?

Log in

No account? Create an account
к вопросу об антисемитизме и.л. солоневича - Игорь Петров
18.05.2019
11:07

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
к вопросу об антисемитизме и.л. солоневича
Обсуждая в фб эту афишу, Г.А. Морев заметил, что сам по себе антисемитизм в среде борцов с советской властью не являлся чем-то исключительным и был широко распространен. Я согласился с этим утверждением, но тем не менее отметил, что современные биографы И.Л. Солоневича тему антисемитизма аккуратно обходят и происходит это не столько из-за содержания высказываний Ивана Лукьяновича, сколько из-за их тайминга.

Если в первых выпусках "Голоса России" взгляды Солоневича довольно близки к описанию в википедии (Иван Лукьянович никогда не был юдофобом, оправдывал революционность евреев антисемитизмом, всегда осуждал погромы и впоследствии осуждал "зоологический" антисемитизм, распространенный в правой среде), то после переезда в Германию и получения финансирования от министерства пропаганды тональность его высказываний заметно изменилась, они стали куда более резкими. Наконец, после войны, перебравшись в Южную Америку, он возвращается на "болгарские" позиции: глядя со стороны, описывает ужасы нацистского преследования евреев, а на Р.А. Абрамовича и других меньшевиков-евреев нападает лишь в рамках политической борьбы (как он ее понимал).

Теперь подкреплю свое обобщение конкретными цитатами.

Вот Солоневич "болгарского периода":
Не так давно я писал о том, что ежели никто в России от этой великой и безкровной не выиграл ни на копейку, то ни на копейку не выиграло и еврейство. Если в Наркоминделе, в Наркомвнешторге и прочих заведениях евреи составляют подавляющий процент, то приблизительно такой же подавляющий процент они составляют и среди тех, кого сейчас великая и безкровная ставит к стенке. Иностранная печать по этому поводу начинает говорить об антисемитизме Сталина. Это, конечно, вздор. Дело не в сталинском антисемитизме, а в том, что вся эта международная компания, большинство которой составляют евреи, зарвалась окончательно и что разделка идет с теми атаманами и подъатаманами, которые имеют наименьшую опору в массах, т.е. с евреями. Никакой еврей никакой опоры в русских массах иметь не может. Еврейские агитаторы в дореволюционной деревне и в предреволюционной армии еще могли производить некоторый эффект. Сейчас это невозможно абсолютно. Это, по существу, не есть народный антисемитизм. Это есть ощущение, которое я бы очень схематически сформулировал бы так: "не наш, не по нашему думает, опять заведет в болото".
Поэтому, когда я несколько возражаю против перегибов в еврейском вопросе, то я исхожу из вот этого самого национального ощущения: теперь уж нас не проведешь.

("Голос России", №35, 23.02.1937 С. 1)

А вот Солоневич "немецкого периода":
На всех наших путях — на всех решительно — нам придется бороться с еврейс[тв]ом. В нашей антибольшевицкой работе — с еврейством Кремля и Коминтерна и с еврейством мировой и нашей собственной печати, в которой за поэтическими "Андрей Седых" скрываются прозаические Цвибаки. В нашей национальной работе — с попытками всяких Рубинштейнов представительствовать наши интересы. В нашей культурной работе — с попытками заменить свод законов Талмудом и Марксом. В нашей экономической работе — с попытками захватить над нами власть, если не дубьем, так ружьем, — если не сталинскими пулеметами, то ротшильдовскими франками. Здесь просто на просто ничего не поделаешь: придется.[...]
На Палестину еврейство имеет такие же права, как Швеция на Петербург, как Англия на Нью-Йорк, как Польша на Берлин. В незапамятные времена пришли в обетованную страну, вырезали ее население, превратили ее в пустыню и две тысячи лет тому назад рассеялись по своей диаспоре. Любая "земская давность" давным-давно прошла. Но насилие, совершаемое евреями, — насилием, как известно, не является. Вопрос же о Палестине для нас имеет не только теоретическое значение. Он рано или поздно станет перед нами в таком, весьма практическом, аспекте: куда нам девать своих евреев? Ну, не всех, конечно. Не все три половиной миллиона. Но хотя бы тех, кто останется.

("Наша газета", №2, 26.10.1938, С. 1-2)

Статья в "Ангриффе", опубликованная уже после вторжения немецких войск в СССР, использует ходульный образ "еврейского комиссара":
Еврей, который расстреливает.
В своих довоенных статьях в "Ангриффе" я писал: "Никакие патриотические и национальные лозунги не смогут отвратить ненависть русского народа от его истинного врага - еврейского комиссара". Во время финно-русской войны двухсотмиллионная советская империя оказалась бессильной против маленькой и почти безоружной Финляндии. Враг мужика сидел не в Гельсингфорсе, он сидел в Москве. Ни этот мужик, ни русский рабочий ничего не знают о плутократах. Они не знают, что плутократия - ничто иное как стратегический ход правящего миром еврейства, они не знают, что еврейство держит человечество в клещах - из буржуазных миллиардов и пролетарской революции. Н е у д а с т с я о д н о, т а к в о з м о ж н о у д а с т с я д р у г о е. Но е в р е й с к и й к о м и с с а р, в распоряжении которого находятся танки и самолеты, который убивает и расстреливает, этого комиссара мужик знает очень хорошо, он знает его л и ч н о. Впечатление от этого личного знакомства не смоет никакая пропаганда. Для русских народных масс еврейский большевизм - это враг №1, давнишний враг, враг нации и враг Отечества. Русский народ сражается с этим врагом оружием и саботажем уже 23 года. Никакая ложь и никакие напоминания о Суворове не вытеснят запечатлевшуюся в народном сознании картинку еврейского комиссара, который в случае победы уничтожит не только мужика и рабочего, но и всех крестьян и рабочих в Европе. Русская пословица гласит: "Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься". Годы большевистского владычества были наполнены кровью и ложью, и сейчас для большевизма нет пути ни вперед, ни назад.

("Der Angriff", №159, 03.07.1941, S. 4)

И, наконец, Солоневич "аргентинского периода". Взгляд со стороны:
В Берлине в 1942 году два немецких СС[овца] — из русских немцев — в присутствии моем и ген. В.В. Бискупского написали, подписали и клятвенно заверили свои свидетельские показания об истреблении евреев в Польше. Потом они оба покончили самоубийством. Их показания вероятно погибли вместе с ген. Бискупским. Я не буду приводить их. Но там была такая сценка:
Несколько сот еврейских детей подлежали истреблению паром, довольно обычная в наш просвещенный век методика, утверждения истинной философии. Несколько необычный штрих в данной процедуре заключался в том, что температура пара была плохо рассчитана, и что детей сварили не слишком быстро. Да еще и в том, что в силу каких-то технических неполадок кое-кому из них удалось вырваться — их ловили и доваривали...

("Наша страна", №1, 18.09.1948, С. 1-2)

Политическая борьба:
Несколько менее очевидно утверждение, что Р. Абрамович и Ко разжигают антисемитизм. Однако, и это вовсе не так парадоксально, как кажется: Национальная Русская Армия будет все равно. Ее основной кадр — Власовское Движение. Меньшевики травят власовцев за их антисемитизм. Очень вероятно, что средний власовец, видя мелькание Р. Абрамовичей, воспринимает РСДРП как еврейскую партию и делает из этого соответствующие выводы. Антисемитизма же во Власовской Армии не было вообще никакого, хотя бы по одному тому, что Власовскую Армию интересовал вовсе не еврейский, а р у с с к и й вопрос. О реальном положении еврейского вопроса в гитлеровской Германии долгое время вообще никто ничего не знал и ген. Бискупский был первым человеком, который получил и распространил информацию о страшных истребительных лагерях для евреев. Но так как одновременно с этим лагерями были такие же лагеря и для русских [военнопленных] — и эти последние власовцам были известны по личному опыту, то для антисемитизма не было ни времени, ни почвы. Хотя, конечно, были кое-какие заявления в стиле гитлеровской фразеологии — ничего не поделаешь, на чьем возу едешь, тому песенку и пой. Но если меньшевики Р. Абрамовича ищут антисемитизм там, где его и вовсе не было, то почему власовцы не найдут семитизма там, где его, может быть, тоже нет?
("Наша страна", №87, 15.09.1951, С. 1-2)

Tags:

25 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:katmoor
Date:18.05.2019 09:20 (UTC)
(Link)
любопытно

что я вижу-взгляды Солоневича сильно не изменлись.

А вот обстановка в которой он их высказывал менялась очень сильно
[User Picture]
From:karlan12
Date:18.05.2019 11:12 (UTC)
(Link)
Вся творческая элита России состоит из евреев. При чем анмасс - евреев настроенных крайне русофобски. И эти евреи яляются детьми советской элиты сформировавшейся именно при Соввласти. Солоневич говорил очевидные вещи.
[User Picture]
From:difdufzariz
Date:19.05.2019 13:12 (UTC)
(Link)
При Солоневиче в СССР были евреи. Сейчас их почти не осталось. Фиктивные числа, которыми размахивают главы так называемых "еврейских общин" - всего лишь средство выбить еще немного бабла у наивных спонсоров.

Большинство людей с еврейскими фамилиями в московском бомонде и медиатусовке являются гоями по любым критериям. Еврейский дедушка не делает Артема Шейнина евреем.
[User Picture]
From:karlan12
Date:19.05.2019 13:42 (UTC)
(Link)
Весь кино-писатели-журналисто бомонд - евреи. По крайней мере в Мск.
[User Picture]
From:difdufzariz
Date:19.05.2019 14:09 (UTC)
(Link)
Десять потерянных колен, ага.
[User Picture]
From:karlan12
Date:19.05.2019 14:26 (UTC)
(Link)
Люди сами себя позиционируют как евреев. И подчеркнуто не любят русских.
[User Picture]
From:difdufzariz
Date:19.05.2019 14:49 (UTC)
(Link)
Кого из нас, евреев, волнует, как себя позиционируют эти гои? Хоть эльфами. Для нас они гои.
[User Picture]
From:chan_paisa
Date:19.05.2019 18:53 (UTC)
(Link)
вот сейчас Охлобыстин, Литвинова, Дзядки, Парфенов, Эрнст, Шахназаров и особенно экономический журналист Аскер-заде с развеянным в пепел румынским малороссом Доренко - с большим удивлением на вас посмотрели

а Соловьёв с Сатановским сардонически захохотали, попирая кандидата Собчакк с шахидом прогресса Илларионовым
[User Picture]
From:scabon
Date:18.05.2019 13:13 (UTC)
(Link)
Спасибо, интересные сопоставления.

Кстати, упоминание Абрамовича напомнило мне о том, что его соратники/соперники внутри РСДРП иногда обвиняли его в том, что он в своих статьях в русскоязычной прессе расставлял акценты одним образом, а в прессе на идиш другим образом. Тоже в некотором смысле пример применения принципа "на чьем возу едешь, тому песенку и пой", хотя и куда менее резко выраженный -- Абрамович, начинавший свою политическую карьеру в Бунде, собирал для РСДРП немалые суммы среди говоривших на идиш американских евреев.

Не сохранилось ли документов, повествующих о том, что Солоневич думал/говорил на эту тему частным образом?
[User Picture]
From:labas
Date:19.05.2019 07:23 (UTC)
(Link)
Насколько мне известно, послевоенный архив И.Л. Солоневича не попал в какой-либо публичный архив, российский или западный (довоенный архив, с его слов, погиб в конце войны). Поэтому в моем распоряжении почти нет его частной переписки. Не сохранилось таковой и в немецких архивах, или, по крайней мере, она не индексирована. С братом его в этом смысле ситуация чуть лучше.
У меня есть кое-какая переписка еще финских времен, но тогда их другие вещи занимали. Когда-нибудь опубликую.

Edited at 2019-05-19 10:39 am (UTC)
[User Picture]
From:scabon
Date:19.05.2019 12:32 (UTC)
(Link)
Спасибо.
From:its4real
Date:18.05.2019 18:16 (UTC)
(Link)
Все-таки финансирование - это большое дело
[User Picture]
From:scabon
Date:20.05.2019 15:44 (UTC)
(Link)
> Все-таки финансирование - это большое дело

Ну, как говорил коллега Абрамовича по Заграничной Делегации РСДРП Борис Николаевский, "Это политика!" Может быть, что в 1935-1936 годах, когда Солоневич публиковался у Милюкова в "Последних новостях", этот факт был стимулом не допускать отрицательных высказываний о евреях. И наоборот, когда он публиковался в поднацистской прессе в 1938+ году, этот факт мог побуждать его вставлять такие пассажи о евреях, которые он бы в другой обстановке опустил. Трудно судить, где там была настоящая эволюция его взглядов, а где подстраивание под читателя, под спонсора и т.д.

Я это по своему опыту хорошо знаю: содержание моих "политинформаций" в советские времена отражало как эволюцию моих личных взглядов, так и эволюцию рамок допустимого в пределах существовавшей тогда политической системы. Поэтому я и спросил, не сохранились ли свидетельства о частных взглядах Солоневича по этому поводу.
[User Picture]
From:laertan
Date:18.05.2019 19:19 (UTC)
(Link)
>>Антисемитизма же во Власовской Армии не было вообще никакого

Знакомая песня. В кулуарах Нюрнбергского трибунала Риббентроп и Геринг тоже рассказывали, что лично они - вообще ни разу не антисемиты. Главное - правильно выбрать время, чтобы об этом сообщить.
[User Picture]
From:chaource
Date:18.05.2019 20:08 (UTC)
(Link)
Я въ свое время внимательно читалъ книги И.Л. Солоневича "Россiя въ концлагерѣ" (нулевой антисемитизмъ, 1938) и Т.В. Солоневичъ "Записки совѣтской переводчицы. Три года въ берлинскомъ торгпредствѣ" (существенный антисемитизмъ, 1938). Вотъ тутъ видна большая разница и во взглядахъ, и въ подачѣ матерiала, причемъ опубликованы обѣ книги практически въ одно и то же время, въ Болгарiи.
[User Picture]
From:scabon
Date:19.05.2019 00:51 (UTC)
(Link)
"Россия в концлагере" печаталась ещё у Милюкова в "Последних новостях" с января 1935-го по март 1936-го года. 1938-й год это уже совсем другой период.
From:(Anonymous)
Date:19.05.2019 13:57 (UTC)
(Link)
Правильно ли я понимаю, что когда он пишет "этот комиссар знает мужика очень хорошо", по смыслу надо бы "этого комиссара мужик знает очень хорошо"?
[User Picture]
From:labas
Date:19.05.2019 14:04 (UTC)
(Link)
О!
Спасибо большое, это моя ошибка перевода действительно.
Правлю.
From:Sergey Shatalin
Date:19.05.2019 16:22 (UTC)
(Link)
Спасибо, про ножницы между ротшильдами и большевиками очень убедительно. Но, для своего времени только. Потому что те же ножницы между глобалистами и зелеными существуют до сих пор. Однако обе стороны относятся с неприязнью к национализму израильтян.
[User Picture]
From:scabon
Date:19.05.2019 17:11 (UTC)
(Link)
В данном случае Солоневич не был оригинален. То, что "плутократия - ничто иное как стратегический ход правящего миром еврейства" и что "еврейство держит человечество в клещах - из буржуазных миллиардов и пролетарской революции", было общим местом в нацистской пропаганде. Гитлер посвятил большую часть 11-й главы "Майн кампф" описанию того, как этот -- на первый взгляд странный -- альянс между миллиардерами и коммунистами, по его мнению, возник и в чём была его суть.

Правда, я бы тут отметил, что "еврейская" часть статьи в "Ангриффе" (https://labas.livejournal.com/1044378.html) стоит несколько особняком. Первая, бОльшая, часть статьи евреев вообще не упоминает. Только потом, под конец, Солоневич добавляет: "Кроме того нельзя упускать из виду, что в России живет прослойка в пять миллионов евреев. Они знают совершенно точно, что крушение большевизма станет их собственным крушением." И далее по тексту.

Возникает подозрение, что тут вмешался либо внутренний, либо внешний цензор, который напомнил Солоневичу о том -- как он потом писАл -- на "чьем возу" он ехал и кому "песенку" пел.
From:Sergey Shatalin
Date:19.05.2019 23:14 (UTC)
(Link)
Спасибо за напоминание, наверно я невнимательно изучал 11 главу.
[User Picture]
From:scabon
Date:20.05.2019 15:26 (UTC)
(Link)
> кое-кому и них удалось вырваться

"и них" = "из них"?
[User Picture]
From:labas
Date:20.05.2019 15:29 (UTC)
(Link)
Да, спасибо большое!
[User Picture]
From:fatangryopossum
Date:20.05.2019 21:44 (UTC)
(Link)
Спасибо. Показательная выборка, да.
А откуда взята эта страшилка про "сваренных на пару"? Что-то популярное и расхожее или просто "Остапа понесло"?
[User Picture]
From:labas
Date:21.05.2019 04:46 (UTC)
(Link)
Трудно сказать. М.б. творческое переосмысление душегубок.
My Website Powered by LiveJournal.com