...Несколько лет жизни в стране победившего национал-социализма рассеяли иллюзии, и несмотря на лютую ненависть к большевикам Иван Солоневич с немцами "не пошел".
В дневнике Геббельса сохранилась запись, которая будто бы свидетельствует о том, что пойти был готов, но то ли передумал в последний момент, то ли немцы просто не взяли его за ненадобностью. По крайней мере, на интернет-форумах находятся "знатоки", которые договариваются до того, что Геббельс побрезговал Солоневичем. Вот уж совсем неожиданный поворот.
Итак, запись, датированная 7 июня 1941 года гласит:
"Солоневич предлагает свое сотрудничество. В настоящее время еще не могу его использовать, но вскоре, определенно, это будет возможно"1.
На следующий день тот же мотив повторяется с вариациями:
"Солоневич предлагает себя, чтобы работать против Москвы. Гестапо считает его подсадной уткой. Пускай за ним понаблюдают."2
Если не знать предыстории, можно в самом деле, подумать черт знает что...
1 - Elke Fröhlich (Hrsg.): Die Tagebücher von Joseph Goebbels. Teil 1. Aufzeichnungen 1923- 1941. K.G.Saur, München, 1997-2005. Bd.9 S.357
2 - Там же. - S.359
В оригинале вторая цитата Геббельса звучит так: Solonewitsch bietet sich uns gegen Moskau an. Gestapo meint, er sei ein Lockspitzel. Ich lasse ihn beobachten. Дефолтный перевод слова Lockspitzel вообще-то "провокатор". А "подсадная утка" это Lockvogel. Хм, сказал я себе, где-то я такой неточный перевод уже видел.
И в самом деле, если не знать предыстории, впрочем, нет, наоборот, если знать предысторию, то можно подумать чорт знает что.