?

Log in

No account? Create an account
блюменталь-тамарин в оккупированном киеве? - Игорь Петров
27.12.2014
22:12

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
блюменталь-тамарин в оккупированном киеве?
Википедия рассказывает нам:
В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они... привлекли к сотрудничеству. 2 февраля 1942 года он выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях сотрудничать с оккупантами. Передачи становятся регулярными: они выходят в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. Записанные на немецком радио Варшавы речи транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его к смертной казни.
Возглавлял Театр русской драмы в Киеве. Одной из наиболее известных его постановок была переделанная в злую сатиру на Красную Армию пьеса «Фронт» А. Корнейчука, которая ставилась под названием «Так они воюют». Сыграл в ней главную роль — генерала Горлова, переименованного в Горлопанова.
С приближением советских войск Блюменталь-Тамарин перебрался в Кёнигсберг, затем в Берлин

В этом коротком отрывке есть несколько мелких ошибок (из-под Москвы Блюменталь-Тамарин был сразу отправлен в Берлин, где и записывались его первые передачи, в августе 1943 г. вся Винета, в которой он работал, была переведена в Кенигсберг, т.к. ее помещения в Берлине были разрушены во время авианалета союзников), но нас в первую очередь интересует выделенный фрагмент. Та же история, что любопытно, фигурирует и в вики-статье о Корнейчуке.
Вики ссылается на известного журналиста А.Ваксберга, несколько раз рассказывавшего о Блюментале-Тамарине в своих книгах и интервью. Например, на Эхо Москвы в 2009 г.:
Если надо заткнуть голос Блюменталь-Тамарина, ну что же ему дают возможность выходить в эфир целых десять месяцев? К тому же, Виталий, ну что его затыкать? В чем проблема? Вещает он из Киева. Его назначили художественным руководителем Русского драматического театра имени Леси Украинки в Киеве. Он без охраны – бери его тепленьким, живьем, там полно партизан, полно диверсионных групп, он ставит спектакль «Фронт» под названием «Так они воюют», переделав его в такой издевательский спектакль, адресованный старому генералитету, выжившим уже из ума или не знаю из чего полководцам и так далее. Ну если его надо убрать, так это же никакой проблемы не составляет.

Попробуем верифицировать историю пребывания Блюменталя-Тамарина в Киеве.
Начнем с театра русской драмы им. Леси Украинки. По имеющимся сведениям как минимум часть труппы эвакуировалась, после освобождения Киева театр возобновил работу в декабре 1943 г. (по другим сведениям в мае 1944 г.)
Это разумеется не исключает того, что другая часть труппы осталась в оккупированном Киеве. К сожалению, в моем распоряжении пока нет комплекта киевской газеты "Последние новости" за 1942-43 г.г., просмотр которой мог бы дать однозначный ответ на занимающий нас вопрос.
Однако, и в других поднемецких газетах печатались довольно регулярные сообщения из Киева, в т.ч. о киевской культурной жизни. Вот выборка из них.
6.5.42, Новое слово В Киеве открыты оперный и драматический театр. В переполненных театрах ставятся главным образом классические пьесы. Поставлены были, между прочим, "Пиковая дама" Чайковского и "Фауст" Гуно.
10.6.42, Новое слово Киев на днях обогатился двумя новыми театрами: 23 мая открылся театр "Варьете", а 24 мая спектаклем "Веселая вдова" начала свой сезон киевская оперетта.
Театр "Варьете" подготовил разнообразную пеструю программу. Привлечены лучшие артистические силы. При театре "Варьете" работают ансамбль бандуристов, симфонический и духовой оркестры, женский хоровой ансамбль, театр лилипутов и кукольный театр. Труппа насчитывает свыше 300 человек.
В киевской оперетте - популярная "Веселая вдова". Кроме "Веселой вдовы" театр готовится к постановке оперетт "Коломбина" и "Зеленый остров". А.ПИЛЬНЕВ.
28.6.42, Труд В Киевской опере в настоящее время идут "Кармен", "Корневильские колокола" и пользующийся большим успехом балет "Копелия".
В киевском театре оперетты даются "Веселая вдова", "Зеленый остров" Лекока и "Коломбина" Рябова.
31.8.42, Новое слово В наиболее крупных киевских садах - Ботаническом, Зоологическом и Купеческом - начали свои летние гастроли театр оперетты и театр "Варьете". Актеры этих театров выступают с музыкальными и вокальными номерами, ставят небольшие пьесы. Такие же выступления систематически проходят в Подольском летнем театре. Киевский театр оперетты ставит в Соломенском летнем театре оперетты "Коломбина", "Веселая вдова", "Зеленый остров".
С 31 июля в Ботаническом саду также начались гастроли театра оперетты. Эти гастроли, по договору с дирекцией сада, продолжатся до конца летнего сезона. А.ПИЛЬНЕВ.
2.9.42, Новое слово Несмотря на различные трудности, главным образом, недостаток электроэнергии, театральная жизнь в Киеве не ослабевает. Театр "Варьетэ" каждую неделю меняет свою программу.
Киевский театр оперетты устраивает выступления в местном ботаническом саду. На открытом воздухе, в окружении разнообразнейших растений и цветов, киевляне слушают отрывки из оперетт, соло, дуэты, выступления хора, балета и оркестра.
Киевская хоровая капелла имеет в своем репертуаре 118 художественных произведений, в том числе несколько песен на немецком языке. Кроме того капелла разучила для духовных концертов из наилучших образцов церковной музыки произведения Архангельского, Гончарова, Бортнянского, Дегтярева и др.
В Киеве открылся летний сад железнодорожников. В саду есть летний театр на 900 мест, играет духовой и струнный оркестры. Тут же находится интересная выставка с письмами железнодорожников из Германии.
[...]
На днях из Киева в Германию выехали три группы киевских актеров (39 человек) для обслуживания концертами рабочих, уехавших в Германию на работы. А.ПИЛЬНЕВ.
23.9.42, Новое слово Втечение свыше месяца киевская украинская капелла бандуристов имени Шевченко совершало свое турне по районам Волыни. Капелла выступала в селах с концертами. Несколько дней назад капелла отправилась на гастроли в Германию, где будет выступать с украинскими песнями и музыкой перед украинскими рабочими и селянами, уехавшими в Германию на работу, а также даст несколько концертов для германского населения. А.ПИЛЬНЕВ.
4.10.42, Новое слово В сентябре в Киеве состоялся первый со времени освобождения города от большевиков симфонический концерт
[...]
концерт, состоявшийся недавно в киевском оперном театре, доставил действительно огромное удовольствие любителям музыки. Киевляне, а также многочисленные представители немецкой и союзных армий с удовольствием прослушали в этот вечер лучшие произведения Чайковского, Бетховена и др. композиторов.
13 сентября в том же оперном театре оперой "Травиата" был открыт оперный сезон 1942-43. А.ПИЛЬНЕВ.
18.10.42, Новое слово На улицах Киева редко встречаешь хорошо одетых людей. В толпе они теряются. Но если их выбрать из толпы и собрать в одном месте, получится кусочек Европы. Так происходит во время спектаклей в киевской опере.
В ста метрах от мертвых развалин Крещатика взвивается занавес, оркестр играет бравурный марш Торреадора, в переполненном до последнего места зале мелькают движения рук, поднимающих бинокли - в киевской опере идет "Кармен"
[...] "Кармен" в блестящей постановке Шереметьева, с прекрасной артисткой Венедиктовой в заглавной роли, проходит с исключительным успехом. Н.ФЕВР.
25.10.42, Новое слово В Киевском оперном театре начался зимний сезон. В связи с прекращением спектаклей в оперетте, лучшие силы ее влились в состав оперы. Теперь в киевской опере наряду с операми лучших европейских композиторов, идут также и оперетты. Втечение осенне-зимнего сезона намечены к постанвоке "Мадам Баттерфляй", "Богема", "Тоска", "Аида", "Отелло", "Риголетто", "Кармен", "Лоэнгрин", "Тангейзер". В программу работы оперы вошли также симфонические концерты. А.ПИЛЬНЕВ.
4.11.42, За Родину В воскресенье в Большой Киевской опере состоялся второй симфонический концерт под руковдством интенданта Вольфганга Брюкнера с участием украинских оркестровых сил. Дирижер и оркестр взывали восторженное одобрение.
13.1.43, За Родину В Киевском оперном театре с большим успехом идет сейчас опера Джаккомо Пуччини "Мадам Баттерфлей". Успех этой оперы вполне заслуженный. В главной роли "Мадам Баттерфлей" выступает талантливая обладательница прекрасного голоса Елена Беспалова.
14.1.43, За Родину Киевская хоровая капелла получила приглашение на концертное путешествие по Германии. Начало гастролей предполагается с 1-го февраля. Капелла обслужит также украинских рабочих, работающих в Германии.
[...] В первых числах декабря начались концертные выступления Киевской капеллы бандуристов в Магдебургском округе.
31.1.43, Новое слово В зале Городской управы состоялся большой концерт для детей, в котором выступали в качестве исполнителей исключительно дети-дошкольники и воспитанники детских домов. А.ПИЛЬНЕВ.
29.5.43, За Родину В Киеве с большим успехом прошли концерты Городской хоровой капеллы под руководством Нестера Городовенка, посвященные творчеству Николая Леонтовича.
9.6.43, За Родину В ближайшем будущем в Киеве состоится открытие Украинского Драматического Театра.
Театральная труппа в своем репертуаре кроме украинских драматических произведений имеет также классические и современные произведения других народов в переводе на украинский язык.
24.6.43, За Родину В Киеве недавно открылся новый драматический театр.
Задачей этого театра является показать на сцене творения украинских драматургов. Помимо того, здесь предполагается ставить и произведения классиков.
Директором театра состоит известный филолог С.Завадович, а художественным руководителем режиссер Н.Тимки. Кроме того режиссерами приглашены И.Неньюк, ученик Николая Садовского, А.Радмиров-Тимский и П.Хордичук.
Среди персонала артистов находятся такие известные имена как Г.Минько, О.Васильева, Т.Садовская, Н.Цимбал, Д.Якубовская и другие. Приняты также способные молодые силы из консерватории.
Предвидится 30 новых постановок произведений украинских и общеевропейских драматических произведений. Закончены приготовления к пьесе "Назар Стодолья" Тараса Шевченко и "1939 год" С.Кокота, молодого киевского драматурга и одной из драм Кнута Гамсуна.
Премьера - "Сорочинская ярмарка" М.Старицкого уже имела большой успех.
13.7.43, За Родину В Киеве начал свою работу украинский театр комедии, в котором выступают две театральные труппы - "Театр отдела пропаганды для Украины" и "Украинский драматический театр". "Театр отдела пропаганды для Украины" показал "Наталку Полтавку" Котляревского и "За двумя зайцами" Старицкого, "Украинский драматический театр" в скором будущем поставит известную комедию "Сорочинская ярмарка".
21.7.43, Новое слово Возобновились спектакли в киевском украинском драматическом театре. Идут преимущественно пьесы украинских классиков: "За двумя зайцами", "Суета", "Наталка Полтавка", "Запорожец за Дунаем" и так далее. В восьми киевских кинотеатрах демонстрируются лучшие заграничные фильмы. А.ДНЕПРОВ.
25.7.43, Новое слово Киевские театры деятельно готовятся к новым постановкам. В театре комедии заканчиваются подготовительные работы над постановкой пьесы Шиллера "Коварство и любовь". Готовятся к постановке драмы Черкасенко "Казка старого млина" ("Сказака старой мельницы") и комедии "Мораль пани Дульской". Музыкальный отдел театра комедии готовит к постановке оперетты "Цыганский барон" Штрауса и "Страна улыбок" Легара. Украинский драматический театр готовится к постановке пьесы известного немецкого драматурга Гауптмана "Перед восходом солнца" и комедии современного драматурга Ледянского "Директива из центра". А.ДНЕПРОВ.
26.9.43, Новое слово В настоящее время киевляне имеют полную возможность культурно проводить свой досуг. К их услугам оперный театр, украинский драматический театр, театр комедии. Часто дает концерты хоровая капелла под дирижерством Городовенко. Толпы народа осаждают кинотеатры, в которых демонстрируется "Ешнапурский тигр". Дает разнообразные и интересные концерты театр комедии. Большим успехом пользуется вторая художественная выставка. Интересную работу проводит музыкально-драматический ансамбль, подготовивший ряд комедий. Ансамблт недавно ставил в Киеве известную французскую комедию "Адвокат Патлен". На днях ансамбль отправился в Германию, где своим репертуаром будет обслуживать украинских рабочих, работающих в Германии. А.ДНЕПРОВ.
Как нетрудно видеть, в хронику культурной жизни попадают порой мельчайшие события вроде детского концерта или открытия летнего сада железнодорожников. Каким же образом работа Блюменталя-Тамарина в Киеве и нашумевшая постановка могли остаться за кадром?

Причем за кадром они остались не только в прессе, но и в воспоминаниях. О жизни в оккупированном Киеве рассказывают мемуары сотрудников городской управы М.Приходько и Г.Костюка, редактора газеты "Последние новости" Л.Дудина - о Блюментале-Тамарине в них нет ни слова. Особенно интересен в этой связи дневник украинского драматурга А.Любченко, находившегося в Киеве с середины июня 1942 по конец февраля 1943 г.
16.6.42 он отмечает, что был в театре "Варьете", а днем раньше на оперетте "Коломбина", оба спектакля ему понравились.
14.7.42 записывает, что Иван Кавалеридзе хочет организовать новый украинский драматический театр и приглашает к сотрудничеству. (Здесь необходимо отступление. Изначально украинский драматический театр имени Садовского был открыт еще в октябре 1941 г., но зиму не пережил, что подтверждает запись в дневнике И.Хорошуновой от 24.3.42: Драматический театр закрыт совсем. Опера работает редко, раз или два в неделю.. Не вполне понятно в этой связи, как трактовать процитированную выше заметку в "Новом слове" от 6.5.42. Возможно, это просто ложное сообщение.)
3.9.42 Любченко упоминает, что несколько дней назад городской комиссариат приказал театру-варьете и оперетте перейти на украинский язык, а вчера и вообще закрыл их.
Наконец, 3.2.43 Любченко пишет о своем участии в очередном заседании по вопросу организации украинского драматического театра. Т.е. за все восемь месяцев ни слова о Блюментале-Тамарине, русском драмтеатре или переделке Корнейчука (которого Любченко ненавидел).
Не упоминают о них и подпольщики в своих донесениях из оккупированного Киева, опубликованных в сборнике "Киïв у днi нацистськоï навали: за документами радянських спецслужб" (2003). Исследователь поднемецкого театрального Киева В.Гайдабура перечисляет такие театры города:
На 1 апреля 1942 года наряду с Grosse Оper Кiew, который открыл театральный сезон 27 ноября 1941 года (директор и художественный руководитель - Вольфганг Брюкнер) работали: театр оперетты (директор - Дымников, главный режиссер - Новиков), Украинский театр комедии (руководитель - Пауль Беккерс, художественный руководитель - Ходский), Kleinkunsttheater ("Театр малых форм", художественный руководитель - Ганс Телен, балетмейстер - Васютинский, дирижер - Кукловский). Театр-студия "Гроно" работала в Киеве включительно по сентябрь 1943 года, затем труппа перебралась в Берлин.
Кратковременной была жизнь украинских драматических театров - оккупационные власти запретили деятельность Киевского драматического театра имени Садовского и Музыкально-драматического театра имени Затыркевич-Карпинской...
Примерно тот же набор фигурирует в описях отдела искусств киевской горуправы: украинский театр им. Шевченко, театр им. Затыркевич-Карпинской, театр им. Садовского, опера, театр оперетты, "Веселый театр", кукольный театр, театр-варьете, мюзик-холл...
А вот "театра русской драмы им. Леси Украинки" мы не находим нигде. Киевский театр им. И.Франко действительно ставил в 1942 г. "Фронт" Корнейчука, но в эвакуации.

Схожий отрицательный ответ мы получим, и если подойдем к вопросу с другой стороны. Во всех трех имеющихся в моем распоряжении списках штата берлинского учреждения Винета за вторую половину 1942 (пьеса "Фронт" была опубликована в августе) и первую половину 1943 г.г. диктор Всеволод Блюменталь-Тамарин присутствует. Театральная афиша "Нового слова" извещает нас о берлинских спектаклях "знаменитого драматич. актера, бывш. артиста Московск. Импер. Малого театра В.А. Блюменталь-Тамарина" 20.9.42 ("Без вины виноватые", Шуман-зал), 9.11.42 (мелодекламации, Шуман-зал), 14.11.42 ("ввиду исключительного успеха" снова "Без вины виноватые", Шуберт-зал), 3.1.43 ("Женитьба Белугина", Бах-зал), 21 и 24.2.43 ("Маскарад", Шуберт-зал). Как любезно напомнил otrubon, сам Блюменталь-Тамарин в своем письме М.И.Черкашенинову в июне 1944 г. писал:
"В Берлин я попал в январе сорок второго года, где и прожил до августа месяца сорок третьего"

Наконец, интересно отметить, что зачастую Блюменталя-Тамарина объединяют в этой истории с С.Э.Радловым, например (Г.Бахтаров "Записки актера. Гении и подлецы", 2002):
Назначенный художественным руководителем Киевского театра русской драмы, вместе с С.Э. Радловым Блюменталь-Тамарин осуществил постановку пьесы А. Корнейчука "Фронт" и сыграл в ней главную роль - генерала Горлова. Спектакль назывался "Так они воюют...". Пьесу превратили в злой, едкий антисоветский памфлет.
Есть и вариант с одним Радловым (А. Левитин-Краснов "Рук Твоих жар", 1979):
Судьба Радлова и его жены - поистине трагическая. Остались в Пятигорске. Завязали отношения с немцами. Отправились в Киев, оккупированный немецкими войсками. Здесь Радлов поставил - что бы вы думали? - "Фронт" Корнейчука, пьесу официального советского драматурга, полностью напечатанную в "Правде". Конец был изменен. Положительного героя Огнева убивали, а пьеса называлась "Как они воюют".
Эта версия оспаривается биографами Радлова. В.Гайдабура называет ее "одним из устойчивых антирадловских мифов". Д.Золотницкий приводит цитату из записей бывшего актера радловского театра Николая Крюкова:
К сожалению, возникло много ложных слухов и нагромождения разных нелепостей. Неизвестно откуда родилась "утка" о том. будто бы Радлов. находясь в оккупации, поставил в Киеве пьесу Корнейчука "Фронт" как-то "наоборот", то есть с вражеских позиций. Это ложь. Этой пьесы вообще не было в репертуаре нашего театра. И кстати, мы не были в Киеве во время оккупации. Мы играли только классику и даже советскую пьесу..."

Подведем предварительные итоги.
Пока нам не удалось обнаружить никаких свидетельств того, что В.А.Блюменталь-Тамарин работал в оккупированном Киеве и что в оккупации в Киеве вообще существовал театр русской драмы.

Это, однако, не означает, что переделки пьесы Корнейчука не существовало вовсе. Эта переделка вполне могла передаваться по радио или, например, играться одной из театральных трупп Винеты. См. например запись в дневнике Вс.Иванова от 20.11.42:
Около часа пришел Корнейчук - с ватной грудью, поднимающейся к подбородку. Военный портной сказал ему: “У нас все генералы на вате”. Было собрание генералов в Доме Красной Армии по поводу его пьесы. Началось с того, что генерал-лейтенант, с лицом как абажур, сказал:
- Известно ли товарищу Корнейчуку, что “Фронт” играется в Берлине?
Словом, вопрос требует дальнейшего изучения. За дополнения и уточнения буду весьма признателен.

Tags: ,

18 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:samogon
Date:27.12.2014 21:25 (UTC)
(Link)
Ансамбль бандурастов, театр лилипутов, Ешнапурский тигр... Эх, какую культуру кацапы уничтожили!
[User Picture]
From:dmitri_lytov
Date:27.12.2014 21:39 (UTC)
(Link)
Фрагмент в Википедии принадлежит мне, и если не ошибаюсь, источником был как раз Бахтаров (дело было лет пять назад, уже не упомню). Несколько лет спустя кто-то дописал про Горлопанова (не я).
[User Picture]
From:labas
Date:27.12.2014 22:03 (UTC)
(Link)
Честно, не смотрел, кто автор правки. Да тут и не может быть никаких претензий ни к Вам, ни к кому бы то ни было, поскольку этот факт превратился в нечто вроде common knowledge, он кочует из книги в книгу, из заметки в заметку.
Тем удивительнее, что не находится никаких подтверждений.
[User Picture]
From:lucas_v_leyden
Date:27.12.2014 23:24 (UTC)
(Link)
М.б. не слишком много пользы, но в жанре "ср. также":

"На мои именины пришла Ксения Кочурова. Я заподозрила: уж не прославилась ли я без своего ведома? Ксения поддерживает теперь знакомстве только с народными артистами и всякими знаменитостями. Она рассказал; со слов Черкасова Юрию Владимировичу, что он видел в Москве С.Э. Радлова; его и Анну Дмитриевну выпускают из тюрьмы и дают минус 9. Где же правда? И если правда то, что сейчас говорят, кому и зачем было нужно сочинять все то, что говорилось до сих пор, о том, что в Киеве С.Э. ставил «Фронт» (как они воюют), говорил по радио о 25 годах в большевистском плену?" (Шапорина Л. В. Дневник. Том 1. М. 2011. С. 494; в комм.: "широко распространенная легенда").

Театр им. Леси Украинки к 1941 году точно существовал (это бывший Киевский русский драматический театр), но сохранил ли он это название в оккупации - непонятно. Его архив сохранился (в ЦГАМЛИ Украины); я работал в этом архиве, но сейчас, боюсь, это может быть непросто. В путеводителе по фондам написано, что театр "В роки Великої Вiтчизняної вiйни працював в евакуацiї в мiстах Грозному та Калiнiнi", но без подробностей про часть труппы.

С его (Б.-Т.) уголовным делом из архива ФСБ знакомился В. Нечаев, написавший про него статью: Падение кумира // Вечерняя Москва, 1995. № 184. 5 октября. С. 6 (ее я не читал, но она отреферирована в: Мнемозина. Вып. 1. М. 2004 (фактически, вероятно, позже - судя по ссылке)).

Вообще, конечно, выглядит сомнительно, чтобы он вернулся из Берлина (где регулярно печатался) в Киев ради этой постановки.
[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 00:11 (UTC)
(Link)
Спасибо большое, полезно, безусловно.
Пока получается, что в более ранних упоминаниях о спектакле фигурирует С.Э.Радлов, а не БТ (но это м.б. просто связано с тем, что Радлов был жив, и люди с ним встречались).
Еще есть упоминание Радлова в этом контексте у В.Кеворкова, но там, кажется, беллетристика.

Про театр им. Леси Украинки в вики написано "В первые месяцы войны коллектив распался, и актёры работали в эвакуации. В 1942 в Караганде главный режиссёр Константин Хохлов восстановил труппу, которая в мае 1944 вернулась в Киев."
Про часть труппы я написал, потому что в той же книжке "Киïв у днi нацистськоï навали: за документами радянських спецслужб" упоминается в одном из донесений(но вне связи с театральной жизнью) бывший актер театра, оставшийся в Киеве . Ну т.е. можно предположить, что он не один остался.

Статью Нечаева попробую посмотреть, спасибо. Ну и еще есть один полезный архивный след.

С публикацией БТ в Берлине не так просто. Он публикует в Новом слове большую серию "Из моей записной книжки", но в июле 1942 г. она заканчивается и больше его публикаций в НС нет (связано ли это с тем, что НС дало в сентябре 1942 г. критическую рецензию на "Без вины виноватые", упомянув, что БТ уже не по годам играть Незнамова, неясно). Дальше только редкие разрозненные статьи в разных газетах (по кр. мере исходя из тех газет, кот. есть у меня).
Так что реально с марта по август 43-го твердой его привязки к Берлину нет, если не считать списков сотрудников Винеты.

Edited at 2014-12-28 12:12 am (UTC)
[User Picture]
From:otrubon
Date:28.12.2014 01:36 (UTC)
(Link)
>>Так что реально с марта по август 43-го твердой его привязки к Берлину нет, если не считать списков сотрудников Винеты.
Так что реально с марта по август 43-го твердой его привязки к Берлину нет, если не считать списков сотрудников Винеты.

а его письмо Мичу, которое вы публиковали, чем не привязка?
"В Берлин я попал в январе сорок второго года, где и прожил до августа месяца сорок третьего, а оттуда переведен в Кенигсберг, в Восточную Пруссию, где и обретаюсь доныне." (с)http://labas.livejournal.com/1007569.html
или "твёрдость" не та :)

Edited at 2014-12-28 01:37 am (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 08:22 (UTC)
(Link)
Да, Вы правы, это, конечно, тоже привязка, спасибо. Упустил, добавлю в текст.
Я-то практически уверен, что он не был в Киеве, поэтому ищу контраргументы :)

Edited at 2014-12-28 08:45 am (UTC)
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:28.12.2014 12:41 (UTC)
(Link)
> но в июле 1942 г. она заканчивается
А не раньше?
Обнаружил:
Из моей записной книжки. // Новое Слово. Берлин, 1942. №19, между 4 и 11 марта, не оцифр., №21, 15 марта, с. 4-5, с. 5 не оцифр., №22, 18 марта, с. 4, №23, 23 марта с. 4, №25, 29 марта, с. 4, №26, 1 апреля, с. 4, №28, 8 апреля, с. 4-5.
[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 13:02 (UTC)
(Link)
Это только 7, всего их 13.
8.3., 15.3., 18.3., 22.3, 29.3., 1.4., 8.4., 22.4., 29.4, 20.5., 3.6., 14.6., 12.7.
[User Picture]
From:idelsong
Date:28.12.2014 08:53 (UTC)
(Link)
Театр Радлова ставил Гамлета в Запорожье, а не в Киеве. Гамлета играл Крюков - если помните, полковник Моран из Шерлока Холмса. Радлов вообще старался держаться как можно дальше от любой политики.

"Новое украинское слово" - украинская газета, выходившая, по А. Кузнецову, с декабря 1941 г. вместо закрытого "Украинского слова". Она могла и не сообщить о русском драматическом театре.

[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 09:00 (UTC)
(Link)
> Театр Радлова ставил Гамлета в Запорожье, а не в Киеве.

Да, это я знаю, не стал писать, т.к. посчитал, что слов Крюкова, кот. я процитировал, достаточно.

> "Новое украинское слово" - украинская газета, выходившая, по А. Кузнецову, с декабря 1941 г. вместо закрытого "Украинского слова". Она могла и не сообщить о русском драматическом театре.

Стоп-стоп, тут путаница.
"Новое украинское слово" - это киевская украинская газета, ее редактировал К.Штепа, о ней речь не идет.
"Новое слово" - это берлинская русская газета, ее редактировал В.Деспотули, она довольно регулярно (если не считать паузы с января по июль 1943 г.) публиковала заметки типа "Киевская жизнь" или "Жизнь в Киеве".
Наконец, "Последние новости" это киевская русская газета, ее редактировал (до конца 1942 г.) Л.Дудин, она бы, конечно, дала окончательный ответ, но я до нее пока не добрался.
[User Picture]
From:idelsong
Date:28.12.2014 09:13 (UTC)
(Link)
Понял, спасибо.

Киевский русский драматический театр был в 1943 г. в Караганде (http://www.docme.ru/doc/90609/karaganda--god-1943-j); в его помещении в Киеве находился Украинский драматический театр им. М. Садовского, под руководством Тинского (он же М. Перепелицин) (http://borisfen70.livejournal.com/26133.html).

Последнее странно, потому что никакие биографии Тинского не упоминают его пребывание под оккупацией.

Edited at 2014-12-28 09:24 am (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 09:39 (UTC)
(Link)
> Киевский русский драматический театр был в 1943 г. в Караганде

Спасибо, скопирую оттуда:
В этот период на шахтах, в Каздрамтеатре, в кинотеатре Нового города выступал Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки под руководством В.А. Нелли. В его составе были заслуженные артисты УССР М.Ф.Романов, Хохлов, Карташева, артисты М.К. Высоцкий, Г.С.Долгов. В.М.Халатов, Л.Д.Фонарев, В.И.Освицинский.
Юрий ПОПОВ.
Шахтерская неделя.-Караганда.-1992.-22 августа

> в его помещении в Киеве находился Украинский драматический театр им. М. Садовского, под руководством Тинского

Ага, насчет помещения это тоже ценно. Но тут дело в том, что этот театр, как у меня в записи и написано, просуществовал всего пару месяцев.
Вот статья из литприложения к "Укр. слову" от 19.10.41.
Качество мерзкое, но Тинский там упоминается.

Edited at 2014-12-28 10:15 am (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:28.12.2014 11:15 (UTC)
(Link)
Вот еще, кстати, статья о Радлове из "Зари", 5.4.44.



Под ней три фотографии из пьесы "Мой бэби", но при сканировании из них мало что осталось.
From:miguelsava
Date:29.12.2014 16:49 (UTC)
(Link)
Уважаемый Игорь,

подтверждаю (насколько это мне дозволено), что в Киеве действительно оставались артисты этого театра. По крайней мере, так мне об этом говорила дочь одной из артисток. При этом она уверяла, что до отъезда из Киева ее мать не играла...
[User Picture]
From:labas
Date:30.12.2014 17:32 (UTC)
(Link)
Большое спасибо, Михаил, ждал, честно говоря, Вашей реплики.
А что Вы думаете о его возможном пребывании в Киеве вообще?
From:miguelsava
Date:30.12.2014 17:45 (UTC)
(Link)
Не вправе считать себя таким уж специалистом по БТ, но склонен полагать, что этого не было.
[User Picture]
From:labas
Date:30.12.2014 17:58 (UTC)
(Link)
Спасибо. Я тоже так думаю.
My Website Powered by LiveJournal.com