Кстати, одним из первых словосочетание "многовековое рабство" в столь неполюбившемся мазопатриотам контексте употребил Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" в 1877 году.
Несмотря на все пороки народа и многие смердящие привычки его, он [Пушкин] сумел различить великую суть его духа тогда, когда никто почти так не смотрел на народ, и принял эту суть народную в свою душу как свой идеал. И это тогда, когда самые наиболее гуманные и европейски развитые любители народа русского сожалели откровенно, что народ наш столь низок, что никак не может подняться до парижской уличной толпы. В сущности эти любители всегда презирали народ. Они верили, главное, что он раб. Рабством же извиняли падение его, но раба не могли ведь любить, раб все-таки был отвратителен. Пушкин первый объявил, что русский человек не раб и никогда не был им, несмотря на многовековое рабство. Было рабство, но не было рабов (в целом, конечно, в общем, не в частных исключениях) - вот тезис Пушкина. Он даже по виду, по походке русского мужика заключал, что это не раб и не может быть рабом (хотя и состоит в рабстве), - черта, свидетельствующая в Пушкине о глубокой непосредственной любви к народу.
Также небольшая выборка из Даля:
ОБЕЛЬНЫЙ - обращенный в рабство, купленный, крепостной, стар. холоп; обел, в Правде Русской, крепостной холоп: Иже закупный человек бежит от господаря, то обел, обращается в рабы, холопы.
ПОДВЛАДНЫЙ - подвластный кому, подначальный, подчиненный; под чьим веденьем состоящий; подданный; крепостной, раб.
РАБ - невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его.
ХОЛОП - крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб.