В конце 18 века знания о том, как выглядит северное побережье Канады, что именно находится к востоку от Гренландии или к северу от Гудзонова залива, были весьма поверхностны. Если без обиняков, то попросту отсутствовали. Ниже карта 1778 года, сообщающая, что «These parts are unknown» и «Land supposed to be the Continent of America».
К началу 19 века изменилось немногое. Торговец мехом Самуэль Хирн спустился еще в 1771 году от Большого Невольничьего Озера до устья реки Коппермайн, благодаря чему на карте появилась первая маленькая часть арктического побережья (с недоверчивой припиской «seen by»).
После окончания наполеоновских войн в борьбу с белыми пятнами вступил британский флот. Адмиралтейство еще в 18 веке назначило награду в 20 тысяч фунтов тому, кто первым обнаружит Северо-Западный Проход, связывающий Атлантический океан с Тихим.
Первым на поиск СЗП отправился в 1818 году Джон Росс. Он проплыл вдоль берега Гренландии и, повернув на юго-запад, добрался до входа в пролив Ланкастера, открытый еще за 200 лет до того Баффином. Корабли Росса углубились в пролив на 30 миль после чего произошло нечто странное: Росс приказал развернуться и отправился назад в Англию. По его собственной версии, туман, окутавший пролив на мгновение рассеялся, и он увидел на горизонте высокие горы, закрывавшие дальнейший путь. Таким образом, пролив Ланкастера превратился в залив, а горы были наречены Горами Крокера в честь первого секретаря Адмиралтейства. Увы, ни капитан второго корабля Парри, ни другие офицеры никаких гор (равно как и сплошного льда впереди, о котором Росс тоже рассказывал) не видели. Более того, они не видели нужды в столь спешном возвращении: корабли были оборудованы и снабжены для зимовки в Арктике.
Опрометчивое решение изрядно подорвало репутацию Росса, и экспедицию, отправленную Адмиралтейством в следующем году, возглавил его главный оппонент Парри. Первым делом Парри стер с лица земли (по крайней мере, с ее карты) горы Крокера, оказавшиеся фикцией или как принято говорить из уважения к Россу миражом (Джону Уилсону Крокеру пришлось входить в историю другим способом, к примеру, в качестве автора разгромной рецензии на «Эндимион» Китса). Парри невероятно везло: лед практически не преграждал ему путь. Лишь один раз он вынужден был свернуть к югу в пролив, названный им проливом Принца-Регента, но уперся в лед, вернулся и продолжил плаванье на запад, открыв по пути острова Корнуоллис (назван в честь британского адмирала), Батхерст (в честь министра по делам колоний) и, наконец, Мелвилл (в честь первого лорда Адмиралтейства). В гавани на острове Мелвилл Парри перезимовал, но пройти дальше 113 градуса западной долготы так и не смог и был вынужден вернуться в Англию. От 20 тысяч фунтов его отделяло еще несколько сотен километров сплошного льда. Тем не менее он получил малую награду в 5000 фунтов, назначенную за пересечение 110-го меридиана, посадил в лужу (точнее, в пролив Ланкастера) своего бывшего шефа и продвинулся на запад так далеко, как никто более в последующие 30 лет.
Одновременно с Парри в наземную экспедицию к арктическому побережью отправился офицер по имени Джон Франклин. Франклин был молод, неопытен, экспедиция плохо организована и снаряжена и едва не закончилась катастрофой. «Едва не» можно и вычеркнуть: из 20 участников назад вернулись лишь девять, да и тех спасло чудо. Франклин спустился по следам торговца Хирна по реке Коппермайн и картографировал около 350 миль побережья, от устья реки на восток до залива, названного им заливом Мелвилла (в честь первого лорда Адмиралтейства). На обратном пути провизия закончилась: путешественники питались соскребаемым со скал лишайником и кожей собственных сапог. Наконец, они разбились на три группы: помощник Франклина Ричардсон остался на месте с больными, другой офицер, Бак, отправился на поиски пищи, а Франклин двинулся дальше. Вскоре еще четверо решили вернуться назад, к Ричардсону. До стоянки добрался лишь один из них, индеец-ирокез, зато он принес Ричардсону и больным свежего мяса. Только с каким-то странным привкусом. Через несколько дней Ричардсон, вернувшись с очередной неудачной охоты, обнаружил, что один из больных отправился в мир иной, чему, по всей видимости, поспособствовало сквозное пулевое отверстие в черепе. Ирокез уверял, что несчастный покончил с собой, но Ричардсон, заподозрив неладное, каннибала пристрелил. К счастью, Баку удалось найти местных индейцев и разжиться у них провизией, что и спасло экспедицию.
Вот карта, суммирующая открытия 1818-1821 годов (маршрут Франклина внизу слева).
В 1821 году Парри предпринял вторую попытку найти СЗП, решив в этот раз проверить, нельзя ли проплыть на запад через лежащий с северу от Гудзонова залива бассейн Фокса. При этом он исследовал восточное побережье полуострова Мелвилла (названного в честь [ проверьте себя ]), остановившись на первую зимовку невдалеке от бухты Репалс Бей, а на вторую у острова Иглулик на северо-востоке. Он действительно нашел пролив, по которому можно было выйти в (предполагаемое) арктическое море, но пролив (получивший имя кораблей Парри Фьюри и Хекла), увы, не был свободен ото льдов ни в какое время года. Парри вернулся домой не только с географическими, но и этнографическими открытиями, так как во время обеих зимовок дружески общался с инуитами как в Репалс Бей, так и на Иглулике, и даже составил краткий англо-инуитский словарь.
Третья попытка Парри оказалась еще более неудачной. В этот раз он воспользовался проливом Принца-Регента, открытым во время первой экспедиции. После зимовки на восточном берегу пролива, он отправился на запад, к острову Сомерсет, но опять попал в ледовый капкан, при этом "Фьюри", оказавшись зажатым между большим айсбергом и берегом был поврежден так сильно, что пришлось его покинуть. На берегу устроили склад выгруженных с корабля припасов, а обе команды, теснясь на одном корабле, вернулись в Англию.
В этот раз географические открытия ограничились несколькими километрами береговой линии острова Сомерсет (на карте помечено примерное место крушения "Фьюри")
Тогда же Франклин предпринял вторую, более успешную, экспедицию к арктическому побережью Канады. На специально оснащенных лодках он и его спутники спустились к морю по реке Маккензи, и там, разделившись на две партии, картографировали около 1100 миль побережья к востоку и западу от устья Маккензи. Всего члены экспедиции преодолели около пяти тысяч миль без каких-либо потерь.
Ниже обзорная карта по состоянию на 1826 год. На западе Франклин, на севере и востоке Парри изрядно уменьшили количество белых пятен, хотя при этом не обошлось и без небольших конфузов. К примеру, изображенный к северу от п-ова Мелвилл остров Кокберн позже окажется вовсе не самостоятельным островом, а частью Баффиновой Земли.
В 1829 году в свое второе арктическое путешествие отправился Джон Росс. На этот раз оно было финансировано не Адмиралтейством, а частным меценатом по имени Феликс Бут. Росс как и Парри пятью годами ранее избрал для летней навигации пролив Принца-Регента, но сумел продвинуться значительно дальше. К югу от острова Сомерсет он открыл полуостров, названный в честь спонсора Феликс Бутия («Феликс» позже отпало), в одной из бухт которого расположился на зимовку. Увы, бухта оказалось слишком мелкой и превратилась в ловушку. Досуг морякам скрашивали инуиты, разбившие стойбище неподалеку. Они же сопровождали племянника капитана, Джеймса Кларка Росса, в пеших походах, во время одного из которых тот стал первым человеком, ступившим на магнитный полюс (на западном берегу Бутии), а во время другой обнаружил неизвестную раньше землю, которую наверняка назвал бы в честь Мелвилла, если бы по возвращении в Англию монарх не соизволил дать ей свое имя. Так на карте появилась земля Короля Уильяма. История спасения экспедиции представляет готовый сюжет Жюля Верна. После третьей зимовки Джон Росс принял решение оставить корабль. Команда отправилась пешком на север и к зиме 1832-го достигла места кораблекрушения "Фьюри" и складов с припасами, оставленными Парри. Там, на берегу, Росс расположился на четвертую зимовку (пешие походы участников экспедиции и пункты зимовок обозначены на карте).
Перезимовав, моряки подремонтировали баркасы, которые тоже когда-то были сняты с "Фьюри" и, погрузившись в них, отправились на север по проливу Принца-Регента, а затем на восток по проливу Ланкастера. И там, у входа в Баффинов залив их подобрал китобойный корабль. По невероятной иронии судьбы это была «Изабелла», та самая шхуна, командуя которой, Росс увидел на этом самом месте 15 лет назад мистические «горы Крокера» и отправился в Англию навстречу насмешкам и позору (теперь искупленному с лихвой).
В 1833 году бывший соратник Франклина Джордж Бак отправился на поиски Росса, еще на зная о его чудесном спасении. Он спустился от Большого Невольничьего озера по реке, носящей с тех пор его имя, до ее устья вблизи полуострова Аделаида. В 1838-39 г.г. экспедиция компании Гудзонова Залива, которую вели Томас Симпсон и Петер Дис картографировала полуостров Аделаида и перебравшись через пролив воздвигла каменную пирамиду на южной оконечности Земли Короля Уильяма. Таким образом вопрос Северо-Западного Прохода свелся к шестидесяти милям, разделявшим Виктори Пойнт, до которого дошел Джеймс Кларк Росс на севере и мыс Хершел, до которого дошел Симпсон на юге.
Ниже карта, актуальная на момент отплытия экспедиции Франклина. (за одним непринципиальным исключением: Джон Рэ картографировал западное побережье полуострова Мелвилла и бухту Коммитти-Бэй параллельно с экспедицей Франклина в 1847 году.) На ней представлены открытия Бака (река Бака), Симпсона (выделены красным), Росса (выделены желтым) и Парри (выделены синим). Земля Короля Уильяма считалась тогда полуостровом, присоединенным на востоке к полуострову Бутия. В нескольких милях к северо-западу от открытого Россом мыса Феликс «Эребус» и «Террор» и были скованы льдами в сентябре 1846-го.
Карты взяты из коллекции Университета Манитоба, с сайта LUNA commons.org, с сайта In Pursuit of a Northwest Passage и из первоисточников.
Доп.литература:
1. John Ross. "A voyage of discovery, made under the orders of the Admiralty, in His Majesty's ships Isabella and Alexander, for the purpose of exploring Baffin's Bay, and inquiring into the probability of a north-west passage."
2. William Edward Parry. Journal of a Voyage for the Discovery of a North-West Passage from the Atlantic to the Pacific Performed in the Years 1819-20, in His Majesty's Ships Hecla and Griper, Under the Command of William Parry.
3. John Franklin Narrative of a journey to the shores of the Polar Sea in the years 1819-20-21-22
4. William Edward Parry. Journal of a second voyage for the discovery of a North-West Passage from the Atlantic to the Pacific Performed in the Years 1821-22-23, in His Majesty's Ships Fury and Hecla, Under the Orders of Captain William Edward Parry.
5. William Edward Parry. Journal of a third voyage for the discovery of a North-West Passage from the Atlantic to the Pacific Performed in the Years 1824-25, in His Majesty's Ships Fury and Hecla, Under the Orders of Captain William Edward Parry.
6. John Franklin Narrative of a second expedition to the shores of the polar seas in the years 1825-26-27
7. John Ross, James Clark Ross "Narrative of a second voyage in search of a north-west passage, and of a residence in the Arctic regions during the years 1829, 1830, 1831, 1832, 1833."
8. George Back, Narrative of the Arctic land expedition to the mouth of the Great Fish River, and along the shores of the Arctic Ocean in the years 1833, 1834 and 1835.
9. Thomas Simpson, Narrative of the Discoveries on the North Coast of America, effected by the Officers of the Hudson's Bay Company, during the years 1836—39.