Русские, несомненно, идут. Куда не знаю, но в сети дешевых супермаркетов "Penny Markt" появились в продаже натуральные блины. Замаскированные под названием "Pfannkuchen", тем не менее, они полностью соответствуют гастрономическим эталонам и хорошо потребляются с вареньем, со сметаной и с икрой под водку.
Показателен факт, что товар вброшен в сектор, ориентированный на людей небогатых и бережливых.
Меня давно удивляло дикое количество т.н. "русских магазинов". В одном Бремене их уже около 30 и 5, кажется, оптовых баз. Все владельцы, если их спросить, как дела, рыдают навзрыд, но не сдаются и мужественно несут знамя конкуренции в светлое в полоску будущее.
Между тем ежу понятно, что те, кто не использует магазин в качестве библиотеки, видеопроката или места, где можно почесать родной язык, гораздо охотнее (особенно если б цены из-за опта были ниже) покупали бы такие же точно продукты в больших супермаркетах.
Однако, первая попытка, предпринятая сетью "Real" (наш районный, кстати, вполне русифицирован, половина кассирш и три четверти грузчиков - русские, в пекарне тоже слышна русская речь. Единственное, что на табличках у кассирш написаны какие-то совсем уж дремучие немецкие фамилии, но это, наверно, психологический трюк, чтоб не отпугивать покупателей-патриотов, никто ж с паспортом не будет сличать) позорно провалилась.
Был открыт целый русский отдел. Но от взгляда на его ассортимент волосы вставали, как партактив под звуки "Интернационала".
Кислотно-розового цвета колбаса, окорок, мило желтеющий сплошным салом, сосиски, свернувшиеся от ужаса в колечко, печенье "30 лет без урожая" и крупнокалиберные огурцы, рассаженные по три в трехлитровые банки. Причем мясные полуфабрикаты были расфасованы минимум килограммовыми кусками, в ожидании, видимо, Робина Бобиновича Барабекова, голодного русского эмигранта.
Ларчик наверняка открывался просто. Кто-то в менеджменте "Real"а получил скромный конвертик с марками не снаружи, а внутри, и закрыл глаза на то, что под видом благого начинания по привлечению русских клиентов магазины были по уши затоварены неликвидами дружественной оптовой базы.
Действующие лица остались довольны, а то, что идея прогорела, списали на "загадочный русский менталитет".