Илл. 1. Запись беседы И.В. Сталина с премьер-министром Польского правительства Ст. Миколайчиком от 9 августа 1944 г. Источник.
"Советский капитан Калугин", парой дней ранее отправивший Сталину депешу с просьбой помочь повстанцам в Варшаве и впоследствии еще несколько дней фигурировавший в дипломатической переписке самого высокого ранга, на самом деле "советским капитаном" не был, а был капитаном власовским. Так как в окружении Власова было два капитана Калугина, ниже уточняются детали биографий обоих.
Начнем с более старшего, опираясь на его биографию, изложенную К.М. Александровым.
Михаил Алексеевич Калугин родился в 1894 г. Участник первой мировой войны, неоднократно ранен и награжден, закончил войну в звании поручика.
Илл. 2. Госпитальная карточка подпоручика М.А. Калугина, 1916 г. Источник.
В Красной армии с мая 1918 г., уволен в запас в 1922 г. В 1950 г. в мюнхенской газете "Набат" было опубликовано письмо генерала Платона Духопельникова, в котором Калугин обвинялся в том, что был чекистом, в частности начальником особого отдела Северо-Кавказского военного округа. К.М. Александров считает эту информацию оговором, следствием борьбы за влияние в эмигрантской среде.
Илл. 3. Отрывок из письма П.М. Духопельникова от 22.02.1950. "Набат", Мюнхен, N6, 01.10.1950.
Как бы то ни было, участвовал в финской войне в звании капитана. В этом же звании попал в плен в первые дни операции "Барбаросса"
Илл. 4. Карточка военнопленного М.А. Калугина. Источник.
Встречающие в сети предположения, что под именем М.А. Калугина в плен попал какой-то другой крупный чекист, таким образом подтверждения не находит. В офлаге 68 в Сувалках Калугин вместе с рядом других офицеров был в 1942 г. завербован для службы в антипартизанских частях, а именно в бригаде "Дружина" под командованием В.В. Гиля-Родионова. Однако, покинул бригаду до того, как она перешла на сторону партизан, перебрался в Берлин, где стал начальником личной канцелярии А.А. Власова. После создания КОНР перешел на службу в Управление Безопасности КОНР, где стал заместителем начальника, получив звание подполковника.
Одна из сотрудниц УБ дала ему такую характеристику:
Калугин человек вздорный, вспыльчивый. В обращении с подчиненными по временам груб, но быстро отходит и потом ходит с видом провинившегося. Очень любил, когда к нему обращались как к начальнику, хотя в последнее время он начальником уже не был. Был в близких отношениях с машинисткой своего отдела некой А.П.Соломиной, которую официально выдавал за свою племянницу. Женщина это была неграмотная, необразованная и глуповатая. Среди подчиненных было мнение что от Калугина можно добиться всего, разговаривая с ним почтительно и не попадаясь к нему на глаза во время дурного расположения духа. Калугин обладал способностью "разносить" подчиненных и даже офицеров в присутствии низших чинов и очень был подвержен влиянию Соломиной. Во время работы он мог ездить с нею по портным и т.д.
Мое мнение о нем как о человеке с не очень сильным характером и не очень знающем, поскольку в серьезных вопросах он всегда советовался с другими офицерами в частности с Тухольниковым и почти всегда делал так, как ему советовали другие.
Личные дела его были для него важнее долга, так например во время эвакуации из Берлина, он бросил вверенную ему группу людей и поехал за Соломиной.
Что же касается разведки как таковой, то это был целый ряд провалов, следовавших один за другим. Так например посланная через границу группа поручика Тулинова вернулась назад в половинном составе, да и те, которые вернулись, спаслись только благодаря тому, что Тулинов отклонился от выполнения данных ему предписаний и благодаря личной его находчивости.
В разговоре с поручиком Еленевым мне не раз приходилось слышать, что из людей посылаемых в разведку не возвращается более 70%.
После войны сначала легализовался под фамилией жены как Павел Соломин.
Илл. 5. Фотография "Павла Соломина", 1948 г.
Входил в руководство "Организации 8500", одной из протоорганизаций будущего BND, отвечал за контрразведку, впоследствии планировалось поручить ему разведку на территории СССР, но генерал П.В. Глазенап потерял доверие американцев и "Организация 8500" прекратила существование.
Илл. 6. План "Организации 8500" на 01.05.1948
В 1949 г. явился к германским властям с повинной, сообщив, что жил под ложной фамилией и снова стал Михаилом Калугиным, правда, теперь крестьянином из Белостока 1897 г.р., насильно депортированным в Германию. Умер в 1953 г. во время операции по поводу рака желудка.
Теперь о втором Калугине, о том, который оказался в августе 1944 г. в Варшаве.
Константин Калугин родился в 1908 г. В звании воентехника I ранга был помощником командира 1131 сп 337 сд по МТО. Попал в плен в конце мая 1942 г. на Харьковском направлении.
Илл. 7. К.А. Калугин в списке пропавших без вести командиров 6 армии. Источник.
В лагере пропагандистов РОА Дабендорф присоединился к подпольной группе полковника Бушманова. Советский агент "Дедушка" так его охарактеризовал в начале 1944 г.:
(«Дядя Костя»), бывший преподаватель института в Сталинграде, учился в академии механизации и моторизации РККА. Осторожный и
предусмотрительный. Последнее время работал в Люкенвальде в подготовительной школе РОА. Должен был в декабре уехать на фронт в Италию. Адрес затерян.
Илл. 8. Характеристика К.А. Калугина. Источник. Хотя имя в документе вымарано, нет сомнений, что речь идет о нем.
Однако вопреки предположению "Дедушки" К.А. Калугин в декабре 1943 г. не отправился в Италию. Вот как об этом рассказывал он сам, оказавшись в сентябре в расположении Первого Белорусского фронта:
О себе лично.
Калугин окончил два курса академии механизации и моторизации, до войны работал в должности начальника агитпропотдела одного из райкомов Сталинградской области. Во время войны в период боев за Харьков он имел звание капитана и выполнял обязанности начальника штаба стрелкового полка, попал в плен к немцам и был отправлен в Люблинский лагерь. Через некоторое время в числе большой партии военнопленных он был отправлен в лагерь военнопленных в район Берлина.
По прибытии в этот лагерь немцы начали отбирать добровольцев из числа русских военнопленных для укомплектования курсов пропагандистов для последующей работы (после окончания курсов) в русских Власовских формированиях и в лагерях русских военнопленных.
Отбор на курсы производился только добровольцев. Калугин в качестве добровольца записался на эти курсы и прослушал полный двухмесячный курс. Прослушанные лекции по всему курсу он тщательно записал и якобы отослал в Москву. [...] По окончании курсов Калугин работал пропагандистом и разъезжал по лагерям военнопленных. При посещении лагерей он, якобы, организовывал побеги военнопленных и формировал из них диверсионные и партизанские группы и отряды. Это ему якобы удавалось.
Последний раз, в июне 1944 года, он прибыл в город Люблин. Там завязал связи с Черным, который поставил ему задачу – перебраться в Варшаву и там работать по его заданиям. С этого времени Калугин и работал в Варшаве.
К.А. Калугин был приговорен к 10 годам заключения, вышел на свободу в 1955 г., работал инженером-строителем, реабилитирован в 1967 г., в 1985 г. награжден орденом Отечественной войны II степени. Согласно "Книге памяти Украины" умер 4 декабря 1996 г.