?

Log in

No account? Create an account
служба утерянных цитат - 13 или о ненависти - Игорь Петров — LiveJournal
25.07.2015
14:48

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
служба утерянных цитат - 13 или о ненависти
В службу утерянных цитат поступил запрос относительно приписываемой А.В.Луначарскому цитаты
"Мы ненавидим христиан, даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами, они проповедуют любовь к ближнему и сострадание, то что противоречит нашим основным принципам, христианская любовь преграждает развитие революции, долой любовь к ближнему, то что нам нужно - это ненависть, мы должны уметь ненавидеть, только тогда мы сможем победить Вселенную"
Не будем задерживаться в настоящем, где цитата охотно используется в книгах с названиями вроде "Истина великой России", "Основы русского либерализма" и "Православие и русская народная культура" и перенесемся сразу в 20-е годы прошлого века.

След 1:
7 июня 1927 года Борис Коверда убил в Варшаве советского дипломата П.Л.Войкова. На начавшемся через несколько дней процессе Коверду защищали четыре адвоката, в том числе Мариан Недзельский. Изложение речи Недзельского неоднократно публиковалось, напр. в книге "Русская эмиграция в борьбе с большевизмом" (сост. С.В.Волков). Писателю Борису Носику речь Недзельского так пришлась по душе, что он цитировал ее минимум в трех книгах ("На погосте ХХ века", "Русские тайны Парижа", "Русский XX век на кладбище под Парижем"). Но мы ограничимся русской стенограммой процесса, изданной в 1927 г. в Париже:


След 2:
В том же 1927 году в Берлине была издана с предисловием генерала Н.Н.Головина книга П.Н.Краснова "Душа армии". В ней тоже присутствует искомая цитата, правда с отсылкой не к Луначарскому, а к некоей "красноармейской памятке".



Однако, П.Н. Краснов не был первооткрывателем данной памятки, 10 сентября 1926 года (т.е. до процесса Коверды) та же памятка цитировалась в статье Новика "Красная армия" (газета "Возрождение", Париж)


15 октября того же года другой вариант той же статьи был напечатан на немецком языке в швейцарском журнале "Allgemeine schweizerische Militärzeitung". Автор пожелал сохранить анонимность. Так как публикация "Возрождения" более ранняя, а швейцарская публикация существенно более полная, предположим, что у обеих статей был общий первоисточник.
Впрочем, нет особого смысла углубляться в поиски памятки, так как следующий след снова возвращает нас к Луначарскому.

След 3:
10 мая 1923 года Морис Конради убил в Лозанне советского дипломата В.В.Воровского. На суде, состоявшемся в ноябре того же года, сообщника Конради Аркадия Полунина защищал адвокат Теодор Обер. Речь на процессе прославила его, не в последнюю очередь потому, что Полунин (как и Конради) был в итоге оправдан (таким образом, мэтр Недзельский шел уже проторенной дорогой, но с меньшим успехом: Коверда был осужден). На волне успеха Обер в 1924 году основал "Международную антикоммунистическую Лигу" (более известную как "Лига Обера"). Речь Обера была издана в 1924 году в Белграде:


Итак, впервые у нас появилось конкретное указание на источник. Следует, однако, учитывать, что Обер произносил свою речь на французском. Вот оригинал:
Et la cause? Lounatcharsky va vous la dire: voici les paroles qu'il a prononcées dans une conférence intitulée: « Pourquoi il ne faut pas croire en Dieu»:
Nous haïssons les chrétiens, même les meilleurs doivent être considérés comme nos plus grands ennemis. Ils prêchent l'amour du prochain et la miséricorde, ce qui est en contradiction avec nos principes. L'amour chrétien freine le développement de la Révolution. A bas l'amour du prochain! Ce qu'il nous faut, c'est la haine! Nous devons savoir haïr ; dans ce cas nous pourrons conquérir l'univers.
Согласно гугльбуксу и Галлике именно французский текст наиболее широко распространился в середине 20-х г.г., немецкие и английские варианты были его переводами. Но даже у авторов, пытавшихся ссылаться на источники, "цитата Луначарского" обходится без ссылки.


Но мы несколько отвлеклись. За неделю до того, как Обер произнес свою речь схожие пассажи прозвучали в показании свидетельницы Марии Каллаш (она давала показания 8 ноября, ниже отрывок из отчета, опубликованного 14.11.1923 года в рижской газете "Сегодня"):


Что говорил Луначарский?
Воззрения наркома на религию отражены в частности в книгах "Почему нельзя верить в бога?", "Об атеизме и религии", "Религия и просвещение", с которыми желающие могут ознакомиться. Хотя воспроизведенную в этих сборниках лекцию "Почему нельзя верить в Бога?" (что близко по названию к заявленному Обером источнику) Луначарский читал в 1925 г., можно, конечно, быть уверенным, что он выступал с подобными лекциями и прежде.
Самое близкое к искомой цитате высказывание Луначарского, которое мне пока удалось обнаружить, звучит так:
Гёте признавался, что знак креста ему ненавистен. Так думали многие лучшие представители молодой буржуазии. Мы еще крепче и последовательнее ненавидим и отвергаем христианство и все учения, его подготовившие, и всякую дистилляцию из него, которой до сего дня занимаются упадочники всякого колера.
Это отрывок из статьи "Горький", которая была опубликована в "Известиях" в сентябре 1932 г., т.е. через девять лет после того, как Обер произнес свою речь.

В защиту наркома.
Еще в советские времена обсуждаемая цитата минимум дважды разоблачалась в советских публикациях. В 1976 году И.Ф.Рекуц в книге "Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского" писал:
... в этих словах, клеветнически приписываемых Луначарскому, якобы особенно отчетливо выявляется антигуманная направленность коммунистической морали. Беспочвенность подобных измышлений антикоммунистов очевидна, поскольку в них искажаются принципы марксизма в в отношении к религии.
При этом Рекуц ссылается в качестве источника лжецитаты на вышедшую в 1929 г. книгу хорошо известного нам философа Н.С.Арсеньева "Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart in ihren geistigen Zusammenhängen" (1929). Ту же цитату можно встретить и в статье Арсеньева "Большевизм и религия". Но Арсеньев вряд ли является первоисточником, он наверняка воспользовался публикациями речей Обера или Недзельского.
Е.Вистунов в книге "Приглашение в западню" (1984) сообщает нам, что:
... отрывок был опубликован на страницах антикоммунистической брошюрки «Большевистский интернационал против религии», вышедшей в Женеве в 1925 году. Автор ее, Марк Крамер, приписал тогда эти слова А. В. Луначарскому, якобы произнесшему их в «одном публичном выступлении». «Ошибка» была не случайной, а глубоко продуманной акцией: дискредитировать в глазах общественного мнения Запада ленинскую политику партии в отношении религии... Фамилию же одного из видных деятелей партии, наркома просвещения, действительно выступавшего на религиозных диспутах, автор брошюры, конечно же, провокационно использовал для того, чтобы это запугивание прозвучало с особой силой.
Эта атрибуция ближе к истине. Женевский химик Марк Крамер был одним из сооснователей "Лиги Обера" и взял цитату либо из речи самого Обера, либо из общего с Обером источника.

Автора!
1923 год ознаменовался в России гонениями на церковь (арест патриарха Тихона, подготовка к суду над ним, активность "обновленцев"), что тщательно регистрировалось, разумеется, эмигрантской прессой. Я частично просмотрел подшивки "Руля" и "Нового времени", но в десятках статей, посвященных церковному вопросу в большевистской России "цитаты" Луначарского не нашел. Если бы она была к тому времени на слуху, то почти наверняка хотя бы в одной из статей ее бы вспомнили.
Конечно, возможно, что ее первоисточником все же является какая-то более маргинальная или менее щепетильная русская эмигрантская газета. Но не исключено, что Обер попросту воспользовался показаниями свидетельницы Каллаш, несколько дополнив и расцветив их.
Закончу отрывком из мемуаров Ю.И.Лодыженского "От Красного Креста к борьбе с Коммунистическим Интернационалом" (Лодыженский в 1923 году помогал Оберу готовиться к процессу, а затем участвовал в создании "Лиги Обера"), который хоть и не прибавляет ясности относительно авторства цитаты, но закольцовывает сюжет:
Среди многих писем, которые Обер получает почти ежедневно по поводу предстоящего процесса, пришло и письмо известного русского писателя Арцыбашева. Арцыбашев не смог сразу покинуть Россию после большевистской революции и, пережив красный террор и прочие преступления коммунистов, проникся звериной ненавистью к красным. Поселившись в Варшаве, он всячески пытался привить эту ненависть участникам местного кружка русской эмигрантской молодежи. В числе этих молодых людей оказался Борис Коверда, расплатившийся с Войковым...

Tags:

10 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:ammosov
Date:25.07.2015 13:08 (UTC)
(Link)
Хуже пришлось бедному Алексею Спиридоновичу. С открытым сердцем кинулся
он к русским эмигрантам, но там его встретили далеко не дружелюбно. Конечно,
он сам виноват во многих отношениях. Так, например, он принялся, скучно
рассказывать свою жизнь некоему почтенному академику, но тот его сразу
ошеломил вопросом. "Все это мелкие детали, а вот расскажите-ка лучше, как
коммунисты варят щи из пальчиков младенцев?" Алексей Спиридонович ответил,
что хотя большевики и варвары, ибо запретили ему читать Чехова курсантам, но
насчет щей он слышит впервые и никаких данных представить не может. Академик
рассердился: "А позвольте узнать, вы какого вероисповедания? " --
"Православный".-- "Сословие?" "Дворянин". Это показалось совершенно
неправдоподобным, и последовала длительная насмешливая гримаса, достойная
лучшей из академий.
Через несколько дней в одной эмигрантской газете было напечатано, что
большевик Тишин был комиссаром чрезвычайки в Самарканде и пытал с помощью
сахарных щипцов местных лавочников. Алексей Спиридонович возмутился и
написал тотчас "письмо в редакцию", но, очевидно, от волнения (ибо в России,
из протеста, даже начертал упраздненные буквы на обоях своей комнаты) в
слове "сведение" поместил из двух "ятей" лишь одно. Прочитав это письмо,
редактор окончательно уверовал в свое собственное творчество.

http://lib.ru/PROZA/ERENBURG/hulio.txt
[User Picture]
From:mamlas
Date:25.07.2015 14:52 (UTC)
(Link)
Из статьи Луначарского "О быте":

Религия, мораль, закон

Позвольте мне в заключение остановиться на трех больших явлениях, которые нельзя миновать, когда говорим о быте, а именно на религии, морали, законе. Все эти три явления имеют большое отношение к строительству быта.

Религия имеет отрицательное отношение к строительству быта. Религия родилась и держится на слабости человека. Человек обескуражен своей слабостью перед природой и обществом, большим количеством бурь, мук, недостатков, неудач, которые сваливаются на его долю, — отсюда стихийно выраженное представление о потустороннем мире, где будет лучше, о верховной правде, которая преодолеет всю скверну мира и вознаградит потерпевших в другом свете. Это — основная идея религии. Если бы ее отнять преждевременно, то, может быть, человек захирел бы перед силами природы, которых он не может осилить. Представьте себе семидесятилетнюю крестьянку-старушку, которая всю жизнь вела постный образ жизни, которая считает, что смирением и кротостью она собрала сокровища на небеси. Когда к ней приходит внучка-комсомолка и говорит: бабушка, банк-то твой не прочен — ты собрала сокровища, а там — крах, ничего нет, — вы думаете, она за это скажет спасибо? Ведь этим рушится все то, чем она жила. И среди самих трудовых масс эта вера еще осталась. Но если мы позволим и новому миру за это держаться, мы сделаем страшное преступление, ибо мы то знаем, что небо банкрот, что на «том свете» нет ничего. Мы знаем это совершенно точно.

Мы знаем, что надежды на потустороннее мешают человеку обеими руками взяться за строительство своего счастья на земле. А построить это счастье трудно. Врагов много, и нужно собрать все силы для борьбы за это счастье. Вот почему мы боремся против религии за единственное правильное миросозерцание, за трудовое миросозерцание, за боевое миросозерцание — марксизм. Поэтому мы сможем в действительности правильно строить наш новый быт лишь по мере того, как мы будем выдергивать религиозные плевелы из нашей нивы с корнем.


Следует ли из этого, что мы не признаем морали? Не следует ни на одну минуту. И Ленин говорит нам: мораль мы отрицаем, как мораль религиозную, как мораль метафизическую, но как те правила, которые предписываются каждой личности интересами человечества, мы признаем ее. Есть право человека на свое собственное счастье, есть право человека на строительство своей жизни, своего личного существования, выработки из себя сильной и мудрой личности, но только в тех случаях, когда оно не противоречит правам других, общим правам человечества.

Защита своего наслаждения, защита своего права на жизнь в буржуазном обществе идет по костям других. Одни рвут у других. Только социалистический строй создаст гармонию между стремлением к личному благополучию и между общественным строительством.

Его еще нет, этого строя. Он должен быть завоеван. И только тот достоин называться человеком, кто помогает пролетариату одержать в этом отношении победу.

http://mamlas.livejournal.com/3065143.html
***

Т.е. не антигуманная и антирелигиозная коммунистическая мораль, а просвещённая и просветительская, заместительная, согласно теории и диалектики, с прицелом на образованное и творчески думающее общество.

Надо ещё заметить, что боролись с религией как конкуренцией, а не с верой человека в хорошее как таковой, т.е. опять же не механические солдаты (но это уже моё допущение)
[User Picture]
From:yuridmitrich
Date:25.07.2015 16:54 (UTC)
(Link)
Газетный заголовок:
Убийство чекистки Самойловой
Известная чекистка и сотрудница Бела Куна по крымским операциям - по очищению Таврической республики от "контр-революционеров", после эвакуации Крыма врангелевской армией, некая Самойлова, по кличке "Землячка", похищена в Гурзуфе 20 мая зелеными во время прогулки по нижнему шоссе. На другой день труп Самойловой был найден на Ялтинской дороге.
("Русский Голос" Харбин 21 июля 1922 года)

«Газетные сенсации не знали предела. Одни газеты врали, другие подвирали. Брусилов, разумеется, каждый день принимал командование над Красной Армией и провозглашал монархию или созывал Учредилку, в зависимости от того, к какому противобольшевистскому лагерю принадлежала эмигрантская газета. Буденный не преминул изменить Советской власти. Дон, Кубань и Терек во мгновение ока охватило пламя грандиозного восстания. Ген. Козловский приглашал Врангеля и его армию поспешить в Кронштадт».
Калинин И. М. «Под знаменем Врангеля: Заметки бывшего военного прокурора»

[User Picture]
From:midgard_msk
Date:05.08.2015 14:06 (UTC)
(Link)
Сколько раз хоронили Шаляпина, не пересчитать.
From:Sergey Shatalin
Date:25.07.2015 19:53 (UTC)

Полагаю, про ненависть к церкви

(Link)
и религии у Луначарского можно много найти:

"Самое своеобразное в нашей борьбе против религии заключается в том, что вражда здесь у нас самая сильная, самая глубокая… И тем не менее, как раз в этом месте нашего соприкосновения со старым миром, где взаимная ненависть очень жгуча и где опасность для обеих сторон очень велика, мы не можем пустить в ход никакого прямого оружия, мы совершенно не можем действовать открытой силою."

Речь А. В. Луначарский апреле 1925 г. на I съезде Союза воинствующих безбожников СССР

"Этот элемент либерализма включен коммунистической партией в ее политическую культурную практику вовсе не потому, чтобы она склонна была к какому бы то ни было перемирию со всякого рода поповством,, вовсе не потому, чтобы сколько–нибудь ослабела при этом наша ненависть к религии и наше стремление уничтожить ее."

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ
Впервые напечатано в газете «Известия» 8 июня 1929 г., № 129.



Edited at 2015-07-25 07:57 pm (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:26.07.2015 07:50 (UTC)

Re: Полагаю, про ненависть к церкви

(Link)
Да, про ненависть к религии я видел.
Я неточно выразился, я имел в виду скорее цитату, "самую близкую" к искомой формулировке. Подредактирую текст в записи.
From:Sergey Shatalin
Date:26.07.2015 11:52 (UTC)

Re: Полагаю, про ненависть к церкви

(Link)
ОК. И я, кажется, забыл сказать, что читать Вас одно удовольствие.
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:25.07.2015 20:34 (UTC)
(Link)
> "красноармейской памятке".
... напечатанной в официозной Красной Звезде в 2013 г.:)
http://www.redstar.ru/index.php/advice/item/8662-slishkom-khorosho-zabytoe-staroe
И совсем не случайно в красноармейской памятке тех «огненных лет», подготовленной «демоном революции» Л.Д. Троцким

> Религия и коммунизм несовместимы ни в теории, ни на практике
https://www.marxists.org/russkij/bukharin/azbuka/azbuka_kommunizma.htm
Бухарин Н.И., Преображенский Е.А. Азбука коммунизма.
Глава XI РЕЛИГИЯ И КОММУНИЗМ
§ 89. Почему религия и коммунизм несовместимы
Религия и коммунизм несовместимы ни теоретически, ни практически.

> Воззрения наркома на религию
Нарком (коего Бедный окрестил "попом Ананией") был полудегенератом и графоманом весьма плодовит, позднее его ранние вещи вероятно цензурировались, да и дикое богоборчество для того времени — реальность.
Сама "цитата" повидимому никогда не существовала в природе, и есть если не полный вымысел, то по крайней мере смесь из нескольких источников, с искажениями; хотя не исключаю, что нечто подобное печаталось в Бобруйске провинции.
"Цитату" приписали именно Луначарскому возможно из-за пресловутой артистки Розенель, урожд. Сац — брак этот вызвал массу толков (бриллианты и пр.), и имя Луначарского было на слуху.
[User Picture]
From:labas
Date:26.07.2015 07:58 (UTC)
(Link)
Да, там есть в подборках и верифицируемые цитаты. Напр. цитата Лациса, только конец к ней приделан из Мельгунова, кажется.

Да, меня тоже удивило, что в перечисленных книгах мало текстов первых лет революции, тем не менее тоже думаю, что в таком виде цитаты не существовало. Можно, конечно, для очистки совести пролистать Безбожник за 1923 г., но
1) где ж его взять
2) если бы нечто подобное цитате существовало в печатном виде, то за 90 лет к.н. нашел бы и дал прямую ссылку
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:26.07.2015 10:16 (UTC)
(Link)
> Безбожник за 1923 г.
Нет, думаю, что "цитата" записана по памяти — например, что-то такое печаталось в белой прессе в Гражданскую войну, возможно, со ссылкой на большевистскую прессу, и человек вспомнил, спустя несколько лет.
Конкретно Луначарскому приписали из-за того, что его имя было на слуху.

> за 90 лет к.н. нашел бы и дал прямую ссылку
Скажите, вот Вы в это сами верите? Никому же ничего не надо.
My Website Powered by LiveJournal.com