восточный базар в медине
Не особенно отличаясь от штампов, поставляемых в комплекте с сознанием Белого Человека (живописно, пышно, шумно, толпливо, а отойди чуть в сторону от торгового маршрута - тишина, глухие арабские стены, на булыжнике греется кошка, по ребрам которой можно прочитать историю всей ее жизни, а рядом в луже туберкулез харкает в дизентерию), в.б. все-таки производит впечатление. Торговцы стараются понять, на каком языке ты говоришь со своим спутником, и этот факт биографии моментально становится известен всей медине, из лавки в лавку тебя приветствуют криками: "Пасматри! Пасматри!", "Двадинар! Двадинар!" или "Задарам! Задарам!" (информация передается акустически, вниз по течению, последующие торговцы слушают, что кричат предыдущие).
Отношение туриста к в.б. проходит три основных стадии.
Сперва он шугается, ему кажется, что стоит поддаться на уговоры продавца и зайти в глубины лавки, как он будет одурачен, ограблен, поруган, колесован, расчленен и распят под табличкой "христианской собаке - христианская смерть". Если торговец в знак будущей дружбы кладет ему руку на плечо, турист визжит "неееееееееееееет" и отпрыгивает в сторону так ретиво, что сшибает с ног лавочника, сидящего напротив и до кучи еще нескольких попавшихся под горячую ногу прохожих.
Потом он несколько приноравливается и даже решается заходить в отдельные лавочки, после чего неожиданно обнаруживает, что всё так бросавшееся в глаза восточное разнообразие - миф, во всех лавках продается примерно одна и та же сувенирно-попсовая мура, произведенная на местной Малой Арнаутской улице.
На третьем этапе турист, доведенный непрерывными "Задарами" и "Двадинарами" до белого с прожилками каления наносит ответный удар.
Я, к примеру, начинал разговаривать с продавцами по-русски. Понятно, что их словарный запас иссякал на 15-й примерно секунде нашего общения, но меня это совершенно не смущало, я продолжал свой пламенный монолог, щедро уснащая его метафорами и цитатами из литературных произведений.
Все это живо напоминало незабвенную переписку
Это, кстати, высшая похвала, которую может услышать русская христианская собака из уст тунисского торговца.
Коронный же номер такой (не рекомендуется людям, бегающим стометровку медленнее 13 секунд): надо зайти в лавку и быстро найти самый ценный с точки зрения владельца товар (типа шахмат из фальшивой слоновой кости) и долго пялиться на него, качая головой в немом восхищении. Потом начать цокать языком. Тут обычно прибегает хозяин и принимается подцокивать. Потом он рассказывает про то, как это произведение искусства лишь чудом не попало на аукцион Сотби и что разве нимфа тудыеевкачель кисть дает. Тут надо кивать и поддакивать, не отрывая глаз от предмета вожделения.
Когда хозяин выдохнется, надо медленно, как бы преодолевая магнетизм Драгоценности, повернуть к нему голову и сказать со всей искренностью и убедительностью, на которую вы способны: "Один динар".
Сперва лавочнику кажется, что он ослышался, поэтому важно не отводить взгляд и не убегать сразу. В случае необходимости можно повторить торговое предложение.
Когда до лавочника окончательно доходит смысл сказанного вами, он становится похож на сломанный телевизор: теряет дар речи, шипит, булькает, а по его лицу бегут разноцветные полосы.
Когда они приблизятся к инфракрасной части спектра, самое время начинать прощаться.