Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

к истории пленения подполковника б.а. пивенштейна

Вероятно, этот комплект документов был бы найден и раньше, но этому препятствовала ошибочная локализация места пленения, указанная в карточке военнопленного А. М. Круглова , бортстрелка Б.А. Пивенштейна [1].
Если бы он действительно был сбит в районе Краматорска (NB! под Краматорском нет села Плавное!), то сведения об этом должны были сохраниться в материалах 3 танковой дивизии вермахта, которая на тот момент стационировалась в Краматорске и соотв. 1 танковой армии, в которую она входила.
После того как по советским документам было установлено, что самолет Пивенштейна был сбит над Амвросиевкой (т.е. в 150 км к югу от Краматорска), стало ясно, что у летчика не было никаких шансов дотянуть до Краматорска и следовательно информацию о его пленении следует искать южнее. Так и случилось: документы были найдены в материалах XVII армейского корпуса (6 армия) и входившей в нее 294 пехотной дивизии.

На прилагаемой карте обозначены ключевые точки несчастливой операции 74 гвардейского штурмового авиаполка. Раньше полк назывался 504 штурмовой авиаполк, в конце марта 1943 г. он был переименован. Пивенштейн был переведен в него в январе 1943 г., с понижением в должности, раньше он был командиром 503 штурмового авиаполка, в 504 штурмовом авиаполку он стал лишь командиром эскадрильи. Командиром полка был назначен полковник Ф.З. Болдырихин. Хотя характеристика Пивеншиейна, составленная в октябре 1942 года, вполне комплиментарна: "пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава, дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным, инициативен и энергичен... Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической Родины предан" [2], 20 ноября 1942 года в начале операции "Уран" один из летчиков 503 штурмового авиаполка атаковал собственные войска, что вызвало крайнее недовольство командования 8 воздушной армии и привело к снятию Пивенштейна с должности командира полка. [3]

На утро 27 апреля был запланирован первый вылет 74 гв. шап на боевое задание с аэродрома Сельмаш в Ростове (100 км к юго-востоку от нижней правой оконечности карты). Двум группам по 6 самолетов Ил-2 в каждой была поставлена задача уничтожить железнодорожные эшелоны на станции Успенская (обозначена на карте цифрой 1). Каждой шестерке для прикрытия были приданы 7 истребителей Як-1 [4]. Зам командира эскадрильи Хикматулин и его шестерка задание выполнили [5](капитан Хикматулин погиб месяцем позже, 27 мая 1943 года [6]). Подполковник Пивенштейн не опознал цель, ушел существенно западнее в немецкий тыл и двумя заходами бомбардировал станцию Войково (обозначена на карте цифрой 2). На обратном пути над Амвросиевкой (обозначена на карте цифрой 3) шестерка Пивенштейна и ее сопровождение подверглись атаке двух или трех самолетов Messerschmitt-109 и как минимум четырех самолетов Focke-Wulf-190. В дополнение к этому велся зенитный огонь с земли. Группа раскололась на две части: четверка самолетов успешно вернулась на свою территорию, два самолета - подполковника Пивенштейна и младшего лейтенанта Пруцкова -были подбиты. По сообщениям вернувшихся летчиков самолет Пруцкова упал, а самолет Пивенштейна шел курсом 90°, т.е. на восток. По первоначальному донесению самолет не дотянул до своей территории, в журнал боевых действий был внесен более оптимистичный вариант: "предположительно перетянул на свою территорию". Кроме того, защищая самолет командира 85 гв. ИАП Залесского (майор Залесский не вернулся с задания через полгода, в декабре 1943 [7]), младший лейтенант Голюк на самолете Як-1 совершил таран, отрубив правую плоскость немецкого истребителя, после чего выбросился с парашютом [8].

Самолет Пруцкова был вынужден сесть в районе Большого Мешкова (обозначено на карте цифрой 4), экипаж был немедленно пойман и допрошен в тот же день [9]. Тот же документ дает иную картину боя советских и немецких истребителей: самолет Голюка также был вынужден сесть к востоку от Степановки (обозначена на карте цифрой 5), о немецких потерях упоминаний нет. Голюк был допрошен на следующий день [10]. Пивенштейну и раненому в воздушном бою Круглову в отличие от других летчиков удалось избежать пленения сразу после посадки. Они приземлились между Степановкой и Кутейниково (место обозначено на карте цифрой 6) и попытались пробраться к линии фронта. В ночь на 30 апреля (т.е. через два с половиной дня после посадки) они были схвачены в районе Ново-Александровский (место обозначено на карте цифрой 7) [11], после чего Пивенштейн был допрошен [12].




[1] Карточка лейтенанта А.М. Круглова. ЦАМО РФ, картотека военнопленных офицеров. Цит. по ОБД "Мемориал".
[2] ЦАМО РФ. Ф. 22739. Оп. 143537сс. Д. 1. Л. 25. Здесь и далее советские документы цит. по БД "Память народа".
[3] ЦАМО РФ. Ф. 346. Оп. 5755. Д. 26. Л. 314. Благодарю В.Ю. Цуркан за любезное указание на источник.
[4] ЦАМО РФ. Ф. 22185. Оп. 214767c. Д. 1. Л. 2. Немецкие наблюдатели 294 пд зафиксировали около 30 самолетов, см. Ic Zwischenmeldung 294 ID. vom 27.04.1943, NARA T315 Roll 1948.
[5] ЦАМО РФ. Ф. 20002. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
[6] ЦАМО РФ. Ф. 20002. Оп. 2. Д. 10. Л. 2.
[7] ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 61.
[8] ЦАМО РФ. Ф. 20036. Оп. 1. Д. 24. Л. 270.
[9] Ic Meldung XVII AK vom 27.04.1943, NARA T314 Roll 585 Frame 1075
[10] Ic Meldung XVII AK vom 28.04.1943, NARA T314 Roll 585 Frame 1078
[11] Ic Zwischenmeldung 294 ID. vom 30.04.1943, NARA T315 Roll 1948.
[12] Vernehmungsbericht №77 294 ID vom 30.04.1943, NARA T315 Roll 1948.

Публикация И. Петрова. При цитировании или републикации ссылка на источник обязательна.
Если какое-то издание заинтересовано в публикации полного комплекта документов, включая протокол допроса - напишите.
Subscribe

  • последняя запись в блоге

    Я вел этот блог 21 год и менялся вместе с ним. Он начинался как дневник нового эмигранта, продолжался как коллекция баек и насмешливых заметок об…

  • текст от 27.02.

    катастрофа Решение, принятое президентом РФ в ночь с 23 на 24 февраля, изменило ход истории. Если раньше он сам называл крупнейшей геополитической…

  • довоенная публикация

    Самолет Файнштейна совершил вынужденную посадку в поселке Новый Свет (это юго-западная окраина Краматорска), после того как пехота открыла по нему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • последняя запись в блоге

    Я вел этот блог 21 год и менялся вместе с ним. Он начинался как дневник нового эмигранта, продолжался как коллекция баек и насмешливых заметок об…

  • текст от 27.02.

    катастрофа Решение, принятое президентом РФ в ночь с 23 на 24 февраля, изменило ход истории. Если раньше он сам называл крупнейшей геополитической…

  • довоенная публикация

    Самолет Файнштейна совершил вынужденную посадку в поселке Новый Свет (это юго-западная окраина Краматорска), после того как пехота открыла по нему…