Данным о генеалогии Александра Дмитриевича Хомутова, так его зовут, мы обязаны костромскому краеведу А.А.Григорову, который по стечению обстоятельств оказался мужем двоюродной сестры А.Д.Хомутова и тщательно изучал ее родословную. В частности, он опроверг известную легенду о происхождении рода Хомутовых от Гамильтонов1. Прадед А.Д.Хомутова -
Д.Ф.Хомутов (1850–1933) был гласным земства (1880-е годы), затем управляющим Астраханскими и затем Воронежскими государственными имуществами...
П.Ф.Хомутов (1856–1919) – предводитель Кинешемского дворянства, председатель земской управы, затем губернатор – Вятский, Енисейский и Казанский.
Г.Ф.Хомутов (1858–1940) – гласный земства, земский начальник.3
Завершая своеобразное генеалогическое предисловие, упомяну, что у А.Д.Хомутова была сестра Екатерина (1888–1975), о которой А.А.Григоров тоже упоминает в своей переписке:
Забегая вперед, отметим интересное совпадение: в 1922 году, когда А.Д.Хомутов жил в Берлине, В.И.Баженов посещал Берлин по делам РОРИ8, в том же году в Москве и Берлине вышла первая и единственная книга стихов Екатерины Баженовой-Хомутовой "Нарциссы"9.
Но приступим, наконец, к основной истории. По непроверенным данным Александр Дмитриевич Хомутов родился 22.08.188610. Как его дед и прадед, он выбрал военную стезю. В 1908-м по окончании училища произведен в офицеры. Историографы Лейб-Гвардии Измайловского полка числят его в полку с того же года11, однако в "Общем списке офицерских чинов русской императорской армии" на 01.01.1909 подпоручик Ал-др Дм.Хомутов записан по 190-му пехотному резервному Венгровскому полку (Варшава)12. Так или иначе вскоре он действительно оказывается в Измайловском полку, но первые сведения о нем проходят по ведомству Мельпомены, а не Марса. В полку с некоторых пор существовала традиция художественной самодеятельности, известная под именем "Измайловский Досуг". Но так как Измайловский полк не был простым полком, покровители и организаторы художественной самодеятельности тоже были людьми не простыми. 16 января 1910 года великий князь Константин Константинович Романов записывает в дневник:
Что женщине назначены природой...
... ночи напролет проводят
На пиршествах, побившись об заклад
С мужчинами, кто больше выпьет...
А мало ль
У нас любительниц стихов, что сами
Стихи в количестве изрядном пишут...14

В 1913 году А.Д.Хомутов, уже поручик, проживает по адресу Фонтанка, 12015. После начала мировой войны Измайловский полк отправляется на передовую, но сведения о военной карьере Александра Дмитриевича, к сожалению, весьма фрагментарны: он служил в первом батальоне полка под началом В.П.Разгильдеева, а по воле случая почти все мемуаристы-измайловцы вышли из третьего и четвертого батальонов. Командир полка Б.В.Геруа замечает лишь, что А.Д.Хомутов был "выдающимся боевым офицером", подробно рассказывая о судьбе его погибшего двоюродного брата Б.Н.Хомутова16.
На нескольких тысячах страниц издававшегося в 30-х годах в эмиграции журнала "Измайловская старина" А.Д.Хомутов упоминается лишь пару раз: летом 1915 года он командовал одной из рот первого батальона, а в начале сентября 1916, уже в чине капитана, был ранен в бою под д.Свинюхи и получил за этот бой Георгиевское оружие17.
После февральской революции он оказывается в Петрограде. Когда в 1930 году чекисты начали аресты бывших офицеров царской армии по делу "контрреволюционной организации", имя Хомутова всплывает в протоколах допросов:
Кроме того, были у наиболее активных лиц свои частные группировки, а именно, у Хомутова - монархист немецкой ориентации...
Цели всех вышеупомянутых организаций были различны: частные группировки (Хомутов, Веденягин [правильно: Веденяпин - ИП] и другие) преследовали активную цель борьбы с Временным правительством, причем Веденягин хотел даже принимать участие в событиях того времени. Эти организации прекратили свое существование около начала 1918 года, когда все эти лица уехали на юг. Общеполковая преследовала задачу корпоративную и просуществовала значительно дольше, постепенно теряя свой состав...
В отношении роли каждого из упомянутых мной лиц в предыдущем протоколе допроса - поясняю:
1. Генерал Разгильдеев - бывший Нач III Гвард. пех. дивизии. Он был одним из авторитетов-руководителей обще-полковой (Измайловской) корпоративной организации. До момента ссылки (1924 г.) он продолжал группировать вокруг себя бывш. офицеров-измайловцев. Умер в 1929 г...
2. Хомутов Александр Дмитриевич - бывший полковник Измайловского полка. В 1917 году возглавлял группу офицеров немецкой ориентации в полковой корпорации. Был очень активным и представлял собой генерала Разгильдеева Вадима Петровича "в миниатюре". Родственников в СССР, как будто, не имеет. В 1918 году удрал к Юденичу, ныне в эмиграции в Германии.18.
До сведения Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контр-революцией, саботажем и спекуляцией дошло, что существующий в Петрограде "Союз реальной помощи" и некоторые другие подобные этой организации в последнее время занимались исключительно планомерной отправкой на Дон к Каледину и Алексееву сочувствующих им и их деятельности офицеров и юнкеров. Бдительные наблюдения Комиссии за деятельностью этих организаций вызвали в течение последних нескольких дней целый ряд обысков и арестов лиц, причастных к деятельности "Союза реальной помощи" и ему подобных по преступной деятельности учреждений и организаций.
Вчера по ордеру Чрезвычайной Всероссийской Комиссии но борьбе с контр-революцией, саботажем и спекуляцией произведен обыск в квартире полковника Хомутова на Измайловском проспекте, где обнаружено было восемь бомб и разные материалы, которые сейчас же были конфискованы, а сам Хомутов арестован. В связи с арестом полковника Хомутова и результатом произведенного у него на квартире обыска произведены обыски у других лиц, некоторые из коих также арестованы19
ДЕЛО ПОЛК. А.Д.ХОМУТОВА
В свое время у нас сообщалось об аресте бывшего полковника Александра Дмитриевича Хомутова, у которого при аресте взяты были письма и другие доказательства его участия в контр-революционном движении и главным образом его участия в вербовке и отправке на Дон офицеров и юнкеров в штаб Каледина. Два обнаруженных у Хомутова письма за подписью "Саша" и "Митрич" до сих пор не могли быть опубликованы, несмотря на их огромный интерес, так как предварительное следствие еще не было закончено.
В настоящее время предварительное следствие по делу Хомутова, которое велось товарищем председателя чрезвычайной комиссии по борьбе с контр-революцией, саботажем и спекуляцией товарищем Евсеевым, закончено, и дело передается следственной комиссии при революционном трибунале. Мы имеем возможность опубликовать два письма и показания по поводу этих писем их автора Хомутова.
Как содержание писем Хомутова, так и данные следствия, как видно из протоколов следственной комиссии при чрезвычайной комиссии по борьбе с контр-революцией, саботажем и спекуляцией проливают свет на деятельность контр-революционных организаций и отдельных лиц, как в Петрограде, так и в Москве, в связи с выступлениями Каледина, для штаба которого эти организации и лица вербовали и направляли на Дон офицеров.
Письмо б. полковника А. Хомутова
Саша.
2-е письмо б. полковника Хомутова
Не откажи оказать содействие подателю сего письма (два слова зачеркнуто) к устройству его по специальности или дай ему какое-нибудь поручение по его делу. Я имел его в виду для другого назначения и долго держал в Петербурге, но ввиду полного отсутствия денег В.Б. пришлось отправить его к вам, к сожалению, издержав на его содержание около (зачеркнуто). Он расскажет, что предполагалось. Вчера поехал на Кавказ капитан гренадерского полка Фрейбер, которому я дал письмо к П.А. Твое письмо в Б.-кр. относительно восьми офицеров гв. получено а передано. Я буду стараться отправить их, но это крайне трудно, так как вы совершенно не осведомляете нас о положении там, а здесь усиленно распускаются слухи о положении несостоятельности Дона, раздоре и бедственном положении офицеров. Я очень прошу прислать лично ко мне гонца, толкового, который мог бы рассказать положение вещей, а главным образом — о формирующемся сводно-гвардейском полке, положение в нем и назначение, тогда я могу определенно разговаривать с представителями полков наших, здесь находящихся. Начну вытряхивать пачками на днях. Сам либо приеду, наладивши отъезд господ отсюда, либо поеду в Сибирь, куда меня посылают известные монархические организации. Это вернее всего. Здесь очень усиленно работают в нашем направлении, с большим успехом работают много лиц с большим положением и именами. Полковое знамя доставлено в целости в Пет. и хранится в соборе, в алтаре, серебро устроено в надлежащее место. Недалеко время, когда разразятся значительные события, атмосфера сгущена, немцы имеют много сторонников, и думаю, что им удастся провести дело так, как они хотят, тогда вы на Дону будете в дурацком положении. Очень жду от вас известий, что крайне необходимо. Здесь, в Б.-кр. денег нет совсем, и пока он не действует, а материала очень много. С Дона все твердят о громадных деньгах, но ни копейки не присылают, результат самый плачевный, доверие начинает падать. Если, действительно, деньги есть, то такое легкомыслие непростительно. Мой искренний привет всем нашим.
Митрич.
Допрошенный по поводу этих писем товарищем председателя чрезвычайной комиссии по борьбе с контр-революцией, саботажем и спекуляцией тов.Евсеевым Хомутов показал следующее:
"Два письма — одно б. полковнику Соколову, за подписью "Саша", другое б. капитану Шатилову, за подписью "Митрич", от 13 января с.г. были написаны мною и посланы с изъявившим желание ехать на Дон летчиком Смирновым. О существовании "Белого Креста" я знал от одного из служащих названной организации — б. офицера Измайловского полка полковника Кушелевского Виктора Валерьяновича. В "Белом Кресте" я членом не состоял, главных руководителей и деятелей его не знаю О финансовых делах "Белого Креста", откуда он берет деньги и как их расходует, я не знаю. Упоминаемое мною в письме сведение о неимении денег у "Белого Креста" я узнал от полковника Кушелевского. Из "Белого Креста" я денег не получал. Ни одного из офицеров я на Дон к Каледину, за исключением Смирнова, не отправлял. Смирнов сам изъявил желание ехать, просил меня оказать ему содействие, что я и сделал. К Каледину я хотел отправить из своего полка восемь офицеров согласно их желанию. Фамилии этих офицеров сообщить отказываюсь. От капитана Шатилова я слышал, что на Дону у Каледина формируется сводно-гвардейский полк, назначение которого я точно не знаю. В этот "сводный полк" и должны были поехать вышеупомянутые офицеры, в количестве восьми человек.
По просьбе капитана Шатилова я должен был передать офицерам гвардейских полков Петрограда о формировании у Каледина сводного гвардейского полка. Об условиях формирования и назначении этого полка я просил уведомить меня (Шатиловым) путем присылки ко мне гонца.
Лицо, делавшее мне предложение от имени монархических организаций поехать в Сибирь, назвать отказываюсь. Цель и время поездки и место, куда я должен был поехать, мне сообщено не было.
По слухам, я знаю о существовании в Петрограде монархических кружков. В письме я сообщал, что "материал", т.е. "офицеры для отправки к Каледину", в "Белом Кресте" имеются. В том же письме я писал о полковом знамени, которое хранится в соборе Святой Троицы, в алтаре, серебро офицерского собрания нашего полка также хранится в том же алтаре.
В другом письме, за подписью "Митрич", полковнику Соколову, я спрашивал его, как идет отправка офицеров нашего полка, находящихся в Киеве, к Каледину. "На днях поедет первая пачка", — надо понимать, как отправку названных выше восьми офицеров нашего полка. Ивайницкий Виктор Владимирович, упоминаемый в письме — это офицер нашего полка, ныне находящийся в Москве, который отправлял наших офицеров, находящихся в Москве, в количестве трех человек к Каледину.
Александр Дмитриевич Хомутов20
Читатель ждет уж сурового, но справедливого приговора следственной комиссии при революционном трибунале, но вместо этого А.Д.Хомутов совершает загадочную телепортацию из чекистского застенка и летом 1918 года оказывается в семейной усадьбе Требиновка Херсонской губернии (сегодня Кировоградская обл.), где встречается с А.А.Григоровым, закольцовывая тем самым сюжет этой части:
... в Требиновку стали съезжаться из разных мест другие родные: ещё один брат хозяев, Дмитрий Фёдорович, с женой Ольгой Ивановной и внучкой Зоей – глухонемой девицей 16 лет; затем21 прибыли два их сына – полковник лейб-гвардии Измайловского полка Александр Дмитриевич, по прозвищу "Джоконда", и Георгий Дмитриевич, полковник береговой артиллерии. Потом ещё два офицера... Словом, собралась большая компания "недорезанных буржуев".
Жизнь в Требиновке шла весело – так много молодых, и никаких тогда не было затруднений с продовольствием, не в пример Москве и другим местам Центральной России: кругом была в изобилии пшеничная мука, сахар, мясо, птица и т.д., от чего уже стали отвыкать в Москве, Питере и других городах. Но недолго длилось это безмятежное житие в Требиновке. 7 ноября 1918 г. произошла революция в Германии, немецкие войска стремительно, без всякого порядка, ринулись домой, бросая оружие в деревнях и сёлах Украины, – и "наступил хаос"! По подсчётам жителей Елизаветграда, они пережили 11 раз смену властей. С уходом немецких и австрийских войск с Украины пала и власть гетмана и его правительства, опиравшихся на силу немецких штыков...
С получением первых вестей о крахе гетмана и его немецких покровителей покинули Требиновку сыновья Д.Ф. Хомутова, "Джоконда" и "Журта", и сумели добраться до Берлина, и остались там в качестве эмигрантов.22
1 - см. в частности в письме М.М.Шателен от 12.05.1968:
О Хомутовых .
Легенда о происхождении их от леди Гамильтон оказалась несостоятельной. Известная М.Д. Гамильтон, казнённая при Петре I в 1719 г., – фрейлина Екатерины I, любовница самого Петра и А.Д. Меньшикова – не имеет отношения к Хомутовым. Это я детально и точно установил в Ярославском госархиве: Хомутовы родом из Ярославской губернии, и вся их полнейшая родословная ясна. Начинается она с XVII века, а родословная этой Гамильтон идёт с 1542 года и нигде никак не соприкасается с Хомутовыми.
Ещё одна легенда развеялась.
Цит. по А.А. Григоров "…Родина наша для меня священна": Письма 1958–1989 годов, Кострома, 2011
2 - А.А.Григоров "Автобиография" // http://kostromka.ru/solo/grigorov/1.php
3 - А.А.Григоров в письме М.М.Шателен от 11.04.1968, цит. по А.А. Григоров "…Родина наша для меня священна".
4 - из письма А.П.Бородина Е.К.Бородиной от 22.09.1880: " Вот тебе краткий перечень событий, совершившихся после твоего отъезда: проводив тебя, мы отправились всею артелью к Дмитрию Федоровичу и тотчас сели за обеденны(й) стол; было уже 3 часа. После обеда, напившись чаю, собрались идти 4 на ярмарку. Лено шла туда с намерением купить тебе кружев. Ольга Ивановна сообщила, что кружев на ярмарке найти нельзя. Лено огорчилась. В ту же минуту как deus ex machina под окном выросла как из земли, кружевница (из Балахны) — прежде чем мы успели вы(й)ти от Дм. Фед.; Ольга Ивановна позвала ее и торг состоялся в квартире у Дм. Фед... На друго(й) день., нет прежде надобно сказать ещ(е) — что по приезде из Кинешмы, я вручил К.П. коробку конфет, Е. Ф. другую, хотел Катеньке и Сашеньке вручить третью — но стало жаль и я воздержалс(я) — а вместо этого преподнес один из арбузов." (цит. по "Письма А.П.Бородина: 1878-1882", М. 1949), Упомянутый Дмитрий Федорович - отец А.Д.Хомутова, Ольга Ивановна - его мать.
5 - "Меньше известно о другом организаторе яхт-клуба действительном статском советнике Дмитрии Фёдоровиче Хомутове, проживавшем до революции на 2-ом участке в доме Рыбного Управления. В год создания яхт-клуба управляющий местным рыбным промыслом Д. Ф. Хомутов, имея «необходимость в разъездах быстроходного судна» явился организатором постройки на пристани Рыбного Управления американской крейсерской яхты с выдвижным килем... Нам известно, что параллельно с работой в яхт-клубе Д.Ф.Хомутов долгие годы являлся членом правления Общества спасения на водах. Дальнейшая его судьба не ясна: к 1917 году среди проживающих в Астрахани, он уже не числился." Цит. по Е. Дегтярев "Астраханский яхт-клуб в интерьере эпохи" // http://astraparus.ru/index.php?razdel=astr
6 - А.А.Григоров в письме М.М.Шателен от 17.01.1969, цит. по А.А. Григоров "…Родина наша для меня священна".
7 - А.И.Мелуа, "Инженеры Санкт-Петербурга", 1996; http://lists.memo.ru/d3/f71.htm
8 - Ф.А.Лбов "Из истории общественных движений в радиотехнике" - "Радиотехника", 1973, №2
9 - см. например в коллекции А.Савина // http://dc.lib.unc.edu/cdm/item/collection/rbr/?id=33323. В связи с полным отсутствием биографических данных о Е.Баженовой-Хомутовой, твердых доказательств того, что автор сборника и есть сестра А.Д.Хомутова у меня нет.
10 - BA R72/261
11 - "Измайловская старина", №12, 1932
12 - "Общий список офицерских чинов русской императорской армии. Составлен по 1-ое Января 1909г." // http://rosgenea.ru
13 - Романов К.К. "Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма", М, 1998
14 - Константин Романов "Избранное", М, 1991
15 - "Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1913 год"
16 - Б.В.Геруа " Боевой и мирный календарь измайловцев с июня 1915 по июнь 1916 годов","Измайловская старина", №11, 1932
17 - "Измайловская старина", №7, 1931; В. Шабанов "Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920", M, 2004
18 - Из протоколов допросов А.А.Кованько от 02.11.1930 и 03.11.1930. Цит. по Я.Тинченко "Голгофа русского офицерства в СССР 1930-1931 годы" // http://www.xxl3.ru/krasnie/tinchenko/razd3-2.html#izm
19 - "Известия Совета рабочих и солдатских депутатов", №25, 14.02.1918
20 - "Известия Совета рабочих и солдатских депутатов", №41, 06.03.1918
21 - В другой версии мемуаров А.А.Григоров пишет, что, когда он добрался до Требиновки, "там уже собралось довольно много других беглецов из «Совдепии»" в т.ч. А.Д.Хомутов // http://costroma.k156.ru/d/51_stranstviya.html
22 - А.А.Григоров "Автобиография" // http://kostromka.ru/solo/grigorov/1.php