Сохрани страну от высших рас,
Потому что все твои заветы
Нарушает Гитлер чаще нас.
Автор этого четверостишия очень удивился бы, если бы узнал, что с точки зрения председателя комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре Е.А. Ямпольской он в публичном высказывании отождествляет цели, решения и действия советского руководства, командования и военнослужащих с целями, решениями и действиями нацистского руководства, командования и военнослужащих во время Второй мировой войны и подлежит законодательному запрещению. Но ничего не попишешь: отождествляет, а значит, подлежит.
Впрочем, если прочитать не газетные заголовки, а полную стенограмму вчерашнего заседания, то выяснится, что история в этой истории вообще ни при чем. Главной целью выступления Е.А. Ямпольской было снятие возрастных маркировок, используемых при продажах книг. Но, взглянув на стоящий на ее рабочем столе бюст Макиавелли, она поняла, что запрос на разрешение чего-нибудь необходимо скомпенсировать запросом на запрещение чего-нибудь, иначе можно запросто прослыть записным либералом. И так как всем известно, что В.В. Путин питает неодолимую тягу к истории второй мировой войны, то и объект запрещения сомнений не вызывал. Макиавелли, как видно из стенограммы, не подвел, что, впрочем, не делает идею Е.А. Ямпольской более осмысленной.
Во-первых, в качестве "собачьей чуши – наглой, бездоказательной, оскорбительной" была выбрана книга, которая имеет некоторое отношение к туалетной бумаге, а вот к истории не имеет совсем никакого отношения. Как намерена Е.А. Ямпольская препятствовать выходу беллетристики и массового чтива, в которых между делом производится неугодное ей отождествление? Неужели введением института Предварительной Цензуры, которая должна проматывать рулоны в поисках Запретного?
Во-вторых, запрет, который сформулирован в четырех придаточных предложениях так, что к концу формулировки уже забываешь, о чем речь в начале - не работает. Работают простые запреты: можно запретить блогерам писать об истории, можно запретить всех литераторов на букву "М", наконец, для удобства, можно просто запретить Гитлера. Все это будут запреты идиотские, но работающие. Запрет, зафиксированный стараниями И.А. Яровой (предшественницы Е.А. Ямпольской по аресомахии в Госдуме) в статье 3541 УК РФ - идиотский и не работающий. И сам приговор Нюрнбергского трибунала не является идеальной референцией (например, в отношении преступлений вермахта), и чтобы подвести дело под имеющуюся формулировку прокуратуре и суду приходится следовать пословице про закон и дышло (например, недавно в Перми осудили энтузиаста за загрузку фотографии А.А. Власова на сайт "Бессмертного полка" - поступок быть может неумный, но под статью 3541 УК РФ никак не попадающий). И в итоге мы приходим к уже имеющейся ситуации, когда Усть-Разлюлинский районный суд запрещает книгу Хью Тревор-Ропера за экстремизм, а В.В. Путин (который питает неодолимую тягу к истории второй мировой войны) тем не менее цитирует ее в своей статье.
Как гласит старинная китайская поговорка: путь по тысячам граблей начинается с первого шага. Но если расположить грабли по кругу, этот нюанс несколько скрадывается.