Города, имевшие в прошлом военно-стратегическое значение, отличить на Мальте от городов, оного значения не имевших, не представляет сложности даже для нетрезвого туриста. Первые расположены на возвышенностях и полуостровах и окружены настоящими крепостными стенами. Снизу или с моря все это выглядит очень впечатляюще. Так и представляешь османов, карабкающихся, как тараканы по этим стенам, а сверху разгневанные домохозяйки встречают их оплеухами и кипящим маслом.
Самый старый и знаменитый из мальтийских городов - Мдина - стоит на пригорке почти в самом центре острова.
Поселение на этом месте основали еще финикийцы, в римляне сделали его главным городом провинции. Именно там жил консул Публий (ныне одноименный святой), которого апостол Павел обратил в христианство (страсть упомянутого апостола обращать в христианство незнакомых, посторонних, в сущности, людей меня всегда несказанно раздражала).
Римлян сменили арабы, арабов - граф Роже Норманнский, графа Роже - последующие проходимцы, но Мдина оставалась до шестнадцатого века столицей Мальты.
И лишь рыцари-иоанниты, любители морского воздуха и парусного флота, построили Валлетту и перенесли столицу туда. Мдина при этом получила какую-то формальную автономию, но в 1693 почти полностью была разрушена землетрясением и восстановлена уже при помощи рыцарей. Последнюю яркую страницу в свою летопись Мдина вписала во время недолгого правления Наполеона Б. Гогочущая французская солдатня ворвалась в местный монастырь кармелиток, распущенно сверкая глазами.
Народ немедленно поднял восстание против захватчиков и даже скинул нежантильного французского генерала с ближайшего балкона.
Увы, балконы в Мдине не отличаются высотой, генерал встал, почистился и обиженно похромал жаловаться Наполеону.
Сейчас в Мдине проживает всего 400 человек, жить здесь престижно, но не слишком удобно, приходится мириться со средневековым понятием об удобствах и толпами туристов, самозабвенно штурмующих и без того узкие улочки этого так называемого "тихого города".