Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

die Flucht, впечатления от


Канал arte подсуетился и показал фильм на два дня раньше официально объявленной премьеры на ARD.
Немецких авторов, снимающих фильмы о Второй Мировой, можно уподобить саперам: права на ошибку они не имеют. Шаг вправо - и на них навесят антисемитизм, реваншизм и глорификацию нацизма, шаг влево - и обвинят в искажении исторической правды и замалчивании страданий собственного народа.
Такой автор больше всего похож на человека, на которого падает плотно уставленный хрусталем и фарфором сервант. Автор катается на полу и с ловкостью фокусника ловит низвергающиеся на него чашки и стаканчики, спасая их от верной гибели. Вот, казалось бы, сейчас это блюдце разлетится на мелкие осколки... ан нет, тренированная рука перехватывает его в считанных сантиметрах от пола.

Соответственно, при просмотре фильма зритель тоже следит скорее за судьбой стаканчиков, а не за сюжетом. Да и что в нем может быть нового, в сюжете? Их во всей-то мировой литературе от силы штук пять, и это, кажется, номер третий. Несмотря на все усилия классиков количество сторон в любовном треугольнике остается константой.
Поэтому о сюжете я больше не буду, буду о чашечках. Сначала о тех, что автор поймал.
- эсэсовцы в фильме плохие
- бонзы НСДАП тоже плохие (ну это, ясно, обязательная программа, типа "школы" в одиночном фигурном катании)
- вермахт присутствует какими-то клочками, и в целом, даже нельзя сказать, что он плохой. Он какой-то мерцающе-тающий. Боев, по крайней мере, он не ведет. Русские разъезжают по Восточной Пруссии на танках, что твои туристы на джипах по Сахаре. Изредка видят вдали верблюда, набрасываются на него и деловито... впрочем, об этом ниже. О преступлениях вермахта (мол, они расстреливали на оккупированных территориях стариков, женщин, детей и евреев) один из главных героев коротко упоминает. Ergo, чашка поймана.
- так называемые Mitläufer (попутчики) опять-таки плохие. "Я ведь только выполнял приказы!" - восклицает главный герой. "Да, но именно на таких послушных и исполнительных, как ты, и держалась нацистское государство", - клеймит его бывшая невеста.
- те, кому нацистская пропаганда запудрила мозги, тоже плохие. Маленький фольксштурмовец-стукач - самый, практически, отвратительный персонаж фильма. То, что его оставили в живых, несказанно возвысило режиссера в моих глазах. Единственный сюжетный ход, который я не предугадал.
- советские солдаты, конечно же, тоже плохие. Но, по крайней мере, они не настолько в центре повествования, как можно было ожидать, исходя, к примеру, из этой публикации (что заставляет отнести ее в разряд предпремьерного пиара). В-основном, красноармейцы работают Фредди Крюгером, т.е. пугают зрителя, пребывая за кадром. Оба эпизода с их участием длятся в общей сложности минуты три (и это в трехчасовом фильме).
Первой эпизод в точности слизан с американского боевика категории B - шаблон "полицейские захватывают здание". То, что герои при этом одеты в фуфайки и кричат "йоптваюмать" не делает действо более достоверным. В этом эпизоде от их рук погибает старый дворецкий.
Во втором эпизоде солдаты врываются в деревенскую избу и насилуют двух немолодых женщин, а одну из них убивают. Причем первым в очереди оказывается комиссар с то ли грузинскими, то ли семитскими чертами лица. Потом солдаты выпивают "За победу", один, дойдя до кондиции, начинает палить из автомата, и его тут же расстреливают у ближайшего забора. После чего вся честная компания грузится в танк и покидает голубой экран.
- полноте, если все плохие, то кто же хороший? - спросите вы. Простые люди: немцы, французы, русские, поляки. Они - положительные герои фильма.

Теперь о двух чашечках, которые все же разбились.
- оба "хороших" русских, Николай в первой серии и Алексей во второй - военнопленные. Посыл автора очевиден, это, мол, не русские сами по себе такие звери, это их натравили командиры, политруки и прочие коммунисты. Так-то оно так, но если бы все красноармейцы последовали примеру положительных Николая и Алексея, боюсь, с одолением нацизма пришлось бы повременить. Уж не говоря о том, сколько пленных Николаев и Алексеев вообще не дожило до 1945 года.
- "хорошие" восточно-прусские немцы, на самом деле, являлись прямыми пособниками введенных нацистами феодально (польские батраки) -рабовладельческих (русские и французские пленные) порядков. Фактически они использовали рабский труд и наживались на этом. Более того, считали ситуацию само собой разумеющейся (это особенно бросается в глаза при чтении документов того периода, к примеру "я, мой муж, наши дети, моя мать и десять наших польских работников с их женами и детьми выехали..."). Разумеется, это не значит, что цена, заплаченная многими остпруссаками в 1945 г., является расплатой за, тем более, что бедные жители, у которых не было ни батраков, ни гужевого транспорта, зачастую пострадали гораздо сильнее, чем успевшие убежать богатые. Однако показательно, что сам факт рабовладельчества с точки зрения авторов фильма на оценке героев зрителем сказываться не должен.

Это о фильме. А еще я, наконец, постараюсь в ближайшем будущем начать публиковать материалы по схожей теме, над которой бьюсь уже больше года. Тема страшная, и, увы, славы Советской Армии не прибавившая: Неммерсдорф.
Subscribe

  • гугльбукс починился!

    Как сообщил ночью qvisq, гугльбукс починился. Я проверил, вроде бы да, запрос на имена собственные и последовательность слов работают.…

  • google books: что произошло и что делать?

    1. Что такое Google Books? Google Books (books.google.com) - предоставляемый компанией Google сервис полнотекстового поиска по (предварительно…

  • ура!

    Усилиями энтузиастов, в первую очередь, kukutz восстановлен поиск по старым (до октября 2015 г.) архивам жж. https://ljsear.ch/ P.S.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments