Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

к родословной штандартенфюрера

В своей автобиографии, хранящейся в его личном эсэсовском деле и написанной вероятно вскоре после прихода нацистов к власти, Грегор Шварц-Бостунич указывал
Родился 1 декабря (19 ноября ст. стиля) 1883 в Киеве (Южная Россия). Отец Вильгельм Бартольд Шварц происходил из древнего рода балтийской знати (1848-1917). Мать Ольга, урожденная Бостунич (1853-1916), баварской крови от ее матери Каролины урожденной Риглер. Доказав свое чисто германское происхождение, я получил гражданство уже в 1925 в Баварии.1
К этому короткому абзацу есть, как минимум, три замечания. Во-первых, как мы увидим впоследствии, мать Шварца-Бостунича никогда не носила фамилию "Бостунич". Во-вторых, указанная им дата рождения матери неверна. Ну и в-третьих, Шварц-Бостунич умалчивает о своем деде по материнской линии (вероятно, потому, что его имя - Давид - могло навести на ненужные ассоциации). Рейхсфюрер СС Гиммлер, в иных случаях весьма щепетильный2, здесь, однако, поверил кандидату в эсэсовцы на слово.
За 15 с лишним лет до этого Шварц-Бостунич написал другую автобиографию:
Григорий Васильевич Бостунич (по рождению Шварц, принял в 1915-м году фамилию деда с материнской стороны – серба) родился в Киеве 19 ноября 1883-го года в семье страхового деятеля единственным ребенком. Под влиянием матери с детства полюбил литературу и театр и уже 12-ти лет написал драму "Дон-Жуан" и одноактную картину "Ополченец 1812 года", потом уничтоженные. 3
Именно дед с материнской стороны и будет нас интересовать.
Согласно родовому древу Шварцев Вильгельм Бартольд Шварц женился на Ольге Бостуновой (Olga Bostounow) из Киева (1855-1915) 21 апреля 1874 года. Через 9 лет у них родился единственный сын - Григорий4.
В Российском государственном архиве литературы и искусства, в фонде 1403 (документы А.А.Игнатьева и Н.В.Трухановой) обнаружилось довольно интересное письмо5, позволяющее распутать непростые семейные узы Шварцев и Бостуновых.
Начнем с конца. В 1918 году известная актриса и балерина Н.В.Труханова (урожд. Бостунова) вышла замуж за графа А.А.Игнатьева. Наталья Владмировна была дочерью (скорее всего незаконной, так как на момент ее рождения ее отец состоял в другом браке6) певца и драматического артиста Владимира (сценическое имя Эдмонд) Давыдовича Бостунова. Вышеупомянутое письмо написано вскоре после смерти Эдмонда его сестрой - Ольгой Давыдовной Шварц - матери Н.В.Трухановой - Пелагее (Мари) Людвиговне Бостуновой.
Таким образом, Н.В.Труханова и Г.В.Шварц-Бостунич - двоюродные сестра и брат, а "красный граф" А.А.Игнатьев - двоюродный свояк штандартенфюрера.
В письме, помимо прочего, упоминается дележ наследства между Эдмондом и сестрами после смерти их матери:
А просила мать: если от продажи Акций и бумаг кой-что останется, дать Эд. 4-5 тысяч, а Грише [т.е. будущему Шварцу-Бостуничу] полных 5000 положить на его имя до совершеннолетия; между прочим, всю ее обстановку, белье, серебро, ценные вещи все отдать Эдм.; при этом она сказала: Вы добрые сестры и у вас все есть... Мы продали оставшиеся бумаги и несмотря на ропот Дрезенов сейчас же выслали Эд. 5000 рублей. Сыну моему нечего было дать и Дрезены отвечали, что он в будущем ими будет награжден. Предсказания моей сестры оправдались и через год-два у брата уже не было ни гроша.7
Страсть своего отца к мотовству подтверждает в мемуарах и его дочь, добавляя, однако, факт, который в свое время вполне мог бы заинтересовать рейхсфюрера СС:
Отец мой был во всех отношениях человеком блестящим и на редкость одаренным. Он унаследовал от деда, чистокровного цыгана, красивейшую внешность и врожденное тяготение к кочеванию. Высокого роста, прекрасного сложения, с необычайно пластичными движениями и походкой, маленькими руками и ногами, жгучими пивными очами (так на юге называют глаза цвета пива) на смуглом лице — он казался воплощением самой гармонии.
Жизнь отца была романтичной. Родился он в богатой семье, но ничем ее не порадовал и шестнадцатилетним юношей бежал из коммерческого училища на сцену.
Бабушка — полупольского, полунемецкого происхождения, человек крутой, расправилась с ним за этот поступок жестоко. Она отвезла его в Гамбург и посадила на пароход, отбывавший в Америку. Там, лишенный какой бы то ни было помощи от семьи, перепробовав в течение двух лет различные профессии — до уличного певца включительно, — он просто бродяжничал.
Наконец бабушка смилостивилась и выписала его обратно на родину. По дороге из Америки в Россию отец задержался на год в Италии и прошел там школу пения. Впрочем, это не переменило намерений бабушки, и она по приезде сына наградила его солидным делом: магазином ювелирных изделий.
Как и следовало ожидать, упорядочить поведение блудного сына не удалось.
Страсть к театру осталась неизменной, и по возвращении в родной Киев отец завел собственную оперную антрепризу, где пел свой излюбленный репертуар — арии из опер Моцарта, Россини и Верди.
Понятно, что коммерческими делами отец занимался плохо, наделал огромные по тому времени долги — 300 000 рублей, и, объявленный "несостоятельным должником" (закон прежних времен был неумолим), под угрозой тюрьмы бежал из Киева.
Тогда-то он и сделался профессиональным актером
8

Итак, внук считает своего деда сербом, а внучка - цыганом. Однако, отметим, что версия о деде-сербе появилась до переселения Шварца-Бостунича в Германию (т.е. не связана прямо с необходимостью доказывать арийское происхождение), а у актрисы может возникнуть вполне понятное желание несколько романтизировать свою биографию.
Попробуем повнимательнее присмотреться к биографии Эдмонда Бостунова. Словарь "Отечественные певцы" сообщает нам:
БАСТУНОВ (Бостунов; сцен. псевд. Агнесов, Кинде) Эдмон Давыдович, 1853, Киев — 14(27).9.1913, Петербург — арт. оперы (лирич. баритон), оперетты, драмы, концертный певец, литератор. Род. в купеческой семье. После окончания киев. гимназии поступил в Петерб. коммерческое уч-ще, затем продолжил образование в Берлин. коммерческой торговой академии и одновременно обучался в Берлин. театр. школе у известных трагиков Ф. Гаазе и Г. Гендрихса. Позднее в течение двух лет жил в Америке. Вернувшись в Петербург, брал уроки пения у И. Кравцова. Пел рус. романсы в петерб. кафешантане под псевд. Агнесов. Затем совершенствовался в вокальном искусстве в Вене, Берлине и Милане у профессоров И. Бека, Ф. Беца, Ф. Ламперти, Дж. Ронкони. С 1873 выступал на конц. эстраде в Харькове, затем пел в Одессе (антр. А. С. Раппорта), в 1875—77 — в Киеве (антр. И. Я. Сетова), в 1894 — в Петербурге (т-р сада "Аркадия", антр. М. Лентовского).
Обладал голосом "бархатного" тембра. Уделял большое внимание гриму. Всего исп. ок. 1000 ролей (в опере, оперетте и драме)...
Нек-рое время выступал в Берлине под псевд. Kinde. После непродолжительной оперной карьеры оставил сцену и занялся коммерцией. В 1883 вновь вернулся на сцену в качестве опереточного певца. Дебютировал в партии Маркиза де Корневиль ("Корневильские колокола" Р. Планкета) в петерб. т-ре "Аркадия" (здесь также выступал в 1894). В сезоне 1883/84 выступал в петерб. Малом т-ре (антр. М. Лентовского), затем в моск. т-ре "Эрмитаж", одновременно — в драм. спектаклях в героич. ролях.
Преподавал драм. искусство в школе А. Суворина.
Автор рассказов, очерков, воспоминаний, переводчик пьес и либретто оперетт.
9
Укажем и еще на одну биографическую заметку. В журнале "Киевский театрал", №6 за 1907 год был опубликован портрет Э.Д.Бостунова в роли короля Лира с такой подписью:
Киевлянин по рождению, Эдмунд Давидович исколесил всю Россию и 36-й год уже служит Мельпомене, в настоящее время в Петербургском Малом театре Суворина10
Одним из редакторов журнала был тогдашний студент киевского университета Григорий Шварц, впоследствии Грегор Шварц-Бостунич.
Несмотря на то, что Эдмонд родился в "богатой семье"/"купеческой семье" по сословному происхождению он почти до самой смерти был мещанином. Сестра вспоминала, что
... он сообщил, что по поводу 3-хсотлетия России он за безупречную деятельность актера получил Потомственное почетное гражданство. Это его более всего радовало, т.к. кличка "мещанин" его уязвимое место было.11
В воспоминаниях Э.Д.Бостунова, опубликованных в 1897 и 1904 г.г. в "Историческом вестнике" о семейных делах говорится немного:
Я рано лишился отца и, оставшись единственным сыном у матери, был избалован и изнежен ею до крайности: прихотям моим не было конца, при чем всякое мое желание было для матери законом и непременно выполнялось. В одном только я встретил ее решительное противодействие, которое и повело нас, страстно любивших друг друга, к печальному разрыву.
Дело в том, что театр был для меня тем храмом славы, счастья, а актеры теми его священнослужителями, которые с юношеского возраста приковывали к себе все мое внимание, когда я еще был на гимназической скамейке, и которым я пламенно мечтал посвятить всю мою жизнь.
12
Из первой же фразы следует, что ни Г.В.Шварц-Бостунич, ни Н.В.Труханова своего деда никогда не видели.
Далее, Э.Бостунов подробно рассказывает (вкратце уже известную нам) историю бунта против матери и последующей ссылки в Америку. После множества захватывающих приключений мемуарист получил в Питтсбурге денежное письмо
... от лучшего друга моей семьи, впоследствии моего отчима, в котором он предлагал мне вернуться в Европу, для чего и присылались мне деньги, переводом на известный банкирский дом [...]
Вся Америка мне вдруг показалась такой омерзительной, что я, точно убегая от злого духа, со всею поспешностью собрался в путь [...]
Встреча с матерью... Но я этого не стану описывать; скажу только одно: страшное дело - жизнь! нужны годы страданий для того , чтобы заслужить один момент нестерпимо мучительного благополучия...
И вот я снова был в недрах моей семьи и сейчас же опять стал приводить ее в отчаяние. Во время сравнительно недолгого моего пребывания в Америке, я приобрел невозможные для порядочного дома привычки: я пил водку, как воду, не выпускал трубки из зубов, жевал табак, во время чтения газеты, после обеда, закидывал ноги на обеденный стол и выплевывал свою жвачку на шпалеры стен и на мебель, куда попало; в манерах я был неуклюж, с огрубелым говором, и постоянно находился в боевом расположении духа, готовый с кем бы то ни было затеять ссору, чтобы иметь случай показать свое искусство в боксерстве. Но это не было делом моей души, а потому это было дело поправимое. Через несколько месяцев я снова принял свой прежний вид.
13
Но и "прежний вид" был очевидно не столь чопорным, потому что в следующей части мемуаров автор подробно расписывает свою пьяно-бродяжническую жизнь в Санкт-Петербурге14. Наконец, благодаря случаю и таланту он получает свои первые ангажементы, но и здесь
вечные пирушки, пикники и т. п. уносили с собою не только весь заработок деньгами, но поглотили в конец и все мое имущественное состояние настолько, что после сезона я возвратился домой, к моим родным, в весьма непрезентабельном виде, шокировавшем и ставившем в недоумение даже пассажиров, ехавших со мною в одном вагоне из Одессы в Киев. Представьте себе, что на мне был надет какой-то кургузый серенький пиджачок, довольно грязный и выцветший, поднятый воротник которого закрывал сомнительной чистоты воротничок сорочки. О жилете не было и помину. Но хуже всего было то, что вместо брюк на моих тонких, журавлиных ногах было натянуто черное театральное шелковое трико, а ноги вместо ботинок были обуты в театральные черные бархатные туфли со стальными пряжками. На голове широкополая артистическая шляпа, а весь багаж мой заключался в клавираусцуге "Риголетто", который я бережно всю дорогу держал подмышкой. Такая фигура возбуждала невольно общее внимание пассажиров.
Моя матушка, увидев меня в таком виде, упала в обморок, а сестры разбежались со страха.
15
После нескольких лет карьеры оперного певца
в силу семейных обстоятельств, я неожиданно должен был оставить сцену. Целых четыре года я не был в соприкосновении с театром и артистической средой, почему и пропускаю пережитое за этот период времени.
Скажу лишь, что только сцена выручила меня, когда я, благодаря неудачам, потерял за это время в коммерческих предприятиях все унаследованное состояние и остался "яко наг, яко благ, яко нет ничего", преследуемый вдобавок кредиторами.
16

Объяснение описанным перипетиям неожиданно обнаруживается в воспоминаниях киевского купца А.В.Паталеева:
Одним из самых красивых домов на Крещатике был дом генерала Крылова, построенный инженером Бенземаном. Дом этот принадлежит теперь 1-му Российскому страховому обществу. На нем надстроены новые этажи, и он принял теперь совершенно иной вид. В шестидесятых годах в доме этом наверху помещались кофейная и бильярдная при известной в то время кондитерской "Яссы", принадлежавшей Давиду Бастунову, отцу известного драматического артиста Эдмунда и находившейся в том самом помещении, которое теперь занято кондитерской Жоржа [...]
Следующий в этом же доме магазин по Крещатику занимал ювелир Концевский, сперва в компании с Земянским, а затем самостоятельно.
Концевский был страстным охотником на болотную дичь, чему и предавался в обществе Протасова, Егора Кобца и В.И.Паталеева. После смерти Бастунова он женился на его вдове и вскоре ликвидировал кофейное и кондитерское дело. Затем в компании с Генрихом Карловичем Клугкистом он купил дом генерала Крылова. Впоследствии свою часть в доме он уступил компаньону и уехал за границу, где и умер.
17

Кажется, теперь все встало на свои места. Ювелир Концевский и был тем самым отчимом, который спас юного Эдмонда из американских джунглей. А после его смерти Эдмонд, вероятно, унаследовал его ювелирное дело18, которое благополучно и промотал.
Но у нас появилась новая зацепка - искомый Давид Бостунов, оказывается, владел киевской кондитерской под названием "Яссы" на углу Крещатика и Прорезной (кстати, довольно знаменитое место, на котором через полвека будут зарабатывать свою трудовую копейку М.С.Паниковский и городовой С.В.Небаба). Редактор газеты "Киевский телеграф" Альфред фон Юнк так рассказывал об этой кондитерской в апреле 1861:
К числу новых открытий принадлежат две кондитерские под фирмами: "Одесса" и "Яссы", первая устроена без всяких затей, хотя в ней и можно все достать по умеренным ценам и принимает заказы на все что вам угодно, - вторая устроена вполне на аристократическую ногу и мы без преувеличения можем сказать, что и в столице подобное заведение могло бы считаться первым. Не говоря о приготовлении в этой кондитерской конфектов, тортов, разных печений и т. п. убранство ее великолепно: мебель покойная на пружинах, дамская гостинная наполнена тропическими растениями. С нижнего этажа проведена спиральная лестница на второй этаж, где устроены прекрасная билиардная и особый буфет. Здесь во всякое время можно встретить множество посетителей играющих в билиард, шахматы или домино. Умеренность цен много привлекает посетителей и в свободное время здесь с удовольствием можно провести вечер. Приятно что в Киеве есть такое заведение, которое могут посещать и мущины и дамы, но нужно пожелать поддержки заведения требующего больших издержек.19
Тремя годами раньше датирована отложившаяся в центральном государственном историческом архиве Украины "жалоба киевского купца 3 гильдии Д.Бостунова на квартального надзирателя Дворцового участка Копитовского за опечатывание его кондитерских предприятий"20, текст которой пока нам, к сожалению, недоступен.
Ну и, наконец, самое раннее на сегодняшний день свидетельство содержится в метрических записях о родившихся и крестившихся в Киево-Подольской ХристоРождественской церкви за 1851-1856 гг:
2.03.1855 г. Дочь Ольга. Родители: Одесский мещанин Киевский 3-й гильдии купец Давид Василиев сын Бостунов, православнаго исповедания, и законная жена его Королина Георгиева дочь лютеранскаго исповедания
Восприемники: Киевский 3-й гильдии купец Михаил Михайлов сын Бубнов и Киевскаго купца Иосифа Антонова Рыперта жена Христина Георгиева дочь.
21

Подведем некоторые итоги.
1. Пока мы не нашли никаких дополнительных подтверждений версии Н.В.Трухановой о том, что ее дед был цыганом.
2. Однако, еще меньше подтверждений пока нашлось версии Г.В.Шварца-Бостунича о том, что его дед был сербом и носил (как и его дочь Ольга впоследствии) фамилию Бостунич. На момент ее рождения он, как нетрудно видеть по метрической записи, уже звался Бостуновым22.
3. Дальнейшие поиски следует вероятно направить в Одессу (откуда приехал в Киев мещанин Бостунов) и Яссы (вряд ли название кондитерской было выбрано случайно23).

1 - SS-Personalakte G.Schwartz-Bostunitsch: BA PA SSO121B, перевод мой
2 - ср. H.Heiber "Reichsführer!", 1970, док. 27, 62, 235, 288
3 - ИРЛИ Ф.377 Оп.7 Ед.хр.579. Письмо Г.В.Бостунича С.А.Венгерову от 30.12.1917. Благодарю уваж. lucas_v_leyden за возможность ознакомиться с документом.
4 - A .Buchholtz "Geschichte der Rigaer Familie Schwartz", 1921
5 - РГАЛИ Ф.1403 Оп.1 Ед.хр.1547. Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913 (12.11. ст. стиля). Благодарю уваж. lucas_v_leyden за возможность ознакомиться с документом.
6 - "Г-жа Зыкова до Харькова пела еще в Киеве, где вышла замуж за г. Бастунова, в то время ювелира, а теперь драматическаго артиста" (С.Г.Ярон "Воспоминания о театре", 1898). "Жива ли Зыкова мне неизвестно, т.к. на этот вопрос я от Эд. не получала ответа. Думаю, что жива - и что развод его не был труден. Я уверена, ибо 33 года живя врозь, они и по русскому закону свободны" (Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913).
7 - Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913
8 - Н.Труханова "На сцене и за кулисами: воспоминания", 2003.
9 - "Отечественные певцы, 1750-1917", 1991.
10 - цит. по комментарию в книге "Старий Київ. Зі спогадів Старого Грішника", 2008
11 - Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913
12 - Э.Бостунов "Без руля и якоря" ("Исторический вестник", ноябрь 1897)
13 - Э.Бостунов "Без руля и якоря" ("Исторический вестник", декабрь 1897)
14 - Э.Бостунов "Калейдоскоп сценических воспоминаний" ("Исторический вестник", ноябрь 1904)
15 - Э.Бостунов "Калейдоскоп сценических воспоминаний" ("Исторический вестник", декабрь 1904)
16 - там же
17 - "Старий Київ. Зі спогадів Старого Грішника", 2008
18 - ср. уже цитировавшееся выше "... г. Бастунова, в то время ювелира, а теперь драматическаго артиста" (С.Г.Ярон "Воспоминания о театре", 1898).
19 - А. Ю-к "Киевская летопись" ("Киевский телеграф", 16.04.1861), цит. по интернет-публикации. В том же доме располагалась и гостиница "Яссы" (Н.А.Сементовский "Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников", 1864)
20 - цит. по І. Гуржій "Соціально-економічне становище, етнічний склад і діяльність купецтва міста Києва в XIX ст.", 2011.
21 - благодарю уваж. Татьяну Рогалеву за предоставление выписки из метрической книги.
22 - насколько можно судить, фамилия Бостунич вовсе не распространена в Сербии (и Югославии вообще). Eе, вероятно, можно возвести либо (как любезно указал уваж. idelsong) к распространенному во многих языках слову "трость" (болг.:"бастун", рум.:"baston", ит. "bastone" и т.д.), либо к персидскому "bostan" (сад), либо к литовскому " bastūnas" (бродяга).
23 - в Яссах в XIX веке жили немцы с фамилией Риглер, а на курорте Синая в конце XIX века некто Георг Риглер открыл известную по сей день кондитерскую (что, конечно, может быть и простым совпадением).
Tags: шварц-бостунич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments