?

Log in

No account? Create an account
Игорь Петров
22.10.2015
20:03

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
светлана алексиевич "меч и пламя революции" (неман, №9, 1977)

313 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:scabon
Date:24.10.2015 03:13 (UTC)
(Link)
Отношение Гефтера к досталинскому коммунизму/большевизму было сложное и отчасти сочувственное даже в 1980-1990-е годы, но по отношению к коммунизму сталинскому и постсталинскому как ещё можно было назвать позицию человека, ставившего на одну доску Сталина и Гитлера (см. http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history95-97/gefter-zachin/ начиная с "Германия — это Гитлер") и ставшего советником главы государства, запретившего к тому времени Коммунистическую партию?

В целом же я бы сказал, что в эволюции советской интеллигенции в послесталинский период было два разных периода. Первый период, в основном в 1950-е и 1960-е годы, был эпохой "возвращения к ленинским нормам" и схемы "плохой Сталин - хороший Ленин". Во время второго периода, в основном в 1970-е и 1980-е году, произошёл отход от ленинизма с последствующим разбреданиям по разным идеологическим нишам: социалистической, либерально-западнической и национально-консервативной.

Причина, по которой я дважды написал "в основном", заключается в том, что эта эволюция была очень неравномерной из-за закрытости общества. Для кого-то второй период начался уже в 1950-е годы, а для кого-то первый период продолжался до начала 1990-х годов. И, конечно, было много людей, которые были слишком дезориентированы, чтобы осознанно занять какую-то идеологическую нишу. Вот что по этому поводу писал Борис Стругацкий в комментариях к роману "Град обреченный" (http://www.litmir.co/br/?b=165151&p=134):

"Главная задача романа не сначала, но постепенно сформировалась у нас таким примерно образом: показать, как под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами. Жизненный путь, близкий авторам и представлявшийся им не только драматическим, но и поучительным. Как-никак, а целое поколение прошло этим путем за время с 1940-го по 1985 год."
[User Picture]
From:erdferkel
Date:24.10.2015 16:05 (UTC)
(Link)
Ну то есть - Гефтер был антисталинист и не был политически лоялен советскому режиму. Это не называется "антикоммунист".

Содержательно антикоммунизм - это враждебность коммунистическому мировоззрению (предполагающему, грубо говоря, реальность и желательность перехода к неэксплуататорскому, неконкурентному и несобственническому эгалитарному обществу и того или иного социального действия ради приближения такого перехода), а не конкретной партии/движению/государству/режиму. Формально антикоммунизм просто означает, что человек выделяет нечто "коммунистическое" и маркирует как зло. Я не знаю у Гефтера ни того, ни другого.

Советничество у Ельцина (прекратившееся после переворота 93-го) тут точно не аргумент, особенно в нашей отечественной политической культуре. Вон, А.Н.Яковлев к началу 80-х уже был антикоммунист (действительно антикоммунист) в душе, однако ж - пошел на руководящие должности в КПСС.

Про интеллигенцию в целом - в основном верно, но, говоря об индивидуальных случаях, желательно учитывать индивидуальные особенности (напр., у Стругацких - четкий и достаточно осознанный элитизм, присутствовавший у них с самого начала); а Гефтер совсем особняком стоит.
[User Picture]
From:scabon
Date:24.10.2015 18:55 (UTC)
(Link)
Если речь идёт не о политике, а о мировоззрение, то это вопрос более сложный. Нужно внимательно изучать тексты, а Гефтер, как известно, писал не самым простым языком. Помнится, он в одном видеоинтервью сказал что-то вроде: "Ну, вот есть спектр "левый-правый". Правый ли я? Нет, не правый, конечно. Значит, левый", но насколько далеко его "левизна" -- если её понимать как коллективизм и эгалитаризм -- под конец жизни заходила, я судить сейчас не возьмусь, отчасти потому, что "коллективизм - индивидуализм" это не дихотомия, а шкала. Все мы, как известно, являемся коллективистами на каком-то, хотя бы семейном, уровне, но вопрос в том, насколько далеко мы эти коллективистские принципы распространяем, по какому признаку (географическому, социальному, этническому, культурному, религиозному, идеологическому, расовому и т.д.) мы отбираем свой коллектив, и в том, какой нам видится оптимальная структура этого коллектива.

Что касается того, что "желательно учитывать индивидуальные особенности", то я, конечно, соглашусь. Люди, "вышедшие из сталинской шинели", были изначально очень разные и начинали со схожих позиций только потому, чтобы были "скованы одной цепью". Когда шинель распахнулась или хотя бы приоткрылась, то их эволюция тоже была разной. Я только обозначил направление потока, а у каждой струи была своя траектория.

Что же касается антикоммунизма Александра Яковлева в начале 1980-х годов, то он в "Сумерках" (2005) писал следующее:

"Начал я свою деятельность в высшем эшелоне власти в период Перестройки. Начал с принципиально ошибочной оценки исторической ситуации. Во мне ещё жила какая-то надежда на возможность сделать нечто разумное в рамках социалистического устройства. Лелеял миф, что Его Величество Здравый Смысл возьмет, в конечном счете, верх над немыслием и неразумием, что все зло идет от дурости и корысти номенклатуры.

Отсюда и возникла концепция "обновления" социализма. Мы, реформаторы 1985 года, пытались разрушить большевистскую церковь во имя истинной религии и истинного Иисуса, еще не сознавая, что и религия обновления была ложной, а наш Иисус фальшивым." (http://alexanderyakovlev.org/uf/Sumerki.pdf)

Походя замечу, что тут есть перезвоны с историей интеллектуальной эволюции (в первую очередь коммунистов и социалистов 1910-1940-х годов) в других странах, но это отдельная большая тема.
[User Picture]
From:erdferkel
Date:24.10.2015 21:52 (UTC)
(Link)
На мой взгляд, эгалитаризм здесь существенно важнее коллективизма, но это относится несколько к другому (к определению "левого"). Мой тезис в том, что Гефтер ни содержательно, ни формально не самоопределялся как "антикоммунист".

Насчет Яковлева - он был человек, скажем так, крайне и фундаментально неискренний. Так что приходится угадывать, "что у него там унутре было", по разным свидетельствам, и прежде всего - не по его собственным. Впечатление, что он уже в канадский период совсем "внутренне отложился", у меня сформировалось по воспоминаниям Ильи Земцова в первую очередь.
My Website Powered by LiveJournal.com