?

Log in

No account? Create an account
Игорь Петров
22.03.2014
19:53

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
о стоимости бумаги
Уваж. hyperkvaksha спросил по поводу очередной "цитаты Бисмарка": "Договоры с Россией не стоят и бумаги, на которой они написаны".
В данном случае
1) источник в форме "не стоит и бумаги" явно незапамятных времен, скорее всего изначально английский, но мог возникнуть независимо в разных странах. Что крайне затрудняет поиск и повышает вариативность.
2) уваж. thrasymedes еще во время прошлого бисмарк-обсуждения дал весьма полезную ссылку.

К чему можно добавить:
1) Бисмарка к этой цитате привязали, скорее всего, в более-менее современной периодике. Самое раннее упоминание, кот. я пока нашел:
- украинское: "Ще Бісмарк говорив, що угоди з Росією не варті того паперу, на яких вони написані" - Олександр Палій "Навколо Тузли" ("Українська правда", 21.10.2003)
- русское: "Бисмарк как-то сказал: "Договоры с Россией не стоят бумаги, на которой они написаны" - Ольга Брилева "Битва за Тузлу: потери России" ("Русский журнал", 03.11.2003)
Так как тематика статей совпадает, можно предположить, что Брилева позаимствовала цитату у Палия.

2) Как и сказано по ссылке выше, немецкий словарь крылатых выражений приписывает цитату О. фон Рехбергу в форме: "Garantien, die das Papier nicht wert sind, auf dem sie geschrieben stehen" (о гарантиях суверенитета Италии, 1861).
Могу добавить, что как издание того же словаря 1910 года, так и современное переиздание также называют автором фон Рехберга.
Таким образом авторство Бисмарка почти, извиняюсь за тавтологию, гарантированно исключается.

3) Наиболее ранее употребление по гугльбуксу, которое я нашел - в работе профессора-иезуита Э.Уорсли "Reason and Religion" (1672) в форме "A most pitiful Plea, not worth the paper it blot's"

4) cmike любезно указал такую цитату Бисмарка: "Die Haltbarkeit aller Verträge zwischen Großstaaten ist eine bedingte, sobald sie »in dem Kampf um's Dasein« auf die Probe gestellt wird. Keine große Nation wird je zu bewegen sein, ihr Bestehn auf dem Altar der Vertragstreue zu opfern, wenn sie gezwungen ist, zwischen beiden zu wählen" ("Все договоры между великими державами прочны, лишь пока не испытываются в 'борьбе за существование'. Ни одна великая нация никогда не принесет свое существование в жертву верности договору, если ее вынудят выбирать между тем и другим", "Gedanken und Erinnerungen", глава XXIX)

5) В качестве замены Бисмарку хотел бы предложить на выбор:

Вы знаете, чего стоят договоры и чего стоят законы перед лицом разгоревшихся международных конфликтов, это — не более, как клочок бумаги.
Эти слова принято цитировать и вспоминать, как образец цинизма внешней политики империализма, но цинизм заключается не в этих словах, а в той беспощадной, жестоко беспощадной и мучительно беспощадной империалистической войне, в которой все мирные договоры и все законы о нейтральности попирались, попираются и будут попираться до тех пор, пока будет существовать капитализм.

(В.И.Ленин. Доклад о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета. 14.05.1918)

In the Soviet Union the power of the state is above all rights. The government does not have to obey the law. As a result the citizens of the Soviet Union enjoy none of the freedoms which are guaranteed in their constitution. They do not have freedom of speech or freedom of the press. They may be arrested without cause; their homes may be invaded without a search warrant; they may be executed or exiled without a fair trial and without appeal.
Their constitutional guarantees are just as false as their treaty agreements. Bolshevik agreement is not worth the paper it is written on. It is only a scrap of paper.

(Гарри С. Трумэн. Речь по случаю дня конституции. 17.09.1951)

Tags:

52 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:ecoross1
Date:22.03.2014 18:55 (UTC)
(Link)
Большое спасибо.
[User Picture]
From:oude_rus
Date:22.03.2014 18:59 (UTC)
(Link)
//not worth the paper it blot's//

это опечатка, должно быть not worth the paper it blog's !

From:pustota1
Date:24.03.2014 15:14 (UTC)
(Link)
Это очень тонкая шутка, боюсь не поймут-с.
From:macofffrot
Date:22.03.2014 19:40 (UTC)

О германских варварах

(Link)
Бисмарк не мог такого сказать
и не потому что не любил русских или недоверял России,
он вообще мало кого любил и не боялся практически ничего,
дело в том что он был дипломатом
и вся его жизнь это чреда договоров,
это заявление ни то что во время активной политической жизни,
но и после в мемуарах.

Он говорил про русских нелицеприятного, как и приятного
как врочем и про всех остальные народы европы,
найдите что он говорил про Украину и Галлицию,
вот это будет забавно.

В данном случае мы видим типичный передёрг
используемый для наших нонешних псевдоинтеллектуалов
которые знают тока имена и совершенно незнакомы с оригиналами.

Впрочем и мы не лучше.



[User Picture]
From:labas
Date:22.03.2014 19:41 (UTC)

Re: О германских варварах

(Link)
А что он говорил про Украину?
From:docent030
Date:22.03.2014 20:26 (UTC)
(Link)
(пытаясь вставить пять копеечек)
Если Ленин вещал про ценность договоров, то может и в Марксе-Энгельсе что-то было? Вы вроде бы как моли изучать "первоисточники" в курсе матреализма или как_его_там_называли.
[User Picture]
From:labas
Date:22.03.2014 20:40 (UTC)
(Link)
По ссылке на "весьма полезную ссылку" есть высказывание Энгельса.

Edited at 2014-03-22 08:46 pm (UTC)
[User Picture]
From:vorchunn
Date:22.03.2014 20:28 (UTC)
(Link)
Хм, насколько я помню, Брилева - это была фамилия по мужу Чигиринской (которая morreth в жж). Неужто она?
[User Picture]
From:labas
Date:22.03.2014 21:17 (UTC)

Re: А это?

(Link)
О, а вот это настоящая цитата. Спасибо, дополню.
[User Picture]
From:cmike
Date:22.03.2014 21:15 (UTC)
(Link)
А на самом деле про договоры с русскими Бисмарк говорил вот это:

"Geheimnis der Politik? Ein guter Vertrag mit Russland"

Горячий привет упомянутым гражданам Украины. :)
[User Picture]
From:sagarasousuke
Date:22.03.2014 21:37 (UTC)
(Link)
Мнэ-э!

Это сродни пресловутой "кухарке, которая может управлять государством" после должного обучения:

Do not expect that once taking advantage of Russia's weakness, you will receive dividends forever. Russian has always come for their money. And when they come - do not rely on an agreement signed by you, you are supposed to justify. They are not worth the paper it is written. Therefore, with the Russian is to play fair, or do not play.
[User Picture]
From:labas
Date:22.03.2014 22:06 (UTC)
(Link)
Хотелось бы источник.
[User Picture]
From:simankov
Date:22.03.2014 22:55 (UTC)

Вариации

(Link)
Roger L'Estrange (1687): Those Papers would not be worth the Ink we have Bestow'd upon 'em.
= Бумаги сии не стоят затраченных на них чернил.
[User Picture]
From:ggoriy
Date:22.03.2014 23:16 (UTC)
(Link)
Это предложение вырвано с контекста. «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас опрадывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть». После этого понятно, что он имел ввиду. Раз Россия подписала в минуту своей слабости невыгодный договор, то она обязательно в дальнейшем сделает так, чтобы вернуть потерянное.
[User Picture]
From:labas
Date:22.03.2014 23:25 (UTC)
(Link)
Хотелось бы источник.
[User Picture]
From:ok_66
Date:23.03.2014 00:33 (UTC)
(Link)
Игорь, возьмёте в дар, в качестве девиза для службы http://ok-66.livejournal.com/109454.html ?
[User Picture]
From:labas
Date:23.03.2014 09:40 (UTC)
(Link)
Возьму, спасибо :)
[User Picture]
From:Анна Шубкина
Date:23.03.2014 12:46 (UTC)
(Link)
Спасибо за цитату Трумэна. С Вашего позволения, использую (со ссылкой на Вас)


Edited at 2014-03-23 12:49 pm (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:23.03.2014 12:56 (UTC)
(Link)
Конечно, пожалуйста.
[User Picture]
From:hyperkvaksha
Date:23.03.2014 21:06 (UTC)
(Link)
Благодарствую!
From:pustota1
Date:24.03.2014 14:06 (UTC)
(Link)
Grossmacht это все таки великая держава, а не крупная страна, ну и то же самое про нацию.
Ленин, кстати, в очередной раз насвистел -- нейтралитет Бельгии как раз в импераилистической (первой мировой) как раз все уважали.
Труман тоже отлично выступил, конечно, особенно ему надо было развернуто рассказать про американских японцев and impossibility of them being arrested in the lighthouse of the democracy on the top of the hill.

[User Picture]
From:labas
Date:24.03.2014 15:11 (UTC)
(Link)
> великая держава, а не крупная страна

Верно, поправлю, спасибо.
My Website Powered by LiveJournal.com