Тысяча девятьсот десятого года, крещен шестого Ноября, Мелетий. Во исполнение предложения Совета Братства Св. Владимира при Екатеринославской Духовной Семинарии, от 26 октября 1910 года за № 505, просвещен Св. Крещением сын Слуцкого мещанина, Минской губернии Израиля Зимелева Ярхо иудейского исповедания и его законной жены Ханы, ныне по мужу Анны Иосифовны Аптекман, православного исповедания – Эмиль, рожденный четырнадцатого февраля тысяча восемьсот девяносто восьмого года, иудейского исповедания с наречением имени «Мелетий», в честь Св. Мелетия Антиохийского, празднуемого Святой церковью 12 февраля. Крещение совершал протоиерей Василий Разумов с диаконом Василием Петровым. Восприемниками были: горный инженер Николай Николаев Гогоцкий и жена инженера Мария Мартинова Биндусова.
Практически одновременно с крещением Эмиль (ныне Мелетий) Ярхо поступил в Екатеринославское 2-е Реальное училище в котором обучался с ноября 1910 по апрель 1915 г.г. (последний год - дополнительный класс для поступления в высшие учебные заведения ). Аттестаты показывают известную тягу к гуманитарным наукам (по основному курсу пятерки по закону Божьему и естествоведению, тройки по русскому языку, арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, рисованию; в доп. классе пятерки по немецкому, естествоведению и законоведению, тройки по основаниям аналитической геометрии и рисованию), однако, как не окончившему классическую гимназию путь к гуманитарному образованию был ему закрыт.
Летом 1915 г. Мелетий Александрович Ярхо получил в управе документ, удостоверяющий, что он "действительно Екатеринославский мещанин" и поехал в Петроград, где поступил на Электромеханическое отделение Петроградского Политехнического Института Императора Петра Великого. Мелетий Ярхо проучился в Петрограде три полных семестра; осенний 1915, весенний и осенний 1916 г. На каникулы он каждый раз возвращался к родителям в Екатеринослав. Ему была предоставлена отсрочка от воинской повинности до 1919 г. Однако, 17 марта 1917 г. М.Ярхо запрашивает в институте отпуск до начала апреля, из которого, похоже, не возвращается. Вместо этого в институт поступает справка, что М.А.Ярхо 7 июня 1917 г. призван на военную службу, каковой справкой его учебное дело и заканчивается.
Обстоятельства его службы в армии (если таковая успела начаться), действительно ли он перешел на сторону красных, был военкомом бронепоезда, как впоследствии писал в анкете, действительно ли о нем вспоминал Борис Лавренев как о "Коле Аптекмане", одном из прототипов героя "Рассказа о простой вещи" - все это нуждается в дополнительном уточнении, равно как и случившееся в эти годы превращение Мелетия Александровича в "Николая Михайловича".
Следующим надежным кусочком биографического паззла является приговор военно-полевого суда при штабе Добровольческого корпуса от 12 апреля 1920 г., согласно которому дезертировавший из отряда капитана Орлова вольноопределяющийся Николай Михайлович Ярко-Аптекман был осужден "к ссылке на каторжные работы на 8 лет" за сотрудничество с Мусульманским областным бюро при Крымском ОК РКП(б).
В ноябре 1920 г. он был освобожден Красной армией и остался жить в Симферополе. Анкета, заполненная им в начале 1922 г., свидетельствует о желании максимально отдалиться от своей "дореволюционной сущности": из документов исчезает фамилия матери; "Ярко", когда-то между 1917 и 1920 г.г. сменившее "Ярхо", становится основной фамилией; он уменьшает свой возраст на 4 года (впрочем, это, возможно, произошло еще на допросах в белой контрразведке); он меняет свое место рождения и скрывает национальность родителей, он рассказывает о пребывании в эмиграции вместе с родителями с 1907 по 1915 г.г., о сдаче экзаменов за 7 классов реального училища экстерном и т.д. и т.п.
Любопытно, что впоследствии происходит некоторое "возвращение маятника": год рождения сдвигается с 1902 на 1901 г., местом рождения снова становится Екатеринослав, образование указывается как "7 классов реального училища" без упоминания о сдаче экзаменов экстерном.
В начале 1922 г. партия (он вступил в нее в апреле 1921 г.) командирует Ярко в Феодосию, откуда он (вероятно, во второй половине 1922 г.) возвращается в Екатеринослав, где его настигает прошлое. 27 ноября 1923 г. его исключают из партии как "выходца из буржуазного класса и скрывшего при заполнении анкеты личного дела факт службы в Белой армии". Скрывая (или опротестовывая) факт исключения, Ярко перебирается в Москву, поступает работать в издательство "Молодая Гвардия", но и там не задерживается, в конце 1924 г. возвращается в Симферополь, где через несколько месяцев оказывается в доме заключения.
В августе 1925 г. он приезжает в Казань, где начинает новую жизнь "с чистого листа", возвращая себе полученное при крещении имя (с небольшой правкой: Мелетий превращается в Милетия, что ближе к исходному Эмилю) и добавляя новую фамилию: Зыков.
Через 17 лет "помощник политрука" Милетий Александрович Зыков сдастся в немецкий плен, станет идеологом власовского движения, еще через два года пропадет без вести и заставит историков и исследователей десятилетиями гадать над загадкой своего происхождения.
Примечание 1: идентификация выше является предварительной. Хотя она кажется (несмотря на отдельные существующие нестыковки) весьма вероятной, окончательный ответ можно будет дать лишь после дальнейшего подробного изучения всех деталей.
Примечание 2: Конечно, же возможность того, что "Ярко" это искаженное "Ярхо", я в голове держал (уже потому хотя бы, что в поисковых выдачах оба варианта часто перемешиваются), дополнительно на нее указывали мне два года назад уваж. mitrich и idelsong, но версия, что "Ярко" - революционный псевдоним, все же казалась мне (как видно теперь, ошибочно) существенно более вероятной.
Примечание 3: на решающий кусочек паззла (дело студента М.А.Ярхо) указал Габриэль Гаврилович Суперфин, которому и принадлежит честь окончательной идентификации. Помог ознакомиться с делом студента М.А.Ярхо, проделав превосходную работу, аспирант Санкт-Петербургского Института истории Николай Владимирович Родин, которому я крайне признателен.
Вообще же число людей, которые на разных этапах помогали делать следующий шажок к цели, исчисляется десятками, от уваж. Az Nevtelen, с которым мы начинали изыскания, до уваж. zwh, который совсем недавно помог мне с одним архивным запросом. При написании истории я обязательно всех вспомню и перечислю. Еще раз огромное спасибо всем, принимавшим участие! Ура!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →