Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

цирк-с-конями!

Здравствуйте. И снова в эфире "Вестник энтропии". Сегодня наш обобреватель П.П.Шнауцефоль беседует со своим расщепленным сознанием.
Ш1: Когда я прочитал про эту историю, я, конечно, сразу вспомнил вымышленного композитора Егермайера, жителя Мадагаскара, попавшего в известную музыкальную энциклопедию. В данном случае у нас, правда, не Егермайер, а Егер, и не композитор, а художник. Ну то есть не совсем художник... Но может все-таки и...
Ш2: Ты сейчас с кем разговаривал?
Ш1: Ладно, давай так: вот картина. Макс Пехштейн. 1909 год. Лежащая обнаженная с кошкой. Изображена подруга Пехштейна Шарлотта Капролат. Сколько лет ей было на тот момент, говорить не буду, а то нас посадят. Когда он через два года на ней женился, ей было 17. Картина, получившая название "Пропавшая возлюбленная", была продана в 2003 году за 430000 евро.
Ш2: То есть Шарлотта пропала?
Ш1: Нет, фройляйн Капролат через 10 лет разошлась с Пехштейном, но прожила еще долгую, возможно, даже счастливую жизнь и никуда не пропадала. Пропала картина. Вот что рассказывает аукционный каталог:
Удивительно, что о столь значительном полотне 1909 года, стало известно лишь почти сто лет спустя: в истории живописи неожиданности еще случаются! Акварельный набросок к этой картине сохранился и был известен давно. А сама картина через франкфуртского торговца живописью Людвига Шамеса попала в частную коллекцию, посему была сокрыта от глаз общественности и неизвестна даже архиву Пехштейна. Сейчас она выставлена на аукцион, эксперты оценивают стоимость от 400 до 450 тысяч евро.
Ш2: Эксперты не ошиблись, что?
Ш1: Тебе в приведенном отрывке ничего не бросается в глаза? Не вызывает, так сказать, смутных подозрений? Не скользит немым вопросом по синапсам?
Ш2: Ну...
Ш1: Ладно. Вот тебе тогда Генрих Кампендонк. 1914 г. Красный рисунок с конями. Продан с аукциона за рекордную сумму для полотен Кампендонка вообще. 2,4 миллиона.
Ш2: И кто купил? Евгений Гинер?
Ш1: Здесь предыстория другая – картина фигурировала в каталоге галереи Флехтхайм за 1920 год (только название, без изображения) – но с тех пор ее никто не видел. Обе картины были выставлены на аукционы внучками умершего в 1992 г. коллекционера живописи по имени Вернер Егер. Обе картины...
Ш2: ...оказались фальшивками?
Ш1: Угадай, как это выяснилось?
Ш2: Неужели вышеупомянутые эксперты почуяли неладное?
Ш1: Найди, пожалуйста, на компьютере файл "утробный смех.wav" и нажми на воспроизведение. Пехштейна купил мюнхенский галерист и один из лучших знатоков экспрессионизма Хенце. Кампендонка перед аукционом изучали сын и внук художника. Ни один эксперт не усомнился в том, что это оригиналы.
Ш2: И как же тогда...
Ш1: На изнанке картин наклеены ярлычки галерей, в которых они когда-то выставлялись. Для картин эти ярлычки как медали в собачьей родословной, чем больше – тем круче. И вот один специалист по ярлычкам...
Ш2: По чему, прости, специалист?
Ш1: Для правого полушария повторяю медленнее: специалист по ярлычкам, наклеенным на изнанке картин. Он установил, что ярлычок галереи Флехтхайм, который был и на "Пропавшей возлюбленной" и на "Красно-синих конях" – подделка.
Ш2: Вау.
Ш1: И тут все завертелось. С Кампендонка соскребли пробу и выяснили, что в составе краски есть титаново-белый пигмент, которого в 1914 году не существовало в природе. А картина Пехштайна нарисована точно на основе того самого акварельного наброска, который был с небольшим искажением спроецирован на экран, то есть на холст.
Ш2: И кто оказался преступником?
Ш1: Ну, как любят говорить российские правозащитники, милиция разберется. Показательно то, что все эксперты, хоть и посыпают себе голову пеплом так, что уже напоминают Помпеи на следующий день, сходятся в одном: подделок такого качества и класса на рынке не было никогда.
Ш2: А этот Вернер Егер, коллекционер, он вообще существовал?
Ш1: На кельнском кладбище есть его могила, к которой, кстати, не зарастает народная тропа. Ведь из его коллекции уже распродано более десятка картин. Счастливчики, купившие их, теперь приходят на кладбище, садятся в кружок и задают этот самый вопрос. Немного подвывая.
Ш2: Я бы рекомендовал столоверчение.
Ш1: Но даже если Егер существовал, вопрос в том, коллекционировал ли он чужие картины. Говорят, он сам был страстным художником. Более того, есть черно-белая фотография якобы 50-х или 60-х годов, на которой изображена изможденная женщина с погасшим взором, возможно, фрау Егер. На заднем плане висит "Пропавшая возлюбленная"...
Ш3: Чуваки, простите, что я вмешиваюсь, но меня другой аксепт заинтересовал. Смотрите, картина как бы Кампендонка стоила пару миллионов. И вдруг раз – с картиной-то ведь ничего не произошло, она всё так же прекрасна с точки зрения пропорций, палитры и прочей экспрессии - но теперь она стоит всего пару тысяч. Чувствуете, какая маржа?! Помните, в начале 90-х все кинулись торговать компьютерами? Думаете, из-за того, что испытывали неодолимое желание припасть к роднику цифровых технологий? Нет, чуваки, просто маржа была ого-го. А на любом рынке, где такая маржа, и где цена из-за любого дуновения ветра может скакнуть раз в сто, немедленно заводятся торговцы, посредники, дирекция, охрана и киоск с шавермой. Закон природы. Чего ж удивляться всем этим кураторам, критикам и артэкспертам, расцветшим на рынке современного искусства пышным гельманом . Это как если бы голодные дружно бежали к вывеске "ЗДЕСЬ ЕДА!", а слепые удивлялись бы, чё это они все туда бегут.
Ш4: То есть выходит, нет никаких обьективных критериев оценки? Густота мазка? Доступность мессиджа? "При виде этой картины 90% мужчин ощутили просветление, а остальные эрекцию"?
Ш3: Увы, нет.
Ш4: Но это ужасно несправедливо! Неужели ничего нельзя поделать?
Ш3: Почему же. Можно прозреть.
Ш1: Кстати, я, кажется, уже прозрел.
Ш2: И я.
Ш4: ЗДЕСЬ ЕДА!
Ш3: Побежали!
Tags: вестник энтропии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments