Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

найти полковника антонова

(в соавторстве с О. Бэйдой)

30 июня 1941 года в 20 км западнее Слонима на немецкую сторону перебежал полковник Георгий Антонов, назвавшийся сначала офицером связи танковых войск при 10 армии. Проводивший допрос Антонова капитан Хайнц ввиду важности одного из пунктов показаний попросил переводчика, зондерфюрера Херрмута, зафиксировать этот пункт на русском языке и дать Антонову расписаться.
Документ гласит:
30.6.41
XII Арм[ейский] Корпус Германской армии.
Полковник Красной армии Антонов, Георгий Ильич, Нач[альник] а[вто]б[роне]т[анкового] отдела 10-ой армии в Белостоке заявил при допросе:
22.6.41 г. (или 23.6.) у Белостока был сбит германский самолет. Летчик спасся на парашуте. После взятия в плен он был допрошен во втором отделе Штаба армии. По окончании допроса он был расстрелян.
30.6.41 [подпись] Антонов


15 июля 1941 года эта записка вместе с немецким переводом была направлена в военно-правовой отдел ОКВ, и дальше в подотдел по расследованию советских военных преступлений (приказ о сборе такого рода информации был отдан ОКВ 4 июля).
В начале сентября полковник Антонов вместе с 18 другими военнопленными был отобран в так называемую "15 серию". Они были приписаны к берлинскому лагерю III D и задействованы в пропагандистских мероприятиях, в том числе в качестве т.н. пленкоров для берлинской русскоязычной газеты "Клич". 21 сентября Антонов опубликовал в "Кличе" свою первую заметку ("Сталинский обман"), 12 октября вторую ("Причины победы Германии и поражения Советского Союза"). 6 ноября вышеупомянутый подотдел (WUSt) отправил запрос в бюро информации вермахта (WASt), где должны были собираться списки всех зарегистрированных пленных. 20 ноября бюро информации сообщило, что военнопленный полковник Георгий Антонов у них не зарегистрирован, однако, новые донесения поступают ежечасно, и они еще раз проверят списки через три недели. 30 ноября в "Кличе" был опубликован целый цикл заметок о впечатлениях военнопленных от экскурсии по Берлину, среди прочих и заметка Антонова. В тот же день в "гражданской" берлинской газете "Новое слово" (на тот момент главной русскоязычной газете оккупированной Европы) было напечатано объявление: "В/п АНТОНОВ Г.И. разыскивает жену Мокрину Ермолаевну и дочь Евгению, выехавших из Белостока, Велижа или Витебска. Писать в 'Н.С.' для № 4936". На тот момент бюро информации на Хоэнштауфенштрассе от Викторияштрассе, где содержались пленные 15 серии, отделяло шесть километров.

В начале декабря пленных 15 серии (их было уже около 50 человек) перевели в пригород Берлина Вульхайде. 3 февраля бюро информации сообщило, что полковника Антонова так и не удалось отыскать. Вскоре в Вульхайде был открыт спецлагерь для пропагандистов, Антонов стал одним из помощников немецкого куратора лагеря Георга фон дер Роппа. 11 марта кадровый отдел люфтваффе сообщил, что не сумел найти доказательства совершения преступления, о котором дал показания Антонов. 6 мая подотдел по расследованию преступлений снова запросил бюро информации с просьбой найти Антонова. Летом 1942 года Антонов опубликовал еще две заметки в "Кличе": "В лагере военнопленных" (он ездил подбирать курсантов для Вульхайде) и "Наши надежды на будущее". 5 сентября бюро информации представило в подотдел по расследованию преступлений список всех учтенных им Георгиев и Григориев Антоновых, таковых оказалось четыре, но все в рядовом звании. 15 января 1943 года подотдел сообщил, что эти четыре Антонова не подходят и попросил бюро еще раз проверить, не нашелся ли за это время Антонов-полковник. Примерно в это же время Антонов был переведен из Вульхайде в Дабендорф, где открылась школа пропагандистов РОА. 29 января бюро информации дало отрицательный ответ. Последняя пометка в деле датируется августом 1943 года: так как полковник Антонов к этому времени не нашелся, дело было сдано в архив.

Полковник Антонов впоследствии служил в ВС КОНР, избежал репатриации и жил в Мюнхене, где возглавлял послевоенную власовскую организацию СБОНР. Дочь Евгения, упоминавшаяся в объявлении, успела уехать в эвакуацию и затем выучилась на инженера-химика. Через нее в конце 50-х КГБ пытался выходить на Антонова (смысла в этом было немного, т.к. СБОНР утратил какое-либо политическое значение уже в середине 50-х).


Документ публикуется впервые. Фотография из книги О.И. Нуждина "Генералы и полковники РККА в плену в годы Великой Отечественной войны".
Tags: антонов г.и., документы: фрайбург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments