Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

Легенда об Антарктиде.


Что общего между знаменитым голливудским фильмом 1937 г. «Дик Трейси» и операцией американского флота 1947 г. Highjump? Ответ очевидный: фамилия главных действующих лиц. Дика Трейси играл Ральф Берд. Американскую эскадру возглавлял адмирал Ричард Берд. Ответ неочевидный: Ли Ван Атта. Сыграв в конце 30-х множество детских ролей в фильмах и сериалах (в том числе роль Джуниора в «Дике Трейси»), он завязал с кинематографом и ушел в журналистику. Во время войны Ли Ван Атта (которому тогда едва исполнилось 20) возглавлял австралийскую редакцию International News Service (в 1958 г. это новостное агенство слилось с United Press и ныне известно нам, как UPI), публиковал репортажи с тихоокеанского театра военных действий (см., к примеру, Ли Ван Атта, с Новой Гвинеи) и даже лично участвовал в рейде на Рабаул в ноябре 1943 г. (см. Ли Ван Атта, с борта бомбардировщика).

Нет ничего удивительного в том, что именно он вошел в число корреспондентов, которым было поручено сопровождать эскадру адмирала Берда к берегам Антарктиды. Но ни один из его репортажей на английском языке никогда не вызывал и сотой доли того интереса, которым уже более шестидесяти лет овеяна загадочная публикация чилийской газеты „El Mercurio“ от 5 марта 1947 г. На цитируемых в корреспонденции высказываниях адмирала Берда выросла и (стараниями наивных адептов и практичных шарлатанов) расцвела буйным цветом одна из самых эффектных конспирологических теорий нашего времени – легенда о нацистах, сбежавших в Антарктиду после падения Берлина.
Впрочем, если присмотреться внимательнее, то все конспирологические построения рассыпаются как карточный домик.

Канадские ученые – Колин Саммерхейс и Питер Бичинг – весьма скрупулезно проанализировали как сам миф, так и историю его возникновения, и опубликовали результаты своих исследований в научном журнале Polar Record.

В отличие от другой городской легенды – о «немецких летающих тарелках» - которая была целиком и полностью выдумана 30-40 лет назад, в основе антарктического мифа лежат реальные факты. Сам миф является плодом их ложной интерпретации, попыток увидеть «скрытые» связи между независимыми событиями, ну и, конечно, добавленного уже конспирологами толстого слоя маргинальных фальшивок, умолчаний и вранья, под которым эти факты ныне погребены.

1. Действительно, 17 декабря 1938 года немецкое судно Швабенланд под командой исследователя Арктики капитана Ритше отправилось из Гамбурга к Антарктиде. 19 января оно достигло Земли Королевы Мод и курсировало вдоль ее берегов около месяца. Пилоты взлетавших с палубы Швабенланда самолетов фотографировали и картографировали местность с воздуха. Один из них обнаружил неподалеку от побережья свободную ото льда область площадью около 30 кв. км. (впоследствии названную в его честь оазисом Ширмахера), в которой располагалось несколько незамерзших озер. О природе этого феномена высказывались различные предположения, географ экспедиции, к примеру, считал, что отсутствие льда связано с вулканической активностью, что позже не подтвердилось.
Немцы окрестили землю, к которой они причалили, Новой Швабией, воткнули в лед флаг со свастикой и отправились обратно. Официальных территориальных претензий на Новую Швабию гитлеровское правительство не заявляло, зато норвежцы, прослышав об экспедиции Ритше, объявили Землю Королевы Мод своей территорией.
Были запланированы две следующие экспедиции – на 1939/40 и 1940/41 г.г., но после начала Второй Мировой войны эти планы отложили в дальний ящик.. Участники похода, в том числе капитан Ритше, опубликовали некоторое количество отчетов о нем, как научного, так и популяризаторского толка. Ни в одном из них нет ни слова о том, что экспедиция основала в Антарктиде какую-то базу или даже оставила зимовщиков.
Никаких свидетельств иной как-то связанной с Антарктикой деятельности Третьего Рейха не существует.

2. Действительно, в 1944-45 г.г. британцы в ходе секретной операции «Табарин» создали три крошечных базы на Южных Шетландских островах и севере Антарктического Полуострова.
Суммарная численность полярников на всех трех базах никогда не превышала 25 человек. Целями операции были разведка (англичане заявляли территориальные претензии на ту же часть Антарктиды, что Аргентина и Чили) и научные исследования. После окончания войны базы продолжали функционировать в рамках уже гражданского проекта, так называемого Falkland Islands Dependencies Survey.
Никаких свидетельств активности английских военных (если не считать таковыми недавно всплывшие и больше похожие на сценарий фильма категории В анонимные «воспоминания очевидца») в районе Земли Королевы Мод (т.е. более, чем в тысяче километров от созданных в ходе операции Табарин баз) не существует.

3. Действительно, 10 июля 1945 г., через два месяца после капитуляции Германии в гавань Мар-Дель-Платы вошла немецкая подводная лодка U-530 под командой капитана Отто Вермута. Еще месяцем позже, 17 августа, там же объявилась лодка U-977 под командой капитана Хайнца Шеффера. Как показал на допросе капитан Вермут, U-530, покинув норвежский Кристиансанд в начале марта 1945-го, дрейфовала в Атлантическом океане у берегов Америки, где 8 мая получила известие о капитуляции Германии. Вермут принял решение бежать в Аргентину. Чтобы экономить топливо, лодка шла малой скоростью, оставаясь днем под водой и всплывая лишь ночью. Расчеты Саммерхейса и Бичинга подтверждают, что при названной Вермутом скорости лодке потребовалось бы около 2 месяцев, чтобы достичь Аргентины. Вторая лодка, U-977, вышла из Кристиансанда второго мая. После того, как капитан Шеффер узнал о капитуляции Германии, он высадил на берег часть команды, пожелавшей остаться в Европе, и отправился на юг. Из-за малого количества топлива на борту лодке пришлось плыть очень медленно. До широты Гибралтара она добралась, лишь проведя рекордные 66 дней под водой. Затем, чередуя дневные погружения и ночные всплытия, субмарина взяла курс на Аргентину. Ее поход описан самим капитаном Шеффером в вышедшей в 1952 г. книге мемуаров, которая так и называется «U-977». Вопреки надеждам капитанов, они вместе со всей командой были арестованы в Мар-дель-Плате и после допросов переданы в руки американцев.
Никаких свидетельств того, что субмарины до того, как сдаться аргентинским властям, посещали Антарктиду не существует. Если учитывать, что, в Антарктиде в это время был разгар зимы - полярная ночь, сотни километров дрейфующего льда между океаном и берегом Земли Королевы Мод, трудности навигации подо льдом, невозможность пополнить запасы воздуха – то ясно, что предположение о возможном заходе подводных лодок в Антарктиду не имеет с реальностью ничего общего.

4. Действительно, американский флот в конце 1947 года направил к Антарктиде внушительную эскадру, включавшую 13 кораблей (в том числе авианосец, ледоколы, эсминец и подводную лодку), на которых базировалось более двадцати самолетов и 4700 человек личного состава. Официально объявленные цели были главным образом военными:
«1) тренировка личного состава и проверка снаряжения в полярных условиях (вдалеке от северных широт, где затаился русский медведь)
2) подготовка к созданию оперативных баз в арктических регионах»

Связывать эту операцию с таинственными нацистскими базами в Антарктиде странно уже потому, что главной целью операции было море Росса, находящейся ровно на противоположной стороне антарктического континента по сравнению с Землей Королевы Мод. В то время, как так называемая Центральная группа должна была исследовать море Росса и основать на берегу оперативную базу, Восточной и Западной группам ставилась задача огибать Антарктиду по и против часовой стрелке, картографируя и фотографируя местность с самолетов.
Центральная группа добралась до цели 15 января 1947 г. не без потерь. Подводная лодка Сеннет была повреждена дрейфующими льдинами и отправилась на ремонт в Новую Зеландию. После высадки на берегу была основана база «Маленькая Америка-4» (это была четвертая антарктическая база Берда). 30 января в море Росса прибыл сам адмирал. 15 февраля он лично находился на борту одного из двух самолетов, пролетевших над Южным полюсом. 22 февраля из-за сильного ухудшения погоды полеты были прекращены, а база эвакуирована. Полярное лето заканчивалась, и Берд, не желая рисковать жизнями моряков, приказал взять курс на север. Вскоре повернули назад и корабли Восточной и Западной групп. Общая схема полетов представлена на карте.

Нетрудно заметить, что края Земли Королевы Мод достигла лишь Западная группа, совершившая два или три разведывательных полета вдоль побережья. Никакая высадка не планировалась и не осуществлялась.
В ходе операции погибло четыре человека – три в конце декабря при крушении самолета (остальные члены команды выжили, были найдены и спасены, история широко освещалась в прессе) и один из-за несчастного случая при выгрузке техники на берег.
Все поздние рассказы о многочисленных потерях и сбитых самолетах - чистой воды вымысел.
Также вымыслом является и рассказ о завесе секретности над операцией. Эскадру Берда сопрвождали одиннадцать журналистов, чуть не ежедневно передававших репортажи с экспедиционными новостями. Сам Берд после возвращения опубликовал стостраничный отчет в National Geographic Magazine. Военные доклады, не добавляющие к рассказу Берда ничего приниципиально нового, также давно доступны широкой публике. Равно как и бумаги из архива Берда, включая его переписку с соратниками и официальными лицами.

Ну и наконец, о загадочном интервью, которое Берд дал корреспонденту INS Ли Ван Атте, находясь на борту флагмана Маунт Олимпус, идущего курсом на Веллингтон и которое было опубликовано 5 марта 1947 г. в чилийской газете El Mercurio.
Заметим, во-первых, что искомую газетную страницу можно найти в сети в двух вариантах (текст идентичен, а вот его расположение разнится: 1, 2)
Заметим, во-вторых, что интервью наверняка было дано по-английски, соответственно при переводе на испанский могли возникнуть искажения.
Заметим, в-третьих, что Чили никоим образом не являлась в данной ситуации нейтральным наблюдателем, так как претендовала на часть антарктического материка и крайне интересовалась тем, что затевают американцы. Чилийцы даже просили разрешения послать с экспедицией своего наблюдателя, в чем им было отказано.
Так что же было в интервью?
Адмирал Ричард Э. Берд предупредил сегодня, что Соединенные Штаты должны принять меры предосторожности против возможности нападения на страну вражеской авиации из полярных регионов. Адмирал объяснил, что не хочет никого пугать, но горькая реальность такова, что в случае новой войны Соединенные Штаты могут быть атакованы самолетами, пролетающими над одним или обоими полюсами. Это утверждение является частью выводов, сделанных на основе его собственного полярного опыта. Говоря о недавно оконченной экспедиции, Берд сказал, что самый важный результат наблюдений и открытий – тот потенциальный эффект, который они могут иметь для безопасности Соединенных Штатов. Фантастическая скорость, с которой ужимается мир – со слов адмирала – один из важнейших уроков, полученных в ходе недавней антарктической экспедиции. Я должен предостеречь своих сограждан, что время, когда могли ощущать себя в полной изоляции и думать, что расстояния, океаны и полюса гарантируют нашу безопасность, позади.

Что ж, идея о том, что безопасность США начинается с полюсов высказывалась и заместителем Берда, адмиралом Крузеном, который по возвращении из Антарктиды заявил, что защита материка может когда-нибудь потребовать защищать южный полюс.
Сам же адмирал Берд был известен склонностью к цветистым выражениям и пафосу. К примеру, Антарктиду он тогда же назвал «величайшим в мире неразгаданным географическим паззлом», а чувства пилотов, обнаруживших в районе Земли Уилкса свободный ото льда оазис описал так: «им казалось, что они отброшены из двадацатого века в ландшафт, существовавший тысячи лет назад, когда земля освобождалась от пут ледникового периода».
Ну и самое важное – Берд, конечно же уже держал в уме следующую экспедицию (Highjump II действительно планировался )
Каков лучший способ добиться от правительства финансирования проекта? Правильно – утверждать, что существует угроза национальной безопасности.

Много позже, в 70-х годах Эрнст Цюндель и его неофашистские подельники сочинили миф о «последнем батальоне фюрера», спрятавшемся во льдах Антарктиды. Именно они превратили самолеты из цитаты Берда в «летающие тарелки» и приклеили к ним выдернутую из другого предложения «фантастическую скорость», которую те якобы развивали. Следующей конспирологической итерацией стал поддельный «Дневник адмирала Берда», смехотворный уже потому, что в нем речь идет об Арктике, хотя в феврале 47-го Берд находился ровно на противоположном конце света. Затем эстафету приняли уфологи, сторонники теории полой земли и прочие причастные тайнам. Возникла даже русская версия, в которой скромная китобойная флотилия «Слава» превратилась в грозный Антарктический флот под командованием самого Папанина и разделала Берда в пух и прах на глазах оторопевших пингвинов (не исключено, кстати, что у «Славы» действительно были разведывательные задачи в квадрате между мысом Горн и антарктическим полуостровом, но, в-основном, она все же била китов, см. статью П.С. Рожкова 1948 года).

Подводя итог: все конспирологические построения, связывающие между собой экспедицию «Швабенланда», появление немецких субмарин в Аргентине летом 45-го и военно-морские операции Великобритании и США в Антарктике в тот же период не имеют под собой документальных оснований.

См. также Легенда об Антарктиде.
Tags: мифы третьего рейха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments