- славяне, и в том числе русские, считались в рейхе арийцами, даже Гиммлер аж в 1935 году называл русских "истерзанным арийским народом"
- браки славян, в том числе русских, с немцами не запрещались (в отличие от браков евреев с немцами), взять хотя бы Солоневича.
=> следовательно никак нельзя говорить о том, что нацистская идеология проповедовала расовое превосходство немцев над русскими, а значит и теория унтерменшей к русским никак не относилась
Здесь есть несколько методологических ошибок (распространение частного случая на общую ситуацию, выборочное цитирование - неудобные для себя цитаты из Гиммлера или Солоневича энтузиаст, конечно, не приводит). Но интереснее остановиться на ошибках фактологических. В первую очередь, неверно рассматривать нацистскую расовую теорию, как нечто один раз и навсегда высеченное в граните. Расовые специалисты проявляли известную гибкость и подстраивались под требования момента.
Но обо всем по порядку. В одном из главных нюрнбергских законов 1935 года - "Законе о защите крови" ("Blutschutzgesetz"), было введено понятие "artverwandtes Blut" ("родственная кровь"), без, однако, четкого определения, к кому оно относится. Закон запрещал браки между евреями и лицами немецкой или родственной крови. В "Законе о здоровом браке" (Ehegesundheitsgesetz) 1938 г. также использовались понятия "artverwandtes Blut" и "artfremdes Blut" ("родственная кровь" и "чуждая кровь"), опять-таки без конкретных деталей, лишь с отсылкой к "Закону о защите крови".
Дальнейшие разъяснения давались в специальном руководстве "Rassen- und Erbpflege in der Gesetzgebung des Reiches" ("Сохранение расы и наследственности в законодательстве рейха"), к которому мы и обратимся.
По изначальной расовой теории - и тут энтузиаст совершенно прав - русские, так же как, к примеру, и поляки считались арийцами, т.е. носителями родственной крови.
В упомянутом выше руководстве давались такие дефиниции понятиям "родственная" и "чуждая кровь":
a) народы, компактно живущие в Европе с древних времен. Это не только северные народы, включая англичан, но и французы, итальянцы, поляки и т.д.
б) потомки этих народов, поселившиеся вне Европы, если они смогли сохранить чистоту расы (например, североамериканцы).
- носителями чуждой крови являются представители народов, произошедших от расы или смешения рас, которые не родственны расам немецкого народа. В Европе чуждую кровь имеют в основном лишь евреи и цыгане.
- является персона носителем родственной или чуждой крови не определяется ее принадлежностью к тому или иному европейскому или неевропейскому государству, а лишь ее личными расово-биологическими особенностями. 1
Соответственно брачные союзы с иностранцами регулировались так:
- если жених - немецкий гражданин, а невеста - гражданка иного государства или лицо без гражданства, то при вступлении в брак она приобретет немецкое гражданство, а значит подпадает под действие Закона о здоровом браке.
- если жених - гражданин иного государства, а невеста - немецкая гражданка, то при вступлении в брак она теряет свое немецкое гражданство, а значит Закон о здоровом браке не действует.
- но если жених - лицо без гражданства, а невеста - немецкая гражданка, то они подпадают под действие Закона.2
Закон же требовал, чтобы чиновник немецкого загса (Standesamt'а) проверял перед заключением брака происхождение брачующихся, для чего достаточно того, что
Самое время разбавить сухую теорию рассказом Ивана Солоневича о том, как система работала на практике (речь идет не о справке для заключения брака, а о справке для предпринимательской деятельности, но принципиальной разницы тут нет):
Мой добрый приятель, инженер И., имел в Берлине небольшое предприятие и, несмотря на русское происхождение, зарабатывал весьма недурно. У него было ателье по производству рекламных фильмов. Инженер И. звонит мне по телефону:
"Чтобы их всех чорт побрал: в Москве доставал липы, что мой папаша был бараном, а моя бабушка -- коровой, а теперь что я достану?"
В Москве требовались удостоверения о том, что ваши родители не принадлежали к классу эксплуататоров человека человеком и в Москве всякий ваш приятель, имеющий доступ к каковой бы то ни было печати, охотно и быстро снабжал вас любым удостоверением на любую тему. Но здесь, в Берлине? В столице страны, прославленной своим Орднунг, да еще для русского эмигранта, который лишен был какой бы то ни было возможности написать в Москву и потребовать от правительства СССР официального удостоверения о том, что ни папы, ни мамы, ни дедушки, ни бабушки никакими евреями не были.
Эмигрантская практика уже имела несколько обходных путей. Во-первых, при Кенигсбергском университете оказался какой-то русский профессор генеалогии, который, якобы, вывез из России все шесть томов родословных книг русского дворянства и за очень скромную мзду давал соответствующие справки. Эти справки -- опять же за скромную мзду -- принимались соответствующими немецкими учреждениями, которые и выдавали окончательное арийское свидетельство. Тот факт, что русская эмиграция процентов по меньшей мере на девяносто дворянами не была и, следовательно, ни в каких родословных книгах фигурировать не имела никакой возможности, -- немецкими властями отмечен не был. Предприятие почтенного генеалогического профессора получило на эмигрантском языке техническое название "жидомер" и снабжало справками всех -- иногда даже и евреев. Инженеру И. получить такую справку не стоило бы ровно ничего -- так, несколько сот марок.
Был и другой способ -- несколько менее портативный. Нужно было найти трех свидетелей, которые бы клятвенно (eidesstattlich) подтвердили арийскую безупречность ваших бабушек и дедушек. Русская эмиграция относилась к присяге с чрезвычайной щепетильностью -- все-таки присяга. Но эта щепетильность не простиралась слишком далеко -- можно было воспользоваться чужой присягой. Со дна берлинских улиц подбиралась четверть дюжины босяков, которые за несколько десятков марок и обязательную бутылку шнапса клялись и божились перед судом, что они лично знали ваших бабушек и дедушек и что те были стопроцентными арийцами. Суд с самыми серьезными лицами выслушивал этих оборванцев -- и вы получали удостоверение. Были и другие способы. Но ни один из них не устраивал моего приятеля. Он выругался еще раз и положил трубку. Через некоторое время его вызвали в соответствующее учреждение. Соответствующему учреждению инженер И. сказал примерно то же самое, что и мне. Учреждение сказало, что оно разберет. Потом к И. пришел партийный дядя для проверки. Дядя намекнул, что за две тысячи марок можно восстановить непорочную генеалогию есаула И.. Есаул И., кажется, послал дядю в нехорошее место и пытался сослаться на европейскую культуру и прочее в этом роде -- культура не помогла. Дядя ушел. Через неделю И. стали отказывать его заказчики; фирма подозрительна. Заказчики не хотели иметь дело с подозрительной фирмой -- их тоже могли объявить подозрительными. Теперь уже сам И. отправился отыскивать партийного дядю -- и это обошлось ему не в две, а в пять тысяч марок, причем раньше дядя сам пошел к И., а теперь И. должен был околачиваться по передним и приемным. И, приняв взятку, партийный дядя поучительно сказал, чтобы это было в последний раз, что при дальнейшей строптивости и пять тысяч не помогут. Дальнейшей строптивости инженер И. кажется не проявлял. Он пришел ко мне на чисто политическую консультацию: неужели, в самом деле в германском Берлине то же самое, что в советской Москве?4
Такова была ситуация до начала войны. После начала войны она изменилась и лучше всего это продемонстрировать на небольшой разнице между двумя изданиями уже известного нам руководства5:
Итак, поляки пропали из списка народов "родственной крови". Случайно? Конечно, нет.
23 марта 1942 г. рейхскомиссар по укреплению германской народности Гиммлер издал секретное распоряжение "Изменение определения 'родственная кровь'", в котором говорилось:
Сюда относятся кроме всех немцев все представители германских народов, без оглядки на индивидуальный расовый облик, за исключением персон с частично чуждой кровью...
II. Родственная - иноплеменная кровь.
Сюда относится кровь всех негерманских европейских народов, т.е. всех славянских, романских, кельтских и балтийских народов за исключением отдельных лиц и родов, которые сочтены соплеменными.7
Как это "уточнение терминологии" отражалось на практике, показывает, например, распоряжение того же Гиммлера от 30.06.429.:
1. Половые сношения чина СС или полиции с полячкой как правило преследуется в судебном порядке как воинское неповиновение.
2. Дисциплинарное наказание я разрешаю лишь в исключительных случаях.
3. Решение о том, достаточно ли дисциплинарного наказания лежит не на воинском начальнике, а на ответственном судье. Ни в коем случае я не желаю смягчения взглядов на запрещение половых отношения с полячками и пр.
4. Я не игнорирую трудности, существующие в половом отношении для чинов СС и полиции в генерал-губернаторстве. Поэтому не имею ничего против сношений в борделях или с профессиональными проститутками, находящимися под ведомственным и врачебным контролем, так как в этих случаях зачатия или возникновения каких-то привязанностей не ожидается.
5. Если чин СС или полиции вступает на оккупированных с начала восточной операции территориях в половые сношения с женщинами из инорасового населения, мое распоряжение о том, что каждый такой случай должен докладываться мне для персонального решения, остается в силе.
Уже в феврале 1942-го вступили в силу т.н. "предписания для остарбайтеров" ("Ostarbeitererlasse"), согласно которым за половые сношения с немецкими женщинами остарбайтерам-мужчинам грозила смертная казнь10
Ну и наконец, растущее число восточных добровольцев в рейхе тоже стало причиной беспокойства нацистских экспертов по расовому вопросу. В качестве примера можно привести такое письмо сотрудника восточного министерства в ОКХ от марта 1944:
Мне сообщили, что не так давно какой-то якобы отдел тылового обслуживания вермахта выступил с инициативой, что немецкие служащие вермахта должны, отправляясь в отпуск домой, брать с собой отдельных представителей туземных добровольческих соединений, сражающихся на востоке на нашей стороне... Считаю воплощение в жизнь упомянутой инициативы неприемлемым. Нет ни малейших возражений против того, что данные туземные добровольцы проведут свой отпуск в рейхе в общем лагере или, возможно, в санатории вермахта. Но ни в коем случае они не должны размещаться в немецких семьях. Иначе возникнет немалая опасность того, что между данными чужеземцами и немецкими женщинами возникнут связи. Так как подобные связи нежелательны из национально- и расово-политических соображений, следует ожидать падения боевого духа добровольцев, если немецким женщинам будет запрещено общение с ними. 11
Подведем итог: расовая политика нацистов по отношению к славянам и русским в частности не была жестким конструктом, а корректировалась согласно требованию момента. До начала второй мировой нацистские расовые идеологи не были принципиально против браков немцев со славянами, если последние докажут отсутствие в своем роду еврейской крови. Возможно, это объясняется и тем, что статистически доля таких браков была крайне мала (между 1920 и 1937 г. число русских эмигрантов в Германии снизилось более, чем в 10 раз с 560000 до 4500012 ).
После начала второй мировой и особенно после начала войны с СССР, когда количество контактов между немцами и славянами увеличилось на несколько порядков (немецкие войска на оккупированной территории, остарбайтеры, восточные добровольцы) были внесены поправки (фактически противоречащие изначальной расовой концепции), относящие славян, в первую очередь, русских и поляков, к носителям "иноплеменной" крови и предприняты практические шаги для "защиты немецкой крови" от "иноплеменного" влияния.
1 - Wilhelm Stuckart, Rolf Schiedermair "Rassen- und Erbpflege in der Gesetzgebung des Reiches", 1 изд., 1938, стр.17-18, перевод здесь и далее мой
2 - там же, стр. 87
3 - там же, стр. 54
4 - И.Солоневич "Диктатура сволочи", 1995, стр.8-9, цит. по интернет-публикации. Благодарю Az Nevtelen за указание.
5 - Wilhelm Stuckart, Rolf Schiedermair "Rassen- und Erbpflege in der Gesetzgebung des Reiches", 1 изд., 1938, стр.17-18; Wilhelm Stuckart, Rolf Schiedermair "Rassen- und Erbpflege in der Gesetzgebung des Reiches", 3 изд., 1942, стр.18
6 - BA NS19/3680, цит.по сборнику "Ursprünge, Arten und Folgen des Konstrukts "Bevölkerung" vor, im und nach dem "Dritten Reich"", 2009, стр. 352-353
7 - BA NS19/3680, цит.по сборнику "Soziologie Und Politik: Sozialwissenschaftliches Expertenwissen im Dritten Reich und in der frühen westdeutschen Nachkriegszeit", 2009, стр. 219
8 - BA NS19/3680, цит.по сборнику "Soziologie Und Politik", стр.219
9 - NARA T175, Roll 175
10 - использован скан из немецкой википедии
11 - BA R6/165
12 - B. Dodenhoeft "Lass mich nach Russland heim", 1993, стр.10