих пор никем не оспаривалась. Ф. и после войны поддерживал со ШТРИКФЕЛЬДОМ как близкие так и политические отношения. То же самое по отношению к жене покойного ген. МАЛЬЦЕВА - БОРОДИНОЙ, которой он оказывал поддержку уже здесь.
То что в какой-то степени соответствует действительности:
Ф. действительно находился на герм.секретной службе и контролировал высшие круги РОА. В качестве одной из сотрудниц он использовал свою секретаршу Татьяну ФЛАУМЕ (она чисто русская из Риги), которая проникала благодаря своему обаятельному характеру и красоте во многие круги РОА. Она собирала для Ф. сведения.
Оставить в то время высшие круги РОА без наблюдения со стороны "СД" или "Абвера" - эти значило отдать их НКВД. Было гораздо более целесообразно, если это наблюдение вели люди типа Ф., связанного с "РУТЕНИЕЙ", и несомненного антибольшевика, нежели люди типа КАЛУГИНА или ЧКАЛОВА, которые или служили 100% только "СД" или были связаны с сов.разведкой (связи КАЛУГИНА в Париже).
Травля старой эмиграции в РОА и РОД была не случайным, а систематическим явлением, проводившемся сверху донизу, поэтому действия таких групп как "НТС" и "РУТЕНИЯ" приносили огромную пользу, сваривая различные по характеру элементы в общий сплав и с другой стороны ведя борьбу с большевистскими тенденциями и просто с сов.агентурой.
Кроме Ф. в РОА работали целый ряд балтийцев и русских немцев из ГЕСТАПА и "АБВЕРА". Они разбирались в обстановке и в большинстве случаев всеми силами старались помогать РОА:
ШТРИКФЕЛЬД, ДЕЛИНГСГАУЗЕН, КЛЕЙСТ, РЕЙСЛЕР, баронесса ЗЕНФ (теперь СИС - жена РЫЖКОВА) и др.
Относительно связи Ф. с английской разведкой весьма вероятно, но предрассудительного здесь ничего нет.
Ф. стопроцентный карьерист и ради своей карьеры и тщеславия он идет на многое, но все же обвинения в данном докладе пришиты довольно пристрастно. (Напр. сообщается: "Роль Ф. в уничтожении "БСНРН" была точно и полностью доказана". Где, когда, кем и как доказана?)
Ф. мне лично устроил ради своих карьерных соображений немалую неприятность еще в 46 г., но я не могу претендовать на то, что он поставил в данном случае свой служебный интерес выше личных дружеских отношений. Я все же хочу остаться к Ф. беспристрастным.