Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Category:

чтение: панов

В прошлом году я ничего не писал в жж о прочитанных книгах, и теперь никто уже не узнает, что я думаю о «Метро-2033», романе «Консул», в котором убили Гитлера, и пр. Впрочем, вряд ли это большая потеря. Хотя, конечно, отдельные названия уже сьежились под тяжелой поступью склероза. В этом году буду записывать разнообразия для.
На Сардинии я прочел шесть книжек: роман sirinа про ключик (отл.), повесть divovа «Саботажник» (отл.), его же роман «Молодые и сильные выживут» (хор.) и трилогию Вадима Панова про анклавы (хор., неуд., уд.)
Так как хвалить книги я все равно не умею, то про Панова чуть подробнее. Первый роман способен вызвать ностальгические чувства у поклонников Нила Стивенсона, особенно тех, кто жалеет, что любимый автор не стал развивать тему «Алмазного века» или «Лавины», а ушел предавать систему мира анафеме. Некоторое сходство миров, некоторое сходство стилистики и, наконец, известный моральный релятивизм героев, благодаря которому невозможно сразу расставить привычные метки "плохой"/"хороший" (если, конечно, герой не носит фамилию дефолтно-отрицательной коннотации типа Мокроделидзе или Тонтон-Махмутов)... прочел с удовольствием, и с удовольствием же открыл сиквел... В связи с коим хотелось бы заметить следующее.
Дорогие писатели! Допустим, вы придумали восьмирукого героя, который убивает плевком при дальности прицельного огня 541 метр. Возможно, чем дальше в сюжет, тем сильнее вы осознаете, что это была не самая удачная идея, и ощущаете нравственные терзания. И к моменту написания сиквела терзания становятся настолько нестерпимыми, что вы рветесь ввести в текст Хирурга, который пространно разъяснит, почём, почему и, главное, куда он пришил герою опциональные руки и Старого Артиллериста, посвятившего героя в тонкости гидробаллистики. Не надо! Читатель по натуре своей добр и признает за вами право Иногда Пороть Херню. Но не надо испытывать его терпение обстоятельным подведением под уже споротую херню логической базы. И особенно не надо делать это в стиле:
И когда на Алтарь Завета упал последний Хорек Справедливости, и Жираф Милосердия обрызгал слезами закат над разрушенным Храмом Вечности, и Клоп Апокалипсиса ступил на Неназываемую Тропу...
Третий роман трилогии в этом смысле лучше второго, но его портит известный схематизм. Даже возникает вопрос, не пользовался ли автор флипчартом при работе над сюжетом. Страниц триста он целенаправленно сводит всех действующих лиц в точку кульминации, где они еще страниц сто самозабвенно палят друг в друга. В эпилоге автор, кашляя, выбирается из затянутого пороховым дымом романа, предъявляет усеянный крестиками молескин и отчитывается: «Вроде всех угондошил. Можно писать продолжение.»
Tags: чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments