?

Log in

No account? Create an account
служба утерянных цитат-2 - Игорь Петров
16.06.2009
13:43

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
служба утерянных цитат-2
"Национал-социализм и марксизм в основе своей -- одно и то же" (из речи Гитлера в феврале 1941 г.)

Цитата весьма распространена, охотно используется в политических дискуссиях и присутствует, к примеру, даже в английской википедии, в статье "Nazism".
Источником является известная книга Фридриха Хайека "The Road to Serfdom" ("Дорога к рабству", 1944 г.), где в одном из примечаний говорится следующее:
“whatever may have been his reasons, Hitler thought it expedient to declare in one of his public speeches as late as February 1941 that ‘basically National Socialism and Marxism are the same.’ ” ("В связи с этим можно вспомнить, что в феврале 1941 г. Гитлер посчитал целесообразным заявить в одном из публичных выступлений, что 'национал-социализм и марксизм в основе своей -- одно и то же'")
Хайек ссылается в качестве источника на The Bulletin of International News. XVIII, N 5, 269.
Как указал avva, который первым усомнился в подлинности цитаты, бюллетень можно найти с помощью гуглопоиска по книгам, действительно на стр. 269 там присутствует данная цитата:


Первым делом я заглянул в немецкое издание Хайека, надеясь, что дотошные немцы атрибутировали цитату. Но нет, она приводится как Hitler... in einer seiner öffentlichen Reden noch im Februar 1941 die Erklärung für angebracht hielt: "Nationalsozialismus und Marxismus sind im Grunde dasselbe" со ссылкой на тот же самый бюллетень.
Еще несколько немецких авторов используют цитату, ссылаясь на Хайека, что заставляет подозревать, что немецкий текст выше является не оригиналом, а обратным переводом с английского.
К счастью, в бюллетене-первоисточнике указано, в какой именно речи Гитлер произнес эту фразу:


Текст речи Гитлера, произнесенной 24.02.1941 в мюнхенском Хофбройхаусе, найти несложно, но корень "marx" встречается в ней ровно три раза, в абзаце
Sie erinnern sich noch, meine alten Parteigenossen und -genossinnen, des damaligen Bildes des politischen Lebens, erinnern sich noch all der Plakate der zwei großen Begriffe, die miteinander stritten: Bürgertum auf der einen, Proletariat auf der anderen Seite, Nationalismus hier, Sozialismus dort - zwischen diesen beiden eine Kluft, von der man behauptete, daß sie nie würde überbrückt werden können. Das bürgerliche nationalistische Ideal war eben nur bürgerlich, das sozialistische war nur marxistisch. Das bürgerliche Ideal war gesellschaftlich begrenzt, das marxistische international anbegrenzt. Im Grunde genommen aber waren beide Bewegungen bereits steril geworden.
(Вы помните еще, мои старые товарищи по партии, картины тогдашней [речь о Мюнхене начала 20-х - ИП] политической жизни, вспоминаете плакаты двух сил, которые спорили между собой: буржуазия на одной стороне, пролетариат на другой, там - национализм, здесь - социализм, и между обеими пропасть, которую, как тогда утверждали, невозможно преодолеть. Буржуазный националистический идеал был всего лишь буржуазным, социалистический - только марксистским. Буржуазный идеал ограничивался обществом, марксистский примыкал к интернациональному. Но говоря по сути, оба движения были уже импотентны.)
и в последующем, где говорится о распаде буржуазных и марксистских движений на все более мелкие и спорящие между собой группировки, что грозило распадом всей нации, если бы не пришли нацисты. Больше ничего подходящего по смыслу в речи не находится.

Разгадка же обнаруживается в письме читателя Уотерса, опубликованном 2 мая 1941г. в издании "Free Europe":

"Гитлер не говорил "Национал-социализм и марксизм в основе своей -- одно и то же", он говорил про "национал-социализм и фашизм". Это уже было отмечено как ошибка одного из новостных агентств, о чем еще первого марта сообщили "The New Statesman" и "Nation".
И действительно, в той же речи Гитлера от 24.02.1941 говорится, что параллельно "революции в Германии" (подразумевается приход нацистов к власти) произошла "революция в Италии", при этом обе революции "абсолютно идентичны не только по целям, но и по средствам их достижения".

Таким образом известный и уважаемый ученый воспользовался ошибочной цитатой новостного агентства, не заметил или игнорировал тот факт, что она была позже опровергнута, и тем самым ее легитимизировал.
На деле, Гитлер многократно заявлял о том, что "идеи, которые правят нами, диаметрально противоположны распространенным в Советской России", см. к примеру речь перед рейхстагом 21.05.1935 г. Безусловно, не все различия, о которых он говорил, имели место на деле: противопоставления национализма интернационализму или частной собственности коллективизации и подавлению частных инициатив возможны, а вот о противопоставлении советского террора "традиционному и разумному решению" экономических проблем в Германии этого уже не скажешь.

Ну и напоследок, не менее эффектная, но подлинная цитата, которую тоже можно с толком употребить в политических дискуссиях:
Hitlerism and Churchillism are in fact the same thing. ("Гитлеризм и черчиллизм на деле одно и то же")
Махатма Ганди, речь в Севаграме 12.10.1941.

Tags:

51 comments | Leave a comment

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:valery_pavlov
Date:16.06.2009 11:53 (UTC)
(Link)
Такая же мутная история как с фразой поэта Самуэля Джонсона "Патриотизм- последнее прибежище негодяев", который имел в виду совсем не то, что сейчас принято приводить как убойный аргумент.
[User Picture]
From:levsha
Date:16.06.2009 11:58 (UTC)
(Link)
Самая мутность в том, что это в строгом смысле слова не совсем его фраза Ж)
[User Picture]
From:diesell
Date:16.06.2009 11:55 (UTC)
(Link)
(шепотом)
картинки не отображаются
[User Picture]
From:dimrub
Date:16.06.2009 12:01 (UTC)
(Link)
У меня отображаются. Может быть, вас забанили в гугле?
[User Picture]
From:nagunak
Date:16.06.2009 13:30 (UTC)
(Link)
Последняя цитата Ганди - чудесная.
From:vborgman
Date:16.06.2009 13:57 (UTC)
(Link)
Спасибо
From:qaraabayna
Date:16.06.2009 14:50 (UTC)
(Link)
Отлично. Гораздо полезнее, чем у avva
[User Picture]
From:labas
Date:16.06.2009 15:02 (UTC)
(Link)
Не вижу смысла противопоставлять. Во-первых, у него запись совсем про другую, более сложную материю (и я согласен с его выводами), во-вторых, без его записи я бы не узнал ни про цитату, ни про бюллетень, в котором она была опубликована в 41-м.
[User Picture]
From:scholar_vit
Date:16.06.2009 18:52 (UTC)
(Link)
Меня давно удивляла эта цитата у Хайека: ну не мог Гитлер такого сказать, и из тактических, и из стратегических соображений. А оказывается, Хайеку просто очень хотелось, чтобы он именно это сказал.
[User Picture]
From:zxeast
Date:16.06.2009 20:04 (UTC)
(Link)
"Работа с документами" - в России лет пятнадцать, как эвфемизм. Ваши же, Игорь, расследования "на кончике пера", захватывают не меньше, чем лучшие повести Акунина на пляже, в деревне Салоу. С той лишь разницей, что документы бить можно только документами. Добавлял Ваш журнал в RSS, надеясь на великолепные иронические стихи.. (тоже не ошибся, уваж.Екатерина Дёготь), читаю всё, запоем. Немецкого не знаю вообще, но всё равно читаю.
[User Picture]
From:labas
Date:17.06.2009 06:34 (UTC)
(Link)
Спасибо.
Стихи выпадают где-то раз в полгода, но я буду работать над повышением производительности. :)
From:memedovskij_z
Date:17.06.2009 05:34 (UTC)
(Link)
Было бы дико удивительно, если бы Гитлер такое сказал. Да еще в 1941г, пусть и в феврале.
[User Picture]
From:westcoastrules
Date:17.06.2009 06:05 (UTC)
(Link)
"Hitlerism and Churchillism are in (the) fact the same thing."

сорри, режет ухо фраза "...in the fact ..."
я посмотрел цитату и конечно же "...in fact..."
[User Picture]
From:labas
Date:17.06.2009 06:31 (UTC)
(Link)
Да, конечно, спасибо!
Поправил.
[User Picture]
From:monco83
Date:17.06.2009 06:45 (UTC)
(Link)
Спасибо за разбор.
[User Picture]
From:core2duo
Date:17.06.2009 18:08 (UTC)
(Link)
Отлично! (Как обычно). Тщательный анализ помог устранить недоразумение.

Теперь такой вопрос: "Испытывал ли д-р Геббельс на каком-то этапе своего развития симпатии к Советской России?"

Вот что пишет Дэвид Ирвинг в своей книге "Goebbels. Mastermind of the Third Reich":

In July 1924 he began holding little political meetings at his house (in his parents’ absence), and told them about the great socialist experiment in Russia — ‘the glow from the east,’ he called it in Latin in his diary: ex oriente lux. Only the Jewish nature of the Bolshevik leadership bothered him. ‘Men of Russia!’ he wrote, ‘Chase the Jews to the devil and put out your hand of friendship to Germany!’
[User Picture]
From:labas
Date:17.06.2009 18:58 (UTC)
(Link)
Насколько я понимаю, Советская Россия однозначно ассоциировалась у него с "правящей в ней еврейской верхушкой", поэтому все отношение, по крайней мере, в газетных статьях 20-х годов, шло через эту призму.
[User Picture]
From:redrat
Date:18.06.2009 05:49 (UTC)
(Link)
Отличный пост. Прочитал с огромным удовольствием и даже некоторой завистью... ;-)

Игорь, позволите использовать результат вашего расследования на сайте Мифы истории СССР (со всеми ссылками и копирайтами, конечно же)?
[User Picture]
From:labas
Date:18.06.2009 06:54 (UTC)
(Link)
Да, пожалуйста.
[User Picture]
From:vryadli
Date:18.06.2009 18:56 (UTC)
(Link)
Замечательная история. А есть где-нибудь полный список таких историй? Типа, этой и "про кухарку". Мне вот смутно помнится, что были и другие, столь же занимательные и поучительные.
[User Picture]
From:labas
Date:18.06.2009 19:17 (UTC)
(Link)
Все, что у меня в журнале было, есть по тегу "служба утерянных цитат". Но там чуть шире набор, чем просто разбор цитат.
[User Picture]
From:kamen_jahr
Date:22.06.2009 12:12 (UTC)

и фраза пошла по рукам

(Link)
"Таким образом известный и уважаемый ученый воспользовался ошибочной цитатой новостного агентства, не заметил или игнорировал тот факт, что она была позже опровергнута, и тем самым ее легитимизировал."
....и фраза пошла по рукам
"Staatsziele und Staatszielbestimmungen
Von Karl-Peter Sommermann"
http://books.google.de/books?id=YtoOqEoS_uMC&pg=PA147&lpg=PA147&dq=Nationalsozialismus+und+Marxismus+sind+im+Grunde+dasselbe&source=bl&ots=ri3q9vw8NZ&sig=Zc7nR2ySkqjdSKPOV3kD7DuMe10&hl=de&ei=w3M_SseSLJPGsgbQmdHZDg&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1
[User Picture]
From:kamen_jahr
Date:22.06.2009 12:12 (UTC)

Spasibo:-)

(Link)
Spasibo:-)
My Website Powered by LiveJournal.com