Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

тем толще партизаны или таинственный плагиат

Вчера я заинтересовался подборкой рассказов Василия Елизарова на Прозе.Ру.

При ближайшем рассмотрении они оказались единым текстом, составляющим роман "Поиски счастья". Сюжет таков: рассказчик по имени Георгий (ок. 1896 г.р.) еще до первой мировой уезжает из Западной Белоруссии в Америку. Там он поступает стюардом на немецкий корабль. После долгих лет кочевой жизни транзитом через Париж возвращается на родину, которая теперь входит в состав Польши. Там его вербуют и засылают разведчиком в СССР, где однако перевербовывают. Он становится двойным агентом, работает среди белорусских националистов. Затем его сажают в Польше в тюрьму за связи с СССР. Отсидев несколько лет, он убегает в СССР, где легализуется. Но и там его арестовывают (очевидно, в рамках "Польской операции НКВД") и отправляют на 10 лет на Печору. После начала войны он в лагере записывается добровольцем, идет на фронт и попадает в плен в апреле 1942-го с 113 стрелковой дивизией. Там он вербуется в разведчики, после окончания катынской разведшколы его забрасывают в СССР, где он сдается органам, кот. ведут с его помощью радиоигру с немцами. Потом он снова переходит к немцам, его снова забрасывают в СССР, далее см. выше.
После войны он служит разведчиком в Австрии, после чего возвращается, наконец, в СССР. Роман заканчивается на такой жизнеутверждающей ноте:
Я прожил сложную и интересную жизнь. А счастье, по-моему, у каждого свое. У одних – хорошая жизнь, у других – семья и хорошая работа, у третьих – удачная любовь, у четвертых – еще что-нибудь. Для меня же счастье – это любовь к приключениям, к романтике, к Родине, к новому, к интересному. И я это счастье нашел в работе с советскими контрразведывательными органами. Там приключений и романтики не мало. Это видно из содержания романа.

Теперь о загадках. Никаких следов публикации романа "Поиски счастья" я не нашел. Роман с таким названием публиковался в СССР в 50-60-х, но в нем речь шла об освоении Чукотки.
Однако, еще более интересно, что как минимум 4 главы романа с "Прозы.Ру" являются совершенно очевидным плагиатом, хотя и не тупым в духе современных диссертантов, а творческим.
Глава "Вулы Сю Иоль" - плагиат рассказа С.Широкова (наст.имя Пасхин, послевоенный псевдоним Максимов) "Пианист".
Глава "Княжна" - плагиат одноименного рассказа С.Широкова (Оба рассказа Широкова публиковались в смоленском журнале "На переломе" в 1943г., затем в книге "Тайга" в 1952г.)
Глава "Интеллигент" - плагиат первой части рассказа Н.Москвича (т.е. Милетия Зыкова) "Мой знакомый", опубликованной в "Новом Слове" (Берлин) 07.10.42
Наконец, глава "Человек со стальным оленем", как мы уже знаем, плагиат рассказа неизвестного пока автора "Стальной олень", опубликованного в "Новом Слове" (Берлин) 04.03.42
Примеры творческого подхода к плагиату:

С.Широков "Пианист" В.Елизаров(?) "Вулы Сю Иоль"
Десятник Голубев щурит на него острые глазки и неторопливо говорит:
– Ты, Ефимыч, больно разговорчив стал. Мне твоя жись не надобна. Я, брат, сам заключенный.
– Так какого же лешего ты подгоняешь, – озлобленно говорит Митька-Пан, старый вор-рецидивист, поворачивая к нему бледное лицо. – Совести у тебя нет, у черта рябого.
Голубев тихо смеется.
Десятник смотрел на него подозрительно узкими глазами и неторопливо продолжил:
-Ты, Ермолай, больно разговорчив стал. Мне твоя жись не надобна. Я брат, сам заключенный, такой как ты и как все вы.
-Так какого же лешего ты нас подгоняешь? - злобно сказал Витька-граф, старый вор – рецидивист, поворачивая к нему свое бледное, худое лицо. Совсем совести у тебя нет у черта рябого.


С.Широков "Княжна" В.Елизаров(?) "Княжна"
Дождь лил все сильнее и сильнее. Промокший, я, сам не зная зачем, пошел к Ольге Николаевне. В бараке у нее было тихо. Звенели мухи, колотясь о желтые грязные стекла. Она лежала вытянувшись, закрыв темные веки. Я подошел и сел у нее в ногах.
— А, это вы? — приоткрыв глаза, приветливо проговорила она.— Как ваша рука?
— Спасибо, поправляется. Я ничего не соображал. Одна страшная мысль сверлила голову больно и назойливо.
— А мне плохо, совсем плохо, — продолжала она.
И вдруг каким-то странным голосом, полным беспокойства, спросила:
— А где Вера? Вы не видели?
— Нет, Ольга Николаевна.
Дождь лил все сильней и сильней. Промокший, я сам не зная зачем, побрел к Софье Николаевне. В бараке у нее было тихо. Летали мухи, колотясь о грязные стекла. Она лежала вытянувшись с закрытыми глазами. Я подошел и сел у нее в ногах.
-А-а, это вы? - приоткрыв глаза, проговорила она. Как ваша рука?
-Спасибо поправляется. Я ничего не соображал. Одна страшная мысль назойливо сверлила голову.
-А мне плохо совсем, - продолжала она.
Потом каким-то странным голосом спросила:
-А Вера где, вы не видели?
-Нет, Софья Николаевна.


Н.Москвич "Мой знакомый" В.Елизаров(?) "Интеллигент"
Высокий, он сутулился, точно стеснялся своего роста и минутами, когда прерывалась его горячая и взволнованная речь, сквозь толстые стекла старомодного пенсне на меня глядели добрые, близорукие и слегка рассеянные глаза
Ему было уже за тридцать, этому инженеру-технологу, и он ехал на первую большую работу. Он горел от нетерпения и слегка боялся.
-Я их понимаю..., я понимаю, что они не могли мне сразу доверить большое и важное дело, - не в первый раз говорил он.
После паузы он еще раз повторил, стараясь убедить скорее себя, чем меня:
- Они могли мне не верить, но вот теперь я смогу каждому доказать, что во мне они не ошиблись, доверив, наконец, это большое дело... Вы представляете, что такое Карсакпай? ...
Да, Карсакпай я себе представлял и признаться много лучше Льва Владимировича Тихомирова – моего экзальтированного инженера... Карсапкай – это грандиозное месторождение медной руды, расположенное в песках казахской степи. Медь, местами в тридцатипроцентном содержании мощными пластами выходит почти на поверхность земли. А рядом – в 7-10 километрах, - огромные залежи каменного угля - Джезгазган. Вместе и уголь и руда.
Но завистница-природа, бросив человеку такой богатый дар, окружила Карскпай морем песка и солончаков, оградила неприступными бездорожными далями... Она лишила Карсакпай воды и хлеба, и снабдила его климатом, который выдерживает только неприхотливый степной волк. Летом 60 градусов жары, зимой же – вьюжной, снежной и ветренной – 40 градусов мороза. Вот, что такое Карсакпай, куда ехал Тихомиров строить комбинат.
Он был высоким, постоянно сутулился, словно стеснялся своего роста, часто осматривал свое место, как будто чего-то искал. Вот нашел свое старомодное пенсне и начал добрыми глазами посматривать на меня. Я понял, что он близорук. Возраст его уже за тридцать. Начал рассказывать о себе. Окончил технологический институт. Едет после окончания его на новостройку. Он с нетерпением ждал того времени, когда окунется в интересную работу.
-Я их понимаю..., я понимаю, что они не могут мне доверить большое и важное дело, - уже не первый раз повторял это. Они мне не верят. Так вот теперь я докажу каждому, что они жестоко ошибаются. Вы представляете, что такое Карсакпай?
-Нет не представляю, - ответил я. Я там никогда не был.
-Карсакпай – это огромное месторождение медной руды, расположенное в песках казахской степи. Медь в тридцати процентном содержании мощными пластами лежит почти на поверхности, а рядом, - в десяти километрах, - огромные залежи каменного угля Джезгазган. Такое редко где бывает. Но завистница – природа этот дар человеку легко не отдает. Она окружила его морем песка и солончаков, оградила неприступными бездорожными далями. Она лишила Карсакпай воды и хлеба, наградила его климатом, который выдерживает только неприхотливый степной волк. Летом шестьдесят градусов тепла, а зимой – пятьдесят мороза. Вот, что такое Карсакпай!
После этого я решил познакомиться с ним.
-Федор Иосифович, - отрекомендовался он.


Вопрос прежний: WTF что это такое?
Пока у меня есть две версии.
1) Мистификация с использованием редких и малодоступных источников.
Если это так, то это мистификация высокого класса, в нее умело вплетены реально существовавшие лица. К примеру, как любезно указал уважаемый lucas_v_leyden, Ольга Гогина, художница жившая после первой мировой в Эфиопии и в Париже.
Оля очень симпатичная белокурая девушка. Ее местные дети очень любят и называют "Ойзеро Воркинеш" - (золотистая госпожа). Это очень талантливая художница (из текста В.Елизарова)
Сложно однозначно определить, в каком качестве более всего известна была в эмигрантских кругах Абиссинии Ольга Гогина (или "войзеро воркинеш" — "золотистая барышня", как по- амхарски ее называли аборигены). (Н.Л.Крылова, С.В.Прожогина "Женщина и чужбина", 2007)
Аутентично - с поправкой на идеологию и авантюрное изложение - выглядят и западнобелорусские эпизоды (но тут интересно мнение белорусских коллег).

2) Реальный мемуар бывшего бойца невидимого фронта в духе И.Дорбы. При этом автор по каким-то своим (художественным?) соображениям решил обогатить свой текст парой рассказов из поднацистской прессы, которые, однако, старательно переработал. И к этой версии есть вопросы:
а) Где же оригинал? Неужели Проза.Ру первопубликатор?
б) Почему герои из вставных (сплагиатированных) рассказов действуют и в других? Например, Глеб Травин снова появляется в рассказе "Начало войны":
Началось досрочное освобождение с направлением на фронт. Желающие направлялись на медкомиссию. Ждущие фашистов первые побежали на нее. Цель ясна, чтобы сдаться в плен. Травин тоже ходил. Возвратился опечаленный:
-Не освободили, - сказал он, - из-за ног, плохо хожу. Я бы очень хотел на фронт, если бы пустили, стал драться с фашистами не хуже других.
Я верил в искренность слов Травина. Когда я уходил, он сказал:
-Знаешь Жора, я бы очень хотел пойти вместе с тобой, но видимо не судьба. Плохо мне будет здесь без тебя.
Tags: служба утерянных цитат, травин
Subscribe

  • снова об "оптическом феномене"

    В продолжение истории про "оптический феномен". Речь там, напомню, шла о том, как в Риге в редакции газеты "За Родину"в 1944 г. встретились Вера…

  • оптический феномен

    При внимательном перечитывании источников обнаруживаются незамеченные ранее коллизии. Вера Пирожкова, чьи мемуары я уже многократно цитировал, в…

  • две истории батальонного комиссара чугунова

    I. Абвертрупп I / AOK 18 Действующая армия, 1 июля 1942 г. Допрос перебежчика. Личные данные: батал[ьонный] комиссар Ч у г у н о в, род. в 1916…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • снова об "оптическом феномене"

    В продолжение истории про "оптический феномен". Речь там, напомню, шла о том, как в Риге в редакции газеты "За Родину"в 1944 г. встретились Вера…

  • оптический феномен

    При внимательном перечитывании источников обнаруживаются незамеченные ранее коллизии. Вера Пирожкова, чьи мемуары я уже многократно цитировал, в…

  • две истории батальонного комиссара чугунова

    I. Абвертрупп I / AOK 18 Действующая армия, 1 июля 1942 г. Допрос перебежчика. Личные данные: батал[ьонный] комиссар Ч у г у н о в, род. в 1916…