?

Log in

No account? Create an account
военнопленные "15 серии" (к идентификации "пленкоров" газеты "клич") - Игорь Петров
19.01.2015
12:50

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
военнопленные "15 серии" (к идентификации "пленкоров" газеты "клич")
Если истории власовского движения посвящены десятки самых различных книг, то его предыстория - ранние попытки задействования советских военнопленных в немецкой пропаганде - не слишком изучена. Ниже речь пойдет о еженедельной "газете для военнопленных Клич", которая издавалась в Берлине с начала августа 1941 г. по конец декабря 1942 г. Тираж ее согласно одному из сохранившихся отчетов в ноябре 1941 г. достигал 100000 экземпляров.
Статьи для газеты писались большей частью немецкими пропагандистами и печатались без подписи. Однако, уже начиная с сентября 1941 г. практически вся четвертая полоса газеты была отдана творчеству т.н. "пленкоров". Их заметки, статьи, рассказы и стихи публиковались, как правило, под инициалами или под номером военнопленного. Тем не менее, как мы увидим, в ряде случаев - благодаря ОБД "Мемориал" и публикуемому ниже документу, сохранившемуся в архиве министерства пропаганды рейха - авторство можно установить.



В этом документе от 5.9.1941 речь идет о планируемой (экскурсионной?) поездке группы советских военнопленных. Среди сопровождающих мы видим несколько знакомых лиц: тогдашнего главу Винеты д-ра Хайнриха Курца (см. "В середине августа 1941-го к Винете были прикомандированы первые советские военнопленные"), Мелитту Видеман, Владимира Унишевского.
Еще более примечательны, однако, лагерные номера военнопленнных. Все пленные приписаны к берлинскому лагерю III D (эмбрион будущего лагеря Вульхайде) и получили номера, начинающиеся с 15000. Номера такого типа использовались, очевидно, для специальной группы (потенциальных) пропагандистов (схожее наблюдение независимо от меня сделали активно работающие с материалами ОБД "Мемориал" коллеги с форума sgvavia.ru: 1, 2).
По всей видимости, одной из задач этой группы было изготовление пропагандистских материалов, в т.ч. тех самых "писем пленкоров" в газете "Клич". Действительно, с октября 1941 по февраль 1942 г. подавляющая часть материалов "пленкоров" написана военнопленными "15 серии". Затем, очевидно, в редакции стало достаточно материала, приходящего "самотеком", и "15 серия" (не считая еще одного всплеска в июне-июле 1942 г.) исчезла со страниц "Клича".
Судьба военнопленных "15 серии" сложилась по разному. Возьмем для примера четырех самых продуктивных авторов. Полковник Г.И.Антонов стал в Вульхайде помощником немецкого коменданта, затем перешел в Дабендорф, служил в ВС КОНР, после войны возглавлял СБОНР. Г.Ф.Ахминов из Вульхайде попал в газету "Заря", после войны отошел от эмигрантской политики, писал социологические и политологические книги на немецком языке. А вот автор множества стихов и переделок советских песен капитан В.М.Устинов умер в лагере уже в мае 1942 г. Та же судьба постигла интенданта 3 ранга С.С.Торского, который в некотором роде стал жертвой национальной политики нацистов. Он был в числе лучших пропагандистов в Вульхайде, но из-за того, что он был украинцем, его не перевели в Дабендорф, а вернули в офлаг Хаммельбург, где он через полтора года умер.
В целом же, лишь единицы военнопленных "15 серии" продолжили в дальнейшем работу под нацистами, большая же часть была возвращена в обычные лагеря и к пропаганде более не привлекалась.
Я составил сводную таблицу, в которую вошли около 40 выявленных военнопленных "15 серии" (от номера 15001 до номера 15100). Хотел бы сразу оговориться, что одно присутствие в таблице означает лишь, что человек был по каким-то параметрам отобран и переведен в 1941 г. в лагерь III D, но не означает обязательного сотрудничества в немецкой пропаганде.
Дата (напр. 30.11.1941) указывает публикацию в номере "Клича" за этот день. Курсивом отмечены материалы, авторствo которых находится под сомнением.

НомерИмяЗваниеКарточка в ОБДПропагандистские публикацииСудьба
15001Василий ИвановПолковникЛагерная карта30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "Военнопленный полковник И-в")Согласно лагерной карте передан гестапо 12.9.1944. Согласно данным Октябрьского РВК на 5.6.1948 проживал в Москве
15002Михаил ЧернейПодполковник-8.2.1942 "Беспризорные дети в СССР" (подп. "военнопленный Ч-й"); 15.2.1942 "1942 год..." (подп. "в/п полковник Ч-ий")Согласно данным Тамбовского ОВК на 28.10.1946 проходил службу в Воор. Силах
15003Иван ЗемляковМайорЛагерная карта18.1.1942 "Новогодние мысли" (подп. "майор З-в"); 22.2.1942 "Причины голода в Поволжьи в 1921-22 г.г. и на Украине в 1932-33 г.г." (подп. "майор З.")Согласно данным комиссии по репатриации на 17.1.1946 был репатриирован и находился в 12 запасной стрелковой дивизии
15004Николай ФедотенкоСтарший лейтенантЛагерная картаУже на 03.09.1941 был исключен из группы. Отправлен в Хаммельбург, где 29.09.1941 передан гестапо.
15005Василий ШейнЛейтенантЛагерная карта-В ноябре 1941 г. отправлен в Хаммельбург. Согласно лагерной карте передан гестапо 8.1.1942. Исключен из списков приказом ГУК НКО от 29.11.1945 как пропавший без вести.
15006Александр МалаховскийСержант-1941 "Что дал национал-социализм рабочим Германии"; "Я видел Гитлера" в брошюре "Что мы видели в Германии"(подп. "Александр Малаховский, сержант запаса")Указан как пропавший без вести в списке Витебского ОВК от 5.4.1947
15007Антон ГерманРядовой-21.12.1941 "Анекдоты" (подп. "А.Г. Военнопленный")Не идентифицирован
15009Порфирий БойкоРядовой--Не идентифицирован
15010Константин ЮшкевичРядовой--Не идентифицирован
15011Александр Бумблис?--Не идентифицирован (возможно, ошибка в транскрипции фамилии)
15013Митрофан ГоряиновПолитрукЛагерная карта-Согласно справке 2 Упр. ГУК от 12.10.1954 репатриирован 18.7.1945.
15014Георгий АнтоновПолковник-21.9.1941 "Сталинский обман" (подп. "военнопленный полковник А."); 12.10.1941 "Причины победы Германии и поражения Советского Союза" (подп. "военнопленный полковник А."); 30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "военнопленный полковник А-в"); 11.1.1942 "На рубеже 1942-го года" (подп. "в/п полковник А-ов"); 11.1.1942 "На рубеже 1942-го года" (подп. "в/п полковник А-ов"); 14.6.1942 "В лагере военнопленных" (подп. "в/п полковник А-ов"); 12.7.1942 "Наши надежды на будущее" (подп. "В/Пленный №15014, полковник А.");В 1943 г. был переведен в Дабендорф, затем служил в ВС КОНР. После войны - в эмиграции в Мюнхене, председатель СБОНР. Умер в 1963 г.
15015Александр ИваницкийКапитанЛагерная карта; Лагерная карта-В июле 1942 г. (повторно?) перевeден в лагерь IIID. Исключен из списков приказом ГУК НКО от 17.8.1943 как пропавший без вести.
15016Владимир УстиновКапитанЛагерная карта7.9.1941 Отрывки из стихотворений (подп. "военнопленный капитан В.Устинов"); 14.9.1941 "Счастливая жизнь" (подп. "военнопленный капитан У."); 26.10.1941 "Скажи-ка, Сталин" (подп. "военнопленный капитан У"); 9.11.1941 "Над Россией взмыл орел могучий" (подп. "военнопленный капитан У. №15016"); 25.1.1942 "Народная песнь новой России" (подп. "военнопленный капитан В.У-в"); 1.2.1942 "Змей Сталин" (подп. "военнопленный №15016 капитан В.У."); 15.2.1942 "Русские крестьянские частушки" (подп. "В/п капитан В.У-ов"); Умер в плену 20.5.1942
15017Николай СтельманСтарший лейтенантЛагерная карта-Умер в плену 15.6.1944
15018Игнат МихаленкоЛейтенант-21.9.1941 "В СССР и в Германии" (подп. "военнопленный лейтенант И.М."); 19.10.1941 "Из жизни в Красной Армии" (подп. "военнопленный лейтенант Игнат М."); 30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "военнопленный л-т М-ко")Нет сведений
15019Сергей МорозовМладший сержантЛагерная карта18.1.1942 "Здравствуй, новая эра!" (подп. "В/пленный С. М-в №15019, Берлин"); 1.2.1942 "О дружбе" (подп. "В/пленный С. М-ов"); 1.2.1942 "О дружбе" (подп. "В/пленный С. М-ов"); 3.5.1942 "Другу" (подп. "В/п С. М-ов"); 28.6.1942 "Мысли о будущем" (подп. "В/п №15019 Ю.[так!] Мор.")17.1.1944 передан в распоряжение "Винеты"
15020Дмитрий СоболенкоПодполковникЛагерная карта-В 1943 г. служил пропагандистом РОА в Минске, по непровер. данным арестован СД
15021Анатолий РомашкинРядовой--Впоследствии преподаватель школы пропагандистов в Вульхайде, затем (в чине поручика) адъютант начальника штаба ВС КОНР Трухина, после войны - в эмиграции
15022Николай ДмитриевРядовой-29.3.1942 "Зима" (подп. "В/п Н.Д."); 14.6.1942 "Германское крестьянское хозяйство" (подп. "Н. Д-в")Впоследствии преподаватель школы пропагандистов в Вульхайде.
15023Ефим ЗыбинГенерал-майорЛагерная карта-Отправлен в Хаммельбург. После войны репатриирован. Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 25.8.1950
15024Яков ДжугашвилиСтарший лейтенантЛагерная карта-В октябре 1941 г. отправлен в Хаммельбург, затем в Любек-Форверк (под псевдонимом Деничев), затем в Заксенхаузен, где погиб 14.4.1943.
15025Александр БондаренкоКапитанЛагерная карта-17.1.1944 передан в распоряжение "Винеты"; Согласно донесению Харьковского ОВК от 27.7.1953 проживал в г.Ухта Коми АССР
15026Сергей ТорскийИнтендант 3 рангаЛагерная карта12.10.1941 "Государственная кухарка" (подп. "№15026"); 30.11.1941 "Берлин" (подп. "Военнопленный капитан Т."); 18.1.1942 "Новогодние мысли" (подп. "В/п капитан Т-кий"); 5.4.1942 "Резурекция в Терновке" (подп. "В/п №15026 Капитан Т."); 3.5.1942 "Плен или возрождение" (подп. "В/п Капитан Т-ий"); 24.5.1942 "Жизнь военнопленных в лагере" (подп. "В/п Т-ий")
1941 "Берлин" в брошюре "Что мы видели в Германии"(подп. "Сергей Торский, капитан пехоты")
В 1943 г. возвращен в Хаммельбург, 30.8.1943 арестован, умер в плену 3.5.1944
15027Мефодий ДацюкСтарший лейтенантЛагерная карта16.11.1941 "Мои впечатления о германском крестьянине-хлебопашце" (подп. "Военнопленный старший лейтенант Д."); 30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "Военнопленный ст. л-т Д.")В июне 1942 г. возвращен в Хаммельбург, 28.7.1942 арестован за попытку побега, репатриирован в декабре 1945 г.
15036Василий СибирцевЛейтенантЛагерная карта-В июне 1942 г. возвращен в Хаммельбург, согласно донесению Полтавского ОВК на 27.11.1946 был репатриирован
15037Алексей Запорожец?-23.11.1941 "Цветущая земля" (подп. "Военнопленный З.А. №15030 [так!]"); 23.11.1941 "Крой товарищ" (подп. "З-й [так!] Алексей №15037"); 30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "Военнопленный З-ц"); 15.3.1942 "В стане вреда" (б/п); 22.3.1942 "В стане бреда"[так!] (подп. "В/п А. З-ц"); 5.7.1942 "Что я буду делать по возвращении домой" (подп. "В-пленный №15007 [так!] А.З.")
1941 "Цветущая земля" в брошюре "Что мы видели в Германии"(подп. "Военнопленный Запорожец А., №15037")
В 1943 г. был преподавателем в лагере пропагандистов Вустрау
15038Григорий КоноваленкоЛейтенантЛагерная карта-После Вульхайде переведен в Дабендорф. Летом 1943 г. арестован и по всей видимости казнен за участие в подпольной группе полк. Н.С.Бушманова
15040Герман АхминовРядовой-19.10.1941 "Анекдоты и остроты" (подп. "Военнопленный №15040");2.11.1941 "Ассаргадон" (подп. "Военнопленный Г. А-в, №15040"); 9.11.1941 "Международная неделя" (подп. "Г. А-в, №15040"); 16.11.1941 "Эпизод" (подп. "Герман А-ов, военнопленный"); 30.11.1941 "Берлин: впечатления военнопленных" (подп. "Военнопленный А-в"); 15.2.1942 "Самара, Сталину" (подп. "Военнопленный Г.Ф.А."); 1.3.1942 "В лагере военнопленных" (подп. "В/п Г.Ф.А."); 7.6.1942 "Национал-социализм в сельском хозяйстве" (подп. "В/п №15040, Г. А-ов"); 14.6.1942 "Подготовка крестьянина" (подп. "В/п №15040, Г.А.")
1941 "Берлин" в брошюре "Что мы видели в Германии"(б/п)
После Вульхайде служил в газете "Заря". После войны стал известным в Германии социологом и политологом. Умер в 1985 г.
15042Ефим ГусакМладший лейтенантЛагерная карта-В ноябре 1941 г. отправлен в Хаммельбург. Исключен из списков приказом ГУК НКО от 29.4.1946 как пропавший без вести.
15050Андрей ТихоновскийВоенинженер 2 рангаЛагерная карта-В июле 1942 г. переведен в Вустрау. Согласно донесению Московского ОВК на 31.8.1953 отбывал наказание за измену родине.
15052??-7.12.1941 "Прощай, сынок" (подп. "Военнопленный №15052 К-й")Не идентифицирован
15057Леонтий Осинин-ФедоровСтарший лейтенантЛагерная карта-Согласно лагерной карте 5.11.1944 представлен к освобождению из плена.
15058Филипп ЕршаковГенерал-лейтенантЛагерная карта-Умер в плену 9.6.1942
15059Максим СиваевГенерал-майорЛагерная карта 14.6.1942 "В плену" (подп. "Военнопленный генерал майор технических войск 'М'")В июне 1942 г. отправлен в Хаммельбург. После войны репатриирован. Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 28.8.1950
15060Андрей НерянинПолковник-18.1.1942 "Новогодние мысли" (подп. "В-п А. Н-н"); 26.7.1942 "Мысли вслух" (подп. "Военнопленный полковник №15060")Идентификация предположительная. В марте 1942 г. переведен работать в "Винету" под начало К.И.Альбрехта. Затем в ВС КОНР (последняя должность - и.о. нач. штаба). После войны в эмиграции в Германии, затем в США. Умер в 1957 г.
15061Александр ВанюшинПолковник-5.4.1942 "Что мы видели на заводе 'Сименс'" (подп. "В/п №15061")В марте 1942 г. переведен работать в "Винету" под начало К.И.Альбрехта. В октябре 1942 г. отправлен в Хаммельбург. Затем нач. штаба ВВС КОНР. Выдан советской стороне. Расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 24.8.1946
15063Мугин БактиковМладший лейтенантЛагерная карта21.6.1942 "Примеры заботы о людях" (подп. "Военнопленный №15063 Б.")С мая 1942 г. в штате "Винеты".
15064Алехан АгаевЛейтенантЛагерная карта-Нет сведений.
15068??-26.7.1942 "Что я расскажу своим землякам на родине" (подп. "В-пленный №15068 А.П.")Не идентифицирован.
15075Сергей ВрублевВоенинженер 1 рангаЛагерная карта-Согласно лагерной карте 1.7.1944 передан гестапо, 26.10.1944 представлен к освобождению из плена.
15098Яков ШишкинРядовойЛагерная карта-Умер в плену 11.3.1943.

Tags: , , ,

24 comments | Leave a comment

Comments
 
From:miguelsava
Date:19.01.2015 12:28 (UTC)
(Link)
Спасибо,
очень интересно!
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:19.01.2015 14:08 (UTC)
(Link)
интересненько, интересненько
[User Picture]
From:labas
Date:19.01.2015 14:08 (UTC)
(Link)
Дополнения и исправления принимаются :)

Вот, кстати, не вполне понятно, назывался ли лагерь уже на этой стадии Вульхайде. Везде написано, что он был создан только в 1942-м.

Но фон дер Ропп пишет в одном из писем: "Wulheide war unter der OKW eine mit Stacheldracht umgebene Baracke in einem Eisenbahnlager fuer gefangenen Franzosen. Ca. 50 Sowjets Dezember 41."
Вероятно, о людях выше речь и идет.

Edited at 2015-01-19 02:23 pm (UTC)
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:19.01.2015 14:35 (UTC)
(Link)
есть упоминание о лагере со ссылкой на Arbeitsamt от 8.1.1942
(Das nationalsozialistische Lagersystem, 2000)

Edited at 2015-01-19 02:37 pm (UTC)
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:19.01.2015 14:57 (UTC)
(Link)
по базе данных любителей Feldpost
лагерь III D с 14.8.1940, существовал только в виде нескольких Zweiglager и Arbeitskommandos

согл. отчета командования округа на апрель 1941 г. лагерь существовал (в подчинении WK III), но охранные части в Вульхайде не упомянуты вообще

след. отчет у меня только на май 1942 г. - лагерь в подчинении округа, в Вульхайде - 334 охранный батальон
[User Picture]
From:labas
Date:19.01.2015 15:31 (UTC)
(Link)
Спасибо. Ну будем считать, что фон дер Ропп не ошибся.
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:19.01.2015 15:45 (UTC)
(Link)
лагерь III D сущестовал однозначно
что и в каком виде было в вульхайде на декабрь 1941 г. - наверняка в делах третьего округа имеется
как я понимаю, был Barackenlager как филиал, куда завезли группу советских военнопленных
по аналогии с III A первых советских пленных в берлин доставилили еще осенью 1941 г

вот в чем не уверен - так это в подчинении ОКВ на тот момент
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:02.03.2015 18:23 (UTC)
(Link)
>фон дер Ропп пишет в одном из писем: "Wulheide war unter der OKW eine mit Stacheldracht umgebene Baracke in einem Eisenbahnlager fuer gefangenen Franzosen. Ca. 50 Sowjets Dezember 41."

Всего Вами физически было выявлено в пределах 98 номеров 15-й тысячи. Отсюда логично заключить, что в данную особую группу входила всего 1-я сотня 15-й тысячи. Притом на декабрь 1941 г. из нее в физическом наличии в одном месте находилось 50. Отсюда вилка предположений. Или на тот момент вторая полусотня была в командировках, или до декабря в группу набрали всего не более 50 чел.
[User Picture]
From:labas
Date:02.03.2015 19:18 (UTC)
(Link)
> Всего Вами физически было выявлено в пределах 98 номеров 15-й тысячи.

Чуть меньше 50 на самом деле, и то - немалая часть от того, что они попали в документ, опубликованный в начале. Смотрите, например - с 15007 по 15011 четыре человека - от них карт военнопленного не сохранилось, и если бы не этот документ мы бы о них не узнали.
Кроме того уже даже на тот момент некоторые номера пропущены - 15004, 15008, 15012, т.е. очевидно уже внутри группы шла какая-то отсортировка.
На начало декабря около 50 - оценка адекватная, судя по тому что прибывшие в середине ноября получали номера в районе 15060.

Edited at 2015-03-02 07:18 pm (UTC)
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:02.03.2015 19:48 (UTC)
(Link)
>Чуть меньше 50 на самом деле

Я имел в виду, что последний выявленный номер из 15-й тысячи был 15098. Следовательно, можно предполагать, что всего было 98, в пределах сотни.

>На начало декабря около 50 - оценка адекватная, судя по тому что прибывшие в середине ноября получали номера в районе 15060.

С учетом выбывших порядка десятка так оно и должно выходить.
[User Picture]
From:labas
Date:19.01.2015 22:24 (UTC)
(Link)
А!
Ну это моя неточность, можно поправить.
На самой первой было написано Personalkarte, я с этим названием и копировал только линки менял.
Идеально бы было найти какое-то общее название для типа документов в этой колонке.

Что касается упрека о том, что я ни гу-гу, я действительно не гуглил детально всех указанных в списке, поэтому не видел. Теперь нашел
http://www.sgvavia.ru/forum/30-2887-10#347905

Версия интересная, но я воспринимаю ее со скепсисом, как и автор топика.


Edited at 2015-01-19 10:30 pm (UTC)
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:19.01.2015 23:02 (UTC)
(Link)
>Идеально бы было найти какое-то общее название для типа документов в этой колонке.

http://www.sgvavia.ru/forum/149-3730-447961-16-1421708106
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:19.01.2015 23:15 (UTC)
(Link)
>начиная с сентября 1941 г.

Наблюдается определенная синхронность. С сентября в Крыму начали формировать подразделения из крымских татар, мусульманские батальоны. Во Владимире-Волынском учредили офлаг, из состава пленных которого в 1942 г. сформировали 4 б-на. Можно добавить еще ряд т. п. событий. Видимо, в сентябре был издан соответствующий приказ о начале деятельности в этом направлении. Потому что до того имела место исключительно "самодеятельность" фронтовых абверовцев, ничего систематического не наблюдалось. Разве учреждение школы абвера в Минске, но сдается мне, что тогда (до перевода в Сосновый бор) она существовала исключительно на бумаге. Кстати, и ее первые признаки деятельности отмечаются с сентября...
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:19.01.2015 23:18 (UTC)
(Link)
Кроме того с этим связан, вероятно, массовый выпуск из лагерей украинцев и представителей других национальностей. Логически получается, что он мог служить своего рода фильтрацией перед запуском программы создания нацлегионов.
[User Picture]
From:labas
Date:20.01.2015 13:11 (UTC)
(Link)
Отвечаю по пунктам.

1. Проапдейтил запись с учетом брошюры "Что я видел в Германии (пленные красноармейцы рассказывают...)" (см. посл. запись)

2. >Зачем? Это только запутает всё многообразие немецких документов о пленных.

Уваж. Геннадий Юрьевич безусловно прав, но в данном случае речь идет только об одном из идентификаторов в сводной таблице, который должен указывать на то, сохранились ли какие-то немецкие данные об этом военнопленном или нет (как мы видим, из таблицы, сохранились далеко не на всех).
Если же затем рассматривать каждого внесенного в таблицу индивидуально, то безусловно, то, какие именно документы сохранились, и что в них написано, будет играть существенную роль.

3. >Фамилия Антонов
> Имя Георгий

Да, он. Человек достаточно известный, его биографию дает в своем справочнике К.М.Александров.

4. >15015 Александр Иваницкий

Там две карты, одна на Александра Александровича, род. 08.07.1906 в г. Гремяч, вторая на Александра Станиславовича, тод. в 08.07.1903 в г.Гродно. Т.к. фамилия матери совпадает, то это вероятно один и тот же человек.

> В реале капитан Иваницкий отбыл из Хаммельбурга в Берлин 7 июля 1942 года.

Да, по этим картам это так. Но т.к. номер в/п совпадает с майором "Vinitzki" из немецкого списка, дата взятия в плен тоже подходит, то можно предположить, что он два раза ездил в Берлин: в сентябре 1941 г. и в июле 1942 г., но сохранились лишь карты 1942 г. (причем почему-то две), а в немецком списке в фамилии опечатка (как и в фамилии Malachonski, к примеру).
Вариант случайного совпадения маловероятен.
Капитаном, а не майором я его определил по советскому документу.

> Сия отметка - WASt в Берлине.

Этого я не знал, спасибо. Внес соотв. коррективы.

Edited at 2015-01-20 01:56 pm (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:22.01.2015 09:11 (UTC)
(Link)
Спасибо за посредничество.

Снова отвечаю сразу на обе записи.

> Зеленых карт - в данном случае (их может быть в несколько раз больше в зависимости от кол-ва перемещений по лагерям) две - потому, что одна из них из офлага 62, что он отбыл из Хаммельбурга в Берлин 7 июля 1942 года, а вторая - шталага III D, что он прибыл в Берлин днем позже, т.е. 8 июля 1942 года.

Спасибо, понял.

> Поздненько уважаемый автор - "живого журнала"? - узнал об этом исследовании!

Ну что значит поздненько. Когда заинтересовался военнопленными "15 серии" тогда и узнал, еще раз спасибо за ссылку.
Все-таки военнопленные - не главная моя тема.

> Я эдак с год назад, где дал подробное толкование с моей точки зрения и возможности для проверки версии.

В моей записи стоит ссылка на Ваше толкование.

> Однако с тех пор поиск замер.

Или Вы не слишком внимательно меня прочитали, или я Вас не понял.
Я нашел польскую книжку 1973 года, в которой написано, что Я. Джугашвили в Любеке называли Денисцевым (точнее, вероятно, Деничевым).
Т.е. мы имеем два независимых источника - документ из ОБД Мемориал и польскую книгу, в которых совпадает - довольно редкая - фамилия. Причем в одном из них прямо написано, что так называли Я.Джугашвили.
Больше ничего искать не нужно - это уже твердое доказательство.

Единственное, что еще нужно бы сделать, взять эту польскую книжку в оригинале (я смотрел ее через гугльбукс, а он, к сожалению, в данном случае не позволяет вытягивать целые страницы) и полностью перевести на русский несколько страниц, посвященных Я.Джугашвили.
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:28.01.2015 11:31 (UTC)
(Link)
Ссылка от Г. Кушелева http://voenspez.ru/index.php?topic=34926.0 (
Плен Якова Джугашвили: правда и игра спецслужб )
[User Picture]
From:labas
Date:28.01.2015 14:00 (UTC)
(Link)
Спасибо, я читал эту ветку.
Или там на что-то конкретное следует обратить внимание?
[User Picture]
From:labas
Date:30.07.2015 06:05 (UTC)
(Link)
Большое спасибо, принимается с благодарностью.
Такое конечно поиском отловить невозможно, в Хаммельбурге-то другой номер.
То, что в опубликованном выше списке от начала сентября он уже не фигурирует, показывает, что его забраковали практически сразу. Но до того все же успели отобрать, привезти в Берлин и сфотографировать.
My Website Powered by LiveJournal.com