Eugen Kumming
München 2
Herzog-Spital Str. 5/III
Глубокоуважаемый Борис Иванович
Владимир Васильевич Поздняков сообщил мне, что Вы заинтересованы темой "20-е июля и коммунисты", которую я затронул во время беседы с В.В. Тот факт, что, так сказать, мимолетная и случайная связь с коммунистами погубила заговор, насколько мне известно, в эмигрантской печати до сих пор не упоминался. Суть дела состоит в следующем:
Политическая группировка "Kreisauer Kreis" (Мольтке, фон Вартенбург, Дельп, Герстенмайер, Мирендорф, Хаубах, Рейхвейн и др.) неоднократно обсуждала вопрос о привлечении коммунистов. Большинство руководителей восстания категорически высказывались против сотрудничества, главным образом, под влиянием Лойшнера, видного социал-демократа, который выдвигался на пост вице-канцлера. Несмотря на это проф.Рейхвейн и Юлиус Лебер встретились 22 июня 1944 в восточной части Берлина с представителями ЦК подпольной коммунистической партии: Антон Севко (Saefkow), Франц Якоб и Швенк. Относительно имени этого третьего коммуниста мнения расходятся: известно только, что он был агентом гестапо. Во время переговоров коммунисты настаивали на том, чтобы им были даны детальные сведения о военной части заговора. Юлиус Лебер проговорился и назвал фамилию Штауфенберга.
Следующее совместное заседание должно было состояться 4-го июля. Накануне этого заседания начались массовые аресты: гестапо арестовала несколько сот коммунистов и социал-демократов, в том числе Лебера и Рейхсвейна. Военных пока не трогали. С этого дня у заговорщиков началось т.н. "Zeitnot". Необходимо было действовать даже при неблагоприятных условиях. Интересная двойная игра Гиммлера, который о заговоре знал и видимо занимал выжидательную позицию. На заседаниях в главной ставке Гитлера он больше не появлялся. Об этих фактах сообщают, между прочим, и видные социал-демократы, случайно оставшиеся в живых: Густав Дарендорф и Эмиль Хенк. Вспоминая латинское "cui bono?", необходимо задать вопрос: какова была позиция большевиков по отношению к заговору? Позиция была несомненно явно отрицательная. Военный переворот дал бы немецкому народу большой политический козырь.
К тому же Герделер, Бек, Штауфенберг и Лойшнер предполагали обнажить фронт на Западе, т.е. фактически прекратить войну против Америки и Англии, одновременно усилив оборону на Востоке.
Над этой темой я работаю давно и располагаю обширным архивным материалом. В движении против Гитлера принимал принимал [так!] непосредственное видное участие. (Был в 1941/42 г.г. председателем нелегальной комиссии герм[анской] печати по расследованию зверств на Востоке. См. статью обо мне в нью-йоркском журнале "Aufbau" (Reconstruction - c/o New World Club, Ind.67 West 44th Street, New York 18), членом президиума нелег[ального] демократического комитета в Берлине, а под конец войны незадолго до прихода американцев, одним из руководителей вооруженного восстания в Мюнхене, т.н. "Освободительное движение Баварии"). Вопрос о срыве коммунистами заговора 20-го июля следует несомненно поднять. Если Вас интересуют подробности переговоров между упомянутым ЦК и лидерами социал-демократов, то я готов Вам написать соотв[етствующий] доклад.
1) Общее положение в начале июня 44 г.
2) Переговоры с ЦК 22 июня
3) Провал заговора в связи с этими переговорами
4) События между 22 июня и 20 июля
5) Двойственное поведение Гиммлера и т.д.
6) Позиция Сов[етской] России
Переходя к следующей теме, которую обсудил с Давидом Юльевичем [Далином] в Мюнхене, считаю необходимым дать маленькую биографическую справку (иначе будет непонятна серьезность предложения). Не знаю, помните ли Вы меня по "Рулю" (дела давно минувших дней!), где был с 1923 по 1930 г. членом редакции (литерат[урный] псевдоним Е.Комнин). С 1930 г. занял руководящий пост в издательстве Улльштейна, ездил в качестве корреспондента "Берлинер Иллюстрирте" в Париж (известный репортаж в 12-ти номерах о похищении генерала Миллера); позднее был гл[авным] редактором немецких изданий и т.д. За все это время серьезно изучал вооружение и технику Красной Армии, развитие военной, химической промышленности и т.д. В то время меня видимо cчитали одним из лучших знатоков в этой области; 21-го июня я был неожиданно призван на военную службу - по телефону из главной ставки начальника Генер[ального] Штаба ген[ерала] Гальдера. Никогда нигде не служив, попал в качестве главного переводчика в чине майора в т.н. OKH (Генер[альный] штаб/ восточный отдел). За 9 месяцев службы (в октябре 42 г. был разжалован в солдаты за докладные записки о зверствах; эти доклады были обнаружены в переписке между OKH и OKW и читались в Нюренберге; позднее был арестован - но это к теме не относится) исколесил всю Россию - от Восточной Пруссии до Кавказа, беседовал по крайней мере с тысячью [так!] сов[етских] генералов, инженеров, хозяйственников, химиков и т.д. В декабре 41 года - после провала Московской операции - мне поручили составить доклад об истинном положении в Сов[етском] Союзе. Материалом для этого доклада (который был размножен в количестве 60-ти экземпляров для главнокомандующих арм[ейскими] группировками, армиями и т.д. "Сов[ершенно] секр[етно]. Chef Gen. Stab/OKH, Gkdos 25.II.42, H.Qu!") [послужил] секретный доклад Вознесенского, захваченный в штабе одной сов[етской] армии, проверка этого доклада на основании нескольких тысяч показаний, анализ зашифрованных радиопередач, в том числе из Сибири - словом, весь материал, которым располагали высшие военные инстанции. В этом докладе, который состоит из цифр и фактов, развертывается грандиозная картина геополитического перемещения на Восток, которое провел Вознесенский накануне войны. Развитие этого плана во время войны, состояние жел[езно]дор[ожного] транспорта, планы , директивы - все это интересно с точки зрения абсолютных цифр. Доклад этот может дать материал для серьезного труда под заглавием (заглавие по аналогии с известной книгой Андрэ Моруа "Почему Франция проиграла войну?") "Почему Советский Союз не проиграл войны?". Если Вас эта тема интересует, то я сделаю копию с этого доклада, который мне удалось спрятать после моего удаления из OKH и сохранить.
Немецкая общественность ничего не знает о конц[ентрационных] лагерях в Сов[етской] России, в Сибири, на Колыме. Люди волнуются по поводу явлений в вост[очной] зоне Германии, не понимая, что в Союзе творятся чудовищные преступления в миллионном масштабе. Мне очень бы хотелось поместить в немецких газетах главу из Вашей книги "Nothing but their chains (Forced Labor in Russia)", которая была напечатана в Новом Журнале № XV/ 1947. При этом я имею в виду еженед[ельную] газету "Эхо дер Вохе", газета типа цюрихской "Вельтвохе"; газета резко антибольшевицкая, но бедная - как все ярко-политические газеты. Тираж: 40000 экз[емпляров]. Читается передовой интеллигенцией, депутатами в Бонне и т.д. Не знаю, каковы Ваши условия? За качество перевода ручаюсь. Меня считают хорошим немецким стилистом (об этом мне неоднократно писал в свое время Стефан Цвейг). В качестве примера посылаю Вам мою статью из журнала "Аллес" (конкуренция нем[ецкого] издания Reader's Digest), который я редактировал в 1949 году.
Затем разрешите обратиться со следующей просьбой. Существуют ли в Нью-Йорке русские архивы - у Вас лично, в редакции Социалистического Вестника, в Новом Русском Слове?
Я разыскиваю следующее:
1) В 1933 году я издал два номера газеты "Новое Слово", которая между прочим с одноименной газетой Деспотули ничего общего не имела (Министерство Пропаганды работу мне вскоре запретило, газета закрылась; Деспотули позднее воспользовался названием). Газета вышла большого формата, в размере Таймс'а, на трех языках: русском, немецком и французском. Эта газета интересует меня по той причине, что там опубликован собранный мною новый статистический материал о Красном Терроре в России.
2) Незадолго до этого я выпустил последний номер газеты "Наш Век", прекратившей [в] 1933 г. свое существование. В этом номере я напечатал на двух больших газетных страницах (на немецком языке - в виде особого приложения к газете) обширный материал о подрывной деятельности Коминтерна с 1917 г. по 1933.
Буду очень признателен, если Вы при случае займетесь розысками или дадите мне соответствующий совет.
3) С глубоким волнением прочел Ваш комментарий к разоблачениям Рехберга. В особенности интересны указания на статьи, появившиеся в газете "Нью Лидер" в июне 1946 года (положение с тех пор вряд ли изменилось!), "Нар[одная] Правда", №5/ октябрь 50, стр. 32, второй столбец. Не могли бы Вы мне указать
а) адрес редакции "Нью Лидер" и номера газет, в которых появились указанные статьи? Я попробую их выписать.
В ожидании Вашего ответа.
Искренне уважающий Вас
Е.Кумминг
(Евг[ений] Львович)
Hoover Institution Archives, Boris I. Nicolaevsky Collection, Box 487, Folder 26 (по микрофильму в коллекции BSB)