May 10th, 2012

l

по поводу дневника л.осиповой

Подозрения были и раньше (анахронизмы в тексте), но вот О.В.Будницкий говорит уверенно:

Олег Будницкий: Вот те люди, которые ждали сознательно нацистов и которые об этом сами писали. Например, знаменитый дневник с вызывающим названием "Дневник коллаборантки". Лидии Осиповой (она же, как мы знаем, Олимпиада Полякова). Там вообще написано, что "падают немецкие бомбы, но бомбы-то освободительные". Обалдеть! Извините за не академический стиль, но когда я это прочел... Но она, подчеркиваю, очень скоро напишет, что нацисты - они такие-сякие. Но дневник, конечно, относительный: я этот текст проанализировал и берусь утверждать, что это не дневник, это форма дневника. Точнее, там в основе - дневниковые записи, конечно, но он здорово литературно обработан и переструктурирован. Я готовлю научное издание этого текста и пытаюсь это в предисловии показать. Там есть некоторые признаки, которые отчетливо показывают, что некоторые фрагменты дневника написаны задним числом, тем паче, что даже по содержанию уж такая она смелая, так она там критикует нацистов и, якобы, все это записывает.
Есть некоторые нестыковочки чисто логически, но, кроме логики, есть еще и чисто текстологические и фактологические наблюдения. И она довольно скоро начинает этих нацистов ненавидеть почти так же, как большевиков, но потом пишет, что большевики все равно хуже.


Также обрадовало, что Олег Витальевич читает мой блог.
Collapse )
l

симпатизирует либертарианцам

А вот писателю А.П.Никонову перед Днем Победы жутко захотелось вспомнить про "зверства нашихдедов в Германии"

Чтобы далеко не ходить, писатель взял мою статью про Неммерсдорф, надрал оттуда цитат пострашнее, а чтобы я не переживал, сослался на меня так:
Наши красные совьетико-патриото очень не любят упоминания Немерсдорфа. Они обзывают его "геббельсовской пропагандой", предпринимались неоднократные попытки уменьшить число замученных советскими солдатами людей. Но даже историк Игорь Петров, который изо всех сил пытается обелить советских, пишет в книге "Неммерсдорф: между правдой и пропагандой" : "Скажу сразу: имеющиеся на данный момент материалы практически не позволяют усомниться в том, что убийство гражданских лиц в Неммерсдорфе — дело рук солдат и офицеров Красной Армии."

При этом ссылку на полный текст моей статьи писатель Никонов по забывчивости не поставил. Так что проверить, действительно ли я "изо всех сил пытаюсь обелить советских", а также прочитать обсуждение аутентичности приведенных писателем свидетельств, читатель не может.
Мою робкую просьбу дополнить свое произведение ссылкой на оригинал, писатель Никонов гордо проигнорировал.

Как сообщает нам Википедия, писатель придерживается праволиберальных и трансгуманистических взглядов, симпатизирует либертарианцам.
Но с каких пор искажение смысла и недобросовестное цитирование является праволиберальным и трансгуманистическим методом полемики?! Пфуй.
l

снайперам верят на слово

Заметил, что в соседней записи писатель Никонов накопипастил "Отрывок из автобиографии Йозефа Оллерберга "Немецкий снайпер на восточном фронте".

Когда-то я начал с этим разбираться, но не довел до конца. Тем не менее несколько замечаний:
1. Никакого Йозефа Оллерберга, конечно, никогда не существовало, существовал Йозеф Аллербергер. Ренэйминг - это шутки Яузы.

2. Никакой автобиографии Йозеф Аллербергер никогда не писал. Книгу, "основанную на интервью" с Аллербергером, написал специалист по стрелковому оружию Альбрехт Ваккер. Какая часть нарратива действительно принадлежит Аллербергеру - вопрос открытый, историками не обсуждавшийся.
Книга эта издавалась на немецком ("Im Auge des Jägers") и английском ("Sniper on the Eastern Front:") языках, в ранних редакциях Аллербергер по загадочным причинам скрывался под псевдонимом "Франц Карнер". Смешно, что русская википедия на полном серьезе излагает биографию Аллербергера по книге Ваккера.

3. Снайпер Аллербергер действительно существовал. Он жил под Зальцбургом, и фигурирует, в частности, в интервью, напечатанном в австрийском военном журнале Truppendienst в 1967(?)г. К сожалению, до оригинала интервью я не добрался, по сети бродит его английский перевод. По всей видимости, оттуда он перекочевал и в книгу Peter Senich "The German Sniper: 1914-1945" (1982)

4. К содержанию книги Ваккера на специализированных форумах возникли некоторые вопросы. От себя добавлю, что изложенная в ней история о награждении Аллербергера рыцарским крестом, документы на который потом "потерялись", тоже вызывает сомнения. К примеру, с документами на другого снайпера (тоже фигурирующего в интервью Truppendienst) М.Хетценауэра все в порядке (Die Ritterkreuzträger der Deutschen Wehrmacht, Teil 6: Die Gebirgstruppe, Bd.1, стр.305-308). Комплект документов включает представление командира дивизии генерал-лейтенанта Клатта от 10.03.45, резолюцию генерал-лейтенанта Ле Суира от 16.03.45 и собственно документ о вручении ордена от 17.04.45. Замечу, что в указанном выше справочнике есть и более поздние датировки. Например, у капитана Макса Хохляйтнера "05.05.1945. Под Оломоуцем. Представление генерал-фельдмаршалом Шернером к рыцарскому кресту с записью непосредственно в воинскую книжку. Награда будет выдана позже."
В истории Аллербергера с участием того же Шернера все ровно наоборот: орден якобы вручен, а ни одного документа почему-то не сохранилось.

5. В интернете, в том числе в википедии бродят какие-то умопомрачительные списки "самых успешных снайперов ВМВ", где цифры относительно Хетценауэра и Аллербергера базируются, вероятно, все на том же интервью Truppendienst. Согласно им, у первого 345 убитых, у второго - 257. Между тем, даже в книге Ваккера сказано нечто совершенно иное:
В выпуске от 25 апреля 1945 года был помещен следующий материал: "Наши горные стрелки в качестве снайперов. Снайперы горнострелкового полка, ведя оборонительные бои на территории Чехии, достигли чрезвычайно высоких результатов стрельбы... Младший капрал Йозеф Оллерберг... уничтожил 2 апреля двадцать одного советского бойца, в результате чего на его снайперском счету сегодня сто истребленных противников. Младший капрал Хетценауэр... доложил о двухсотом уничтоженном им вражеском бойце 3 апреля. Он самый успешный снайпер дивизии".
Цифра, названная Хетценауэром, коррелирует с данными из представления его к награждению рыцарским крестом от 10.03 ("С 01.09.1944 по 10.03.1945 у него 172 подтвержденных поражения противника"). А вот с "345 убитых", о которых говорит википедия, не коррелирует.

Ну то есть пока фанфики распространяется по форумам юных снайперов, я не вижу в этом ничего плохого, но когда их всерьез начинают цитировать как исторический документ, тут, конечно, уместны определенные возражения.