?
Игорь Петров
10.09.2013
15:54

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
зыков в крыму
Благодаря любезной помощи Доброжелателя, Пожелавшего Остаться Неизвестным, который просмотрел в Химках подшивку феодосийской газеты "Рабочий/Крымский рабочий" за 1922 г. и подшивку симферопольской газеты "Красный Крым" за 1925 г. и любезной помощи Г.Г.Суперфина, просмотревшего имевшиеся в Санкт-Петербурге экземпляры "Рабочегo", набралось достаточно материала для следующей главы рассказа о М.А.Зыкове.

Вспомним сначала то, что нам уже известно. Согласно личному листку, заполненному в ТАСС в 1932 г. места службы Зыкова в 1922-1925 г.г. таковы:
02.1922-03.1923 "Феодосийский рабочий", редактор
04.1923-09.1924 изд-во "Молодая гвардия", Москва, зам.зав.редакц.сектора
09.1924-05.1925 газ."Красный Крым", Симферополь, зам.зав.рабочим сектором

В 1924 он был исключен из партии "за мелкобуржуазный уклон".
Последняя запись в документах Н.Ярко в Крымском архиве – характеристика от мая 1922, данная в окружной парторганизации Феодосии:
Партии предан. С партийной работой знаком. Выдержанности стойкости нет. Политически развит, но теоретически имеет поверхностные знания. Нуждается в прохождении партшколы. Может быть использован на партийной работе в области культурно-просветительной. Инициатива есть. К числу слабых сторон можно отнести неустойчивость, разбрасываемость в работе. Подает надежды быть работником. Но пока может работать только под руководством.
Согласно объявлениям в газете "Правда" в январе 1924 Н.Ярко работал в издательстве "Молодая Гвардия", а в октябре 1924 и феврале 1925 его разыскивали соотв. партколлегия МКК и ЦКК. Затем же по данным сотрудника крымской прокуратуры
"В 1925г. Зыков работал в Симферополе в газете "Красный Крым" под фамилией Ярко. Здесь он выдавал себя за члена ЦК комсомола, был арестован и посажен в дом заключения".

Начнем, опираясь на газетные подшивки, со второго явления Ярко в Крым. В "Красном Крыму" он печатается в основном в рубрике "Производство и быт" (совпадает с указанным в личном листке Зыкова "зам.зав.рабочим сектором"). Первая выявленная публикация в номере от 01.01.1925, таким образом логично предположить, что Ярко работал в газете уже с конца 1924-го, как и указано в личном листке.
Интересно, однако, что в п.8 протокола заседания секретариата Крымского областного комитета РКП(б) 21.01.1925 под названием "о тов. Ярко" значится: "не возражать против прибытия в Крым для работы". Возможное объяснение: это своего рода "легализация" постфактум. Ярко покинул Москву, не сообщив своего нового адреса, вернулся в Крым, устроился по знакомству в редакцию газеты, но через несколько месяцев выяснилось, что в Москве его разыскивают. Тут Крымский обком его и "легализовал". Из этого следует, что какие-то знакомства среди партруководства Крыма у него еще оставались.
Всего с января по май 1925-го на страницах «Красного Крыма» удалось выявить около 20 заметок, подписанных "Н.Я." и две, подписанные "Ник. Ярко". Большая часть – на производственные темы. Ярко ездит по Крыму, посещает Севморзавод, Крымскую стрелковую дивизию. Уделяет внимание производственным успехам предприятий, а также выпуску стенгазет. Особняком стоят несколько заметок "Из зала суда", историческая статья о "кровавом воскресеньи" и статьи к годовщине смерти Ленина. Первая называется "Москва в те дни", все верно: в январе 1924 Ярко все еще работал в Москве в "Молодой гвардии".
К жанру фельетонов можно отнести лишь уже известный нам по счастливой случайности текст "О художествах". Любопытно, что он же стал последней публикацией Ярко в "Красном Крыму". Конечно, это может быть простым совпадением, но возможно призыв Ярко к компетентным органам в конце фельетона вышел ему боком, органы заинтересовались им самим, результатом чему и стало помещение в дом заключения и последующее бегство в Казань.

Теперь о феодосийской газете. К сожалению, ее коллекция за 1922 неполна, но кое-что тем не менее выяснить удалось.
Ярко в ней совершенно точно работал. №41 от 26.06.1922 подписан "Отв. редактор Н. Ярко" (отв. редакторы менялись, чаще всего редактором значится "КОЛЛЕГИЯ"). Статей за подписью "Н.Я." выявлено немного, всего три: две на общепартийные темы и одна -"Суд доведет дело до конца"– о процессе над правыми эсерами. Еще три статьи подписаны другим интересным криптонимом – "М.З."! Речь в них идет о продналоге и Ичкинском (ныне Советском) районе Крыма. Очевидно М.З. был прикреплен редакцией к этому району. И тут неожиданно обнаружилось (находка – полностью заслуга Доброжелателя, Пож.Ост.Неизв.), что и Ичкам, и продналогу уделял внимание еще один автор, подписывавшийся "А.Москвич" (напомню, что под псевдонимом "Н.Москвич" Зыков печатался в 1942-43 в поднемецкой прессе).
Наконец, в декабре о тех же Ичках несколько статей публикует некто с криптонимом "И.Я." Последняя выявленная статья "И.Я." датируется 29.12.22, последняя статья "М.З." - 05.01.23, после чего подписи "И.Я." и "М.З." исчезают со страниц "Рабочего" ("Н.Я" и "А.Москвич" пропали еще раньше) – Ярко (см. личный листок Зыкова) переезжает в Москву.
По совокупности фактов следует вероятно, считать доказанным тождество Н.М.Ярко и М.А.Зыкова. Два вновь выявленных обстоятельства:
1) Криптоним "М.З." использовался Зыковым с самого начала журналистской карьеры. Означал ли он уже тогда "Милетий Зыков" - пока неизвестно.
2) Вероятно, Зыков использовал также псевдоним "А.Москвич". В каталоге РНБ такая подпись встречается ровно однажды – некто А.Москвич был автором брошюры "Советы в борьбе за мир" (М-Л., 1929). Из описания в "Правде": В книжке тов.Москвича содержится краткая история мирных шагов советского правительства, начиная с первых дней октября и заканчивая подписанием последнего московского протокола. Была ли эта брошюра "халтуркой" Зыкова, которую он написал, работая в Воронеже или совпадение псевдонимов – случайное, сказать трудно.
Отметим, что хотя после 1923 Зыкова определенно "тянуло" к Москве, он возвращался туда несколько раз, наконец, там в тридцатых жила его жена и оттуда его в 1942 призвали в армию, загадка псевдонима в том, что в 1922 в известных нам анкетах Ярко Москва не упоминается вовсе.

Tags:

19 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:10.09.2013 16:23 (UTC)
(Link)
Спасибо. Весьма интересно.
[User Picture]
From:scabon
Date:10.09.2013 16:31 (UTC)
(Link)
Что касается того, что "В 1924 он был исключен из партии "за мелкобуржуазный уклон".", то тогда так называлась троцкистская оппозиция осени 1923 года. После её поражения на 13-й конференции РКП(б) в январе 1924-го целый ряд её активных сторонников был временно исключён из партии. Вот как этот процесс описывает один из немногих уцелевших троцкистов Исай Абрамович (http://lib.ru/MEMUARY/ABRAMOWICH/abramowich1.txt):

"На ХIII партконференции подводились итоги дискуссии 1923 года. Было
принято решение провести партийную чистку в военных и вузовских ячейках, то
есть как раз там, где во время дискуссии большинство голосовало за
оппозицию.
Такая чистка происходила, конечно, и в ячейке нашего института, и в
процессе ее были исключены из партии все активно выступавшие за оппозицию, в
том числе и я. Формулировка у всех была одинаковая: "как идеологически
неустойчивые". Районная и Московская контрольные комиссии исключение в
большинстве случаев подтвердили. Мы обжаловали это решение в партколлегию
ЦКК, которая отменила решение предыдущих инстанций и всех нас в партии
восстановила.
Партколлегия ЦКК состояла тогда из трех человек под председательством
старого большевика Сольца. Она не просто формально отменила решение
предыдущих инстанций. Сольц долго и обстоятельно беседовал с каждым из нас.
Он разъяснял нам, оппозиционерам, почему нас исключили из партии, говорил о
том, какую роль в жизни старых большевиков играет партия, какими гигантскими
трудами и жертвами ее удалось создать, какую роль сыграла партия в
подготовке Октябрьской революции, в гражданской войне и т.д.
- И вот теперь, - говорил он, - приходите вы, молодые члены партии, не
проникнутые глубокой верой в ее идеалы, не воспринявшие ее традиции, и
легкомысленно разлагаете ее, с легкостью идете на подрыв единства ее рядов,
на раскол партии. Нужно было ударить вас по головам, чтобы довести до вашего
сознания недооценку драгоценности партии...
Он говорил об этом так искренно и горячо, а мы были так молоды и
зелены, что поверили ему. Он убеждал нас, что дорожа партией нельзя трепать
ее, как это делали мы во время дискуссии 1923 года. Он говорил о партийной
дисциплине как о первостепенном факторе - в отрыве от партийной линии...
Конечно, восстановили нас в партии не сразу после беседы с Сольцем.
Решение должна была вынести партколлегия ЦКК, которая рассматривала и все
документы о нашей предыдущей деятельности, характеристики, данные нам рядом
коммунистов. Так, исключенного из партии Илюхова характеризовал старый
большевик Губельман (брат Ярославского), который работал на Дальнем Востоке
и отлично отозвался о подпольной работе Илюхова. Мне тоже дали письменные
характеристики бывшие владивостокские подпольщики Н.Горихин и Дмитриев, а
бывший член подпольного бюро Александр Слинкин пришел на заседание
партколлегии ЦКК, чтобы лично рассказать о моей нелегальной работе во
Владивостоке.
Заседание партколлегии кончилось поздно. Мы все, конечно, ждали, не
расходились. Наконец, вышел Сольц и сообщил нам, что все мы восстановлены в
партии. Вместе с Сольцем мы вышли из здания ЦКК на Старой площади и пошли
провожать его домой. Всю дорогу он продолжал убеждать нас. Насколько я
понимаю сейчас, он сам тогда не понимал, куда ведет партию Сталин. Человек
он был, видимо, честный, преданный партии, но, кажется, весьма ограниченный."
[User Picture]
From:labas
Date:11.09.2013 08:26 (UTC)
(Link)
Спасибо, интересно.
По другому источнику "Зыков подтверждает, что он в 1924г. действительно был исключен из партии за связь с группой "Рабочая правда" с правом обратного вступления."

Я прошерстил все, что доступно про РП
http://labas.livejournal.com/tag/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0
но прямого упоминания имени Ярко не нашел.
Косвенные связи, однако, есть, практически вся верхушка РП - из Крыма или участвовала в Крымском подполье.

Вероятно - т.к. в руководство РП Зыков-Ярко не входил, исключение было сравнительно "мягкое", с возможностью восстановления. Возможно, МКК его искала именно потому, что он тоже подал апелляцию, как и автор приведенного Вами отрывка.
[User Picture]
From:scabon
Date:11.09.2013 16:56 (UTC)
(Link)
Да, если его исключили за связи с "Рабочей правдой", то это тоже могло быть оформлено, как "мелкобуржуазный уклон", хотя я с рабочеправдавцами куда хуже знаком, чем с троцкистами.

Интересно, что Ярко исключили в 1924-м, а не в 1923-м. Можно предположить, что либо об этих связях узнали позже, либо он попал под вторую, более широкую, волну репрессий, но это так, догадки.
[User Picture]
From:idelsong
Date:10.09.2013 17:44 (UTC)
(Link)
В каком месяце 1924 г. Ярко был исключен из партии? XIII съезд РКП(б) назвал троцкизм "мелкобуржуазным уклоном" в мае 1924 г., V съезда Коминтерна, - в июне-июле 1924 г.
[User Picture]
From:scabon
Date:10.09.2013 19:57 (UTC)
(Link)
Резолюция "Об итогах дискуссии и о мелкобуржуазном уклоне в партии" была принята ещё на 13-й конференции в января 1924-го года, так что этой терминологией исключавшие Ярко могли воспользоваться ещё в начале года.
[User Picture]
From:labas
Date:11.09.2013 08:52 (UTC)
(Link)
Пока трудно сказать определеннее, чем с января по сентябрь.
Если парткнижка Ярко найдется, то узнаем точнее.
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:10.09.2013 19:17 (UTC)
(Link)
С таким спорить трудно.
Идейный, все-таки, гад оказался.
From:sogenteblx
Date:10.09.2013 20:14 (UTC)
(Link)
Всё равно непонятно. Еврей-коммунист, видимо, с неплохим журналистским талантом, перешедший к нацистам и поставивший свой талант на службу германской пропаганде, - это как-то... странно, в смысле идейности.
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:10.09.2013 20:17 (UTC)
(Link)
Что еврей - это еще неизвестно. А даже если и еврей. Власов тоже славянин.
From:sogenteblx
Date:10.09.2013 20:21 (UTC)
(Link)
Да ладно, по-моему, Игорь вполне раскопал, Аптекман же. На фото (если это он был) видно не совсем типичную внешность, южную скорее. Плюс не ходил на медобследования вроде никогда (вопрос - как прошёл фильтрацию в лагере для в\п, там обычно очень быстро вычисляли и убивали всех, кто имел обрезание).

Власов-то славянин, но разница между отношением к евреям и славянам была. Первых-то убивали, всегда, совершенно никаких шансов.
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:10.09.2013 20:32 (UTC)
(Link)
Не каждый Аптекман еврей. Может, какой-нибудь предок евреем и был, но это еще не доказательство. У нацистских бонз тоже были такие дедушки-бабушки.

А почем мы знаем, может, ходил.

Что еще один аргумент против еврейства.
From:sogenteblx
Date:10.09.2013 20:37 (UTC)
(Link)
>Может, какой-нибудь предок евреем и был
У нацистских бонз были. Только то, что относилось к немецким евреям, не относилось к евреям с Востока и так далее.

Вроде нет, не ходил, где-то было упоминание о том, что он не ходил в баню и на медобследования.
[User Picture]
From:voencomuezd
Date:10.09.2013 21:06 (UTC)
(Link)
Вы еще скажите: "Как марксист-бухаринец мог у Власова пропагандой заведовать?" А вот поди ж ты. Плевала реальность на условности.
From:sogenteblx
Date:10.09.2013 21:28 (UTC)
(Link)
Я не очень чувствую разницу между разными "уклонами" и течениями, кроме самых основных, так что для меня в целом все марксисты одинаковы. Но в целом да, полная шиза: еврей-коммунист на службе нацистской пропаганды творит "на восточные народы". Комедии нет, сплошная трагедия. Наверное, один из самых необычных эпизодов всего "расклада" советской коллаборации. Думаю, в голове у него творился полный винегрет.
[User Picture]
From:colonelrabin
Date:11.09.2013 01:48 (UTC)
(Link)
Человек, почитай, с подросткового возраста занимается авантюрами, причем в том числе и в условиях революции и гражданской войны; почти всегда живет, то скрывая часть биографии, то укрываясь в одном месте от взыскания или даже приговора в другом - в общем, играет с судьбой в прятки. Видимо, разменяв пятый десяток и угодив в плен к немцам, где помирать предстояло так или иначе, решил опять поиграть с судьбой. Уже не в прятки, а в покер - имеются же свидетельства, что собственные шансы выжить оценивал достаточно трезво.
[User Picture]
From:leonid8
Date:11.09.2013 23:23 (UTC)
(Link)
Но ведь у Ярко-Аптекмана был туберкулез легких. А у Зыкова-Ярко? В те годы туберкулез мог бесследно пройти?
[User Picture]
From:Eugene Naumovich
Date:14.09.2013 17:31 (UTC)

Re:В те годы туберкулез мог бесследно пройти?

(Link)
Теоретически- да. Практически шанс не большой, но есть. Крым тут кстати, очень даже в тему: климат важен мягкий.
[User Picture]
From:labas
Date:15.09.2013 11:39 (UTC)
(Link)
Да, это момент туманный, я согласен. Есть и еще несколько: то же знание иностр. языков. Но сценария деперсонификации я при имеющихся данных не могу вообразить и вовсе никакого.
Я не специалист, но вроде бы туберкулез при изменении климата и условий жизни может как бы "законсервироваться".
My Website Powered by LiveJournal.com