След 1:
7 июня 1927 года Борис Коверда убил в Варшаве советского дипломата П.Л.Войкова. На начавшемся через несколько дней процессе Коверду защищали четыре адвоката, в том числе Мариан Недзельский. Изложение речи Недзельского неоднократно публиковалось, напр. в книге "Русская эмиграция в борьбе с большевизмом" (сост. С.В.Волков). Писателю Борису Носику речь Недзельского так пришлась по душе, что он цитировал ее минимум в трех книгах ("На погосте ХХ века", "Русские тайны Парижа", "Русский XX век на кладбище под Парижем"). Но мы ограничимся русской стенограммой процесса, изданной в 1927 г. в Париже:
След 2:
В том же 1927 году в Берлине была издана с предисловием генерала Н.Н.Головина книга П.Н.Краснова "Душа армии". В ней тоже присутствует искомая цитата, правда с отсылкой не к Луначарскому, а к некоей "красноармейской памятке".
Однако, П.Н. Краснов не был первооткрывателем данной памятки, 10 сентября 1926 года (т.е. до процесса Коверды) та же памятка цитировалась в статье Новика "Красная армия" (газета "Возрождение", Париж)
15 октября того же года другой вариант той же статьи был напечатан на немецком языке в швейцарском журнале "Allgemeine schweizerische Militärzeitung". Автор пожелал сохранить анонимность. Так как публикация "Возрождения" более ранняя, а швейцарская публикация существенно более полная, предположим, что у обеих статей был общий первоисточник.
Впрочем, нет особого смысла углубляться в поиски памятки, так как следующий след снова возвращает нас к Луначарскому.
След 3:
10 мая 1923 года Морис Конради убил в Лозанне советского дипломата В.В.Воровского. На суде, состоявшемся в ноябре того же года, сообщника Конради Аркадия Полунина защищал адвокат Теодор Обер. Речь на процессе прославила его, не в последнюю очередь потому, что Полунин (как и Конради) был в итоге оправдан (таким образом, мэтр Недзельский шел уже проторенной дорогой, но с меньшим успехом: Коверда был осужден). На волне успеха Обер в 1924 году основал "Международную антикоммунистическую Лигу" (более известную как "Лига Обера"). Речь Обера была издана в 1924 году в Белграде:
Итак, впервые у нас появилось конкретное указание на источник. Следует, однако, учитывать, что Обер произносил свою речь на французском. Вот оригинал:
Nous haïssons les chrétiens, même les meilleurs doivent être considérés comme nos plus grands ennemis. Ils prêchent l'amour du prochain et la miséricorde, ce qui est en contradiction avec nos principes. L'amour chrétien freine le développement de la Révolution. A bas l'amour du prochain! Ce qu'il nous faut, c'est la haine! Nous devons savoir haïr ; dans ce cas nous pourrons conquérir l'univers.
Но мы несколько отвлеклись. За неделю до того, как Обер произнес свою речь схожие пассажи прозвучали в показании свидетельницы Марии Каллаш (она давала показания 8 ноября, ниже отрывок из отчета, опубликованного 14.11.1923 года в рижской газете "Сегодня"):
Что говорил Луначарский?
Воззрения наркома на религию отражены в частности в книгах "Почему нельзя верить в бога?", "Об атеизме и религии", "Религия и просвещение", с которыми желающие могут ознакомиться. Хотя воспроизведенную в этих сборниках лекцию "Почему нельзя верить в Бога?" (что близко по названию к заявленному Обером источнику) Луначарский читал в 1925 г., можно, конечно, быть уверенным, что он выступал с подобными лекциями и прежде.
Самое близкое к искомой цитате высказывание Луначарского, которое мне пока удалось обнаружить, звучит так:
В защиту наркома.
Еще в советские времена обсуждаемая цитата минимум дважды разоблачалась в советских публикациях. В 1976 году И.Ф.Рекуц в книге "Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского" писал:
Е.Вистунов в книге "Приглашение в западню" (1984) сообщает нам, что:
Автора!
1923 год ознаменовался в России гонениями на церковь (арест патриарха Тихона, подготовка к суду над ним, активность "обновленцев"), что тщательно регистрировалось, разумеется, эмигрантской прессой. Я частично просмотрел подшивки "Руля" и "Нового времени", но в десятках статей, посвященных церковному вопросу в большевистской России "цитаты" Луначарского не нашел. Если бы она была к тому времени на слуху, то почти наверняка хотя бы в одной из статей ее бы вспомнили.
Конечно, возможно, что ее первоисточником все же является какая-то более маргинальная или менее щепетильная русская эмигрантская газета. Но не исключено, что Обер попросту воспользовался показаниями свидетельницы Каллаш, несколько дополнив и расцветив их.
Закончу отрывком из мемуаров Ю.И.Лодыженского "От Красного Креста к борьбе с Коммунистическим Интернационалом" (Лодыженский в 1923 году помогал Оберу готовиться к процессу, а затем участвовал в создании "Лиги Обера"), который хоть и не прибавляет ясности относительно авторства цитаты, но закольцовывает сюжет: