По версии капитана Хайнца Шеффера дело обстояло примерно так: в начале мая вышли в море, получили приказ капитулировать, не поверили, узнали по радио о конце войны, не захотели сдаваться, провели голосование экипажа, 30 человек проголосовало за побег в Аргентину, 2 за Испанию, 16 - за возвращение домой. Этих 16 высадили в Норвегии (где они сдались в плен и сообщили, что лодка наскочила на мину, а они единственные выжившие), а сами малым ходом, не поднимаясь на поверхность (66 дней под водой!) отправились на юг. За Гибралтаром всплыли и, экономя топливо, пошли уже в надводном положении. В районе экватора услышали по радио про лодку U-530, пришедшую в Мар-дель-Плата, но мало что поняли из-за незнания испанского. Прошли мими Рио, услышали по радио, что экипаж U-530 передали американцам, но тем не менее продолжили путь, и 17 августа сдались в той же Мар-дель-Плате аргентинским властям.
Капитана Шеффера сразу взяли в оборот, причем аргентинцев больше интересовала судьба бразильского крейсера Байя, который при загадочных обстоятельствах затонул в районе экватора 4 июля, а американцев более глобальные проблемы: не перевозил ли Шеффер в качестве пассажиров Гитлера с Евой Браун. От первого обвинения Шеффер защищался, предъявляя судовой журнал (4 июля лодка находилась на приличном расстоянии от экватора) и полный торпедный боекомплект.
Шеффера вывезли в Штаты, долго и упорно допрашивали, даже проводили очную ставку с командиром U-530 Вермутом, потом перевезли в Европу, посадили в лагерь, но вскоре выпустили. Он уехал в Аргентину, где в 1950-м году снова оказался в центре скандала: там вышла книжка некоего Ладислао Сабо с бодрым названием «Hitler esta vivo» ("Гитлер - жив"), которая и положила начало будущей Фюрерической Антарктидиане. Желая оправдать свое честное имя, Шеффер написал и издал мемуары, которые была переведены на множество языков, в том числе на русский.
В том же 1950-м Шпигель поместил статью о плавании Шеффера, где фигурируют "66 дней под водой" и прочие изложенные в мемуарах детали. Парой месяцев спустя рассказ Шеффера подтвердил читатель, оказавшийся одним из тех самых оставленных в Норвегии 16 моряков.
(Он приводит следующие слова, говорящие о развитом воображении командира: "всех подводников союзники расстреливают, чтобы этого избежать, мы пойдем под водой в Америку. Там у нас будут такие варианты: снять фильм под названием "Последняя немецкая подлодка", заняться контрабандной перевозкой людей, или утопить лодку, высадиться и работать нелегально")
Тем не менее в мемуарах Шеффера не все так прозрачно. К примеру, если история про «66 дней под водой» правдива, то лодка погрузилась 10 мая, всплыла 14 июля, пересекла экватор (как указано здесь) 23-го июля. Радиосообщение об U-530, судя по тексту Шеффера, было услышано незадолго до пересечения экватора или сразу после. Но U-530 сдалась 10 июля, неужели Шеффер выудил из радиоэфира новость двухнедельной давности?
Или:
Бразильское морское министерство получило подробные сведения о погодных условиях в то время и в том месте, где находилась «Байя». Их сравнили с метеорологическими наблюдениями, сделанными в тот же день на подлодке. Естественно, они не совпали, потому что мы были совсем в другом районе в это время. Никто не зашел настолько далеко, чтобы предположить, что мы подделали метеоотчет. Обвинение [в затоплении Байи] сняли.
Все бы хорошо, но 4 июля лодка находилась еще под водой, что несколько затрудняло проведение метеорологических наблюдений.
Сенсационное объяснение этим неувязкам дает Джеффри Брукс, живущий в Аргентине переводчик и популяризатор книг о вермахте и флоте Третьего Рейха. Оказывается, текст самого первого издания мемуаров Шеффера, которое вышло на немецком в Буэнос-Айресе и называлось " Geheimnis um U-977" (Тайна U-977) отличается от известного нам ныне. В частности, там сказано, что экватор лодка пересекла 4 июля (значит, под водой провела гораздо меньше 66 дней), то есть как раз тогда, когда в том же районе затонул "Байя" а уже 10-го была неподалеку от Рио-де-Жанейро. Рассекреченные документы аргентинского военного ведомства, впервые опубликованные в книге Салинаса и де Наполи "Ultramar Sur" (не очень понятно, насколько им можно доверять, судя по рецензиям, авторы без стеснения давали волю фантазии, поэтому поиск зерен истины весьма затруднителен) сообщают о замеченной в середине июля в прибрежных аргентинских водах подлодке, которая, возможно, приставала к берегу 28 июля в Некочеа, заметно южнее Мар-дель-Платы. Иными словами: если Брукс прав, и «официальные» мемуары Шеффера отличаются от первой версии, то историю плавания U-977 надо переписывать заново.
Цена вопроса – 65 евро, именно столько стоит то самое буэнос-айресское издание в одном из немецких антикварных магазинов.
Капиталовложение, впрочем, сомнительное, поскольку нельзя исключать, что у Брукса просто разыгралось воображение.
См. также.