5. Вл. Ильин "К друзьям и читателям о доносчиках и клеветниках", "Возрожденiе", Париж, декабрь 1957 г.
Жизнь человѣческая вообще и наша эпоха в особенности полна парадоксов. Одним из тех парадоксов является то чувство облегченiя и, не скрою - нѣкотораго злорадства, которое охватило меня при появленiи грязнаго пятна на страницах. Словно наконец прорвался зловонный нарыв и все тайное стало явным.
Автор этих слов ни в какой степени не политик и не публицист. Он всего только мыслитель, артист и богослов. И всегда его живѣйшим желанiем было стоять как можно дальше от рынка с его стооким слѣпцом-толпой. Но сверх того автор этих строк еще живой человѣк, с сердцем чувствующим и реагирующим на все то, что может имѣть моральный смысл и моральную оцѣнку. "Не могу молчать" Л.Н.Толстого, нѣкогда еще, в юную пору, глубоко запало в мою душу, и с этих пор, стало одним из руководящих стимулов моей моральной жизни. Это ничего. что объекты возмущенiя и невозможности молчать у меня часто были совершенно иныя, чѣм у Л.Н.Толстого. Все равно - я глубоко цѣнил великаго русскаго художественнаго и моральнаго генiя за то, что он был человѣк "с ободранной кожей" и мог чувствовать, гдѣ правда и гдѣ неправда.
Я никогда не мог спокойно видѣть насилiя сильнаго над слабым, считая, что Христосъ всегда с обиженным - независимо от того "виновен" или "невиновен" в глазах государственных вершителей судеб мiра пострадавшiй. Мое моральное негодованiе и жажда возстановить попранную справедливость удесятерялись, когда приходилось быть свидѣтелем того, что Салтыков-Щедрин назвал "неслыханной неправдой совершившей свой кровавый суд над истиной" (рѣчь идет об осужденiи и крестной смерти Спасителя).
Такой неслыханной неправдой всегда был для меня неправый и не имѣвшiй ни тѣни внутренней возможности оправданiя, суд над Старой и Вѣчной Россiей, над Родиной-Матерью со стороны ея внутренних и внѣшних врагов, кѣм и чѣм бы послѣднiе не прикрывались., хотя бы "служенiем", так называемому "страждущему народу" (в дѣйствительности здѣсь не было ни "народа" ни "страданiя" ни "служенiя"). Народ и его страданiя были совсеѣм в другом разрѣзѣ и этого "разрѣза" очень многiе из врагов не могли или не хотѣли замѣтить. "Правизна" или "лѣвизна" здѣсь не играли ни малѣйшей роли, ибо мнѣ было рѣшительно все равно бьют или убивают Россiю справа или слѣва. Важно было то. что страждет и несправедливо поносится Родина-Мать.
В теченie всей своей невыносимо мучительной исторiи, кончившейся революцiонной Голгофой, Россiя только и дѣлала. что приносила себя в жертву. слѣдуя дѣйствительно в этом отношенiи законам Христа. Отсюда быть может необычайная свобода, внутренняя культурная свобода не только Русской элиты, но и русскаго человека - разумѣется в его лучших аспектах.
Русскому человѣку незачѣм проповѣдывать космополизм: он и без того космополит по рожденiю уже в силу того, что он русскiй. "Один лишь рускiй даже в наше время, то есть гораздо еще раньше, чѣм будет подведен итог, получил уже способность становиться наиболѣе русским именно лишь тогда, когда он наиболѣе европеец. Это и есть самое существенное нацiональное различiе наше от всѣх, и у нас на этот счет как нигдѣ. Я во Францiи - француз, с нѣмцем - нѣмец, с древним греком - грек, и тѣм самым наиболѣе русскiй, тѣм самым я - настоящiй русскiй и наиболѣе служу для Россiи, ибо выставляю ея главную мысль". Эту установку подчеркивает проф. В.В.Зѣньковскiй (нынѣ протопресвитер) в своей превосходной книгѣ "Русскiе мыслители и Европа". Это же касается и мiросозерцательных цѣнностей. Русскiй стремится их разыскивать повсюду, даже в мiросозрцанiях ему наиболѣе чуждых.
Такая точка зрѣнiя была всегда моей profession de foi, моим символом философской вѣры, во всяком случаѣ, одной из важнѣйших статей этого символа. Но этого рода установки были свойственны исключительно дореволюцiонной. вѣчной Россiи, а также тѣм ея элементам, которые пережили катастрофу, уцѣлѣли и поставили в пустынѣ внукам тѣ же алтари. Этого свойства (за рѣдчайшим исключенiем) были совершенно лишены люди задумавшiе революцiонное истребленiе Россiи и всей Русской Культуры. В огромном большинствѣ случаев "служенiе страждующим братьям" было лишь предлогом, а истинной цѣлью было рарушенiе Россiи и по возможности всего того, что не подходило под кургузый и до смѣшного мелкiй революцiонно соцiалистческiй трафарет. Не было ни одной цѣнности во главѣ с цѣнностями религiозными, которыя не были бы оплеваны, унижены и приговорены к смерти (вмѣсте с верховной цѣнностью свободной личности), русскими революцiонерами. Я и возстал за попранныя цѣнности культуры и духа направляя силу слова туда, гдѣ усматривал для них угрозу.
Таким образом мнѣ по сознанiю своего долга перед Родиной и высшими цѣнностями культуры вообще приходилось все время выдерживать борьбу буквально на всѣх фронтах и во всѣх направленiях. Этим "донкихотством" я очень себѣ вредил, но поступить иначе не мог. Эту борьбу я вел, как в своих публичных выступленiях, так и на страницах "Возрожденiя".
Так как семья моей жены Вѣры Николаевны была еврейскаго происхожденiя, то по занятiи Парижа и части Францiи нѣмецкими войсками в 1940-41 гг., на меня и на мою жену посыпались доносы по "арiйскому параграфу". Жену мнѣ удалось спрятать, но сам я был арестован и увезен в Берлин, гдѣ от меня потребовали, чтобы я писал в угодном для наци духѣ. Я отговорился тѣм, что я мог писать только на музикологическiя темы, что по тогдашнему расположенiю моего духа соотвѣтствовало истинѣ. Мнѣ дали музыку, но вмѣстѣ с тѣм писали и подписывали моим именем нѣкоторыя статьи возмутительнаго и презрѣннаго содержанiя. Впрочем в это время в Берлинѣ было нѣсколько Ильиных и только впослѣдствiи произведенное тщательно изслѣдованiе и слѣдствие, длившееся полтора года, возстановило, кто был автором этих безобразных статей. Нацистскiе агенты любили повторять: пишите себѣ о философiи и о музыкѣ, нам нужно ваше имя. И они дѣйствительно взяли от моего имени все, что могли. Не пощадили они и имени моей жены, которая, хотя и образована и отлично знаѣт важнейшiе языки, никогда, за всю жизнь не написала и не напечатала ни одной строчки, и пришлось ей зарабатывать хлѣб для себя и для своей семьи на черном рынкѣ, постоянно подвергаясь опасности как по "арiйскому параграфу", так и по черному рынку.
Я, давно уже удаленный отовсюду за мое предполагаемое сотрудничество с нѣмцами и совершенно больной, переведенный из Германiи в Париж, занимался композицiей, читал лекцiи по музыкѣ и выступал по соотвѣтствующим отделам философiи. Писал тезы и книги, также как и композицiи позже подписанныя другими именами. Пользуясь моим безвыходным и невозможным положенiем - я для всѣх был непрiемлем и не подходил ни под какую категорiю - меня эксплуатировали и платили изумительно мало.
Сейчас же после освобожденiя Францiи на меня вновь посыпались доносы, но на этот раз как на коллаборанта, причем доносили французским властям тѣ же лица , что раньше доносили властям нѣмецким. Нѣкоторое время я был под арестом, потом меня выпустили, началось длиннѣйшее слѣдствiе, продолжавшееся более года. Слѣдователь, человѣк военный, честный и чистый, вел дѣло строго, методически и детально, провѣрял буквально каждое мое показанiе. У него скопился огромный матерiал касавшiйся меня и доносов на меня. Кончилось все моим полнейшим обѣлением. Слѣдователь выразил, в послѣднем моем допросѣ, когда ему уже все было извѣстно, сожалѣнiе по поводу постигших меня испытанiй, которыя, как он выразил надежду, должны были окончиться. Но, увы, эти испытанiя не кончились и по сей день - ибо мои клеветники и недруги из самых разнообразных лагерей и направленiй. каждый по своему, продолжают чернить меня, особенно стремясь не давать хода и уморить меня так сказать "сухой гильотиной".
Так как прошло довольно много времени (11 лѣт) в теченiе которагоя не мог получить постояннаго мѣста, на какой-либо соотвѣтствующей моей профессiи службѣ будучи лишь "разъѣздным проыессором от приглашенiя к приглашенiю" и печатался сравнительно мало, так как клевета и навѣты сильно мѣшали устройству моих статей и книг. Я даже не имѣл ни "аллокасiон фамилiаль", ни "ассюранс соцiаль" - как не имѣющiй стабильнаго мѣста. Эта же клевета никогда не рѣшавшаяся поднять голос и дѣйствовать открыто, помѣшала мнѣ и в "Centre national de la recherche scientifique". Это были долгiе годы страданiй и лишенiй для меня и для моей жены - несмотря на то, что я был депортирован в Германию и имѣл всѣ права на компенсацiю. Клеветники добились того, что я превратился в совершенно безправное существо.
Прошло много времени, я стал сотрудником "Возрожденiя", превратившагося в "толстый" журнал. Я помѣстил юбилейную статью о Мендѣлеевѣ, негодуя на тѣ попытки очернить его память, которыя мнѣ постоянно и всюду приходилось наблюдать. "Русская Мысль"... рѣшила прибѣгнуть к методу гораздо менѣе "научному и философскому", но зато гораздо болѣе эффективному - к завѣдомой клеветѣ, вытащив из архива давно уже покрытые плѣсенью старые доносы старых и недостойных людей или быть может молодых представителей сего мастерства.
Написавшему клеветническiй донос Вишняку и напечатавшим Водову и Ко, можно задать вопрос: с каких это пор вытаскиванiе старых клевет и старой лжи давно уже сданных в архив стало примѣняться в качествѣ послѣдняго научно-философскаго аргумента? Этим жалким людям видно дѣйствительно нечего сказать, если они в конечном счетѣ вынуждены прибѣгнуть к такому "аргументу", который можно, пользуясь остротой извѣстнаго русско-польскаго философа Ф.Ф.зѣлинскаго сформулировать так: Сам в грязь прыгни, но только противника забрызгай.
Из приложеннаго документа ясно, что забрызгать меня грязью С.Водову и М.Вишняку и прочим не удалось никак. Зато сами они погрузились в свое собственное болото по уши, - и любопытно посмотрѣть как и в каком видѣ они из него вылѣзут.
Вл. Ильин.
18-11-57, Париж.6
P.S. Относительно же появившихся в "Русской Мысли" фотостатов могу еще раз подтвердить: если это не фальшивка сфабрикованая Розенбергом, то это, повидимому, кухня Вишняка, болѣе поздняго перiода.
6. От редакции, "Возрожденiе", Париж, декабрь 1957 г.
В.Н.Ильин помѣстил у нас статью о Мендѣлеевѣ... Но вот вмѣшался М. Вишняк и тотчас же получилось безобразiе: нѣт ни химiи, ни Мендѣлеева, ни статьи Ильина - а налицо гнуснѣйший донос. Свой донос он напечатал в "Русской Мысли", подкрѣпив его явно ложным документом на русском и нѣмецком языках.
Каждый человѣк, обладающiй хотя бы малѣйшим литературным чутьем, не может не видѣть в этом документе "фактуру", - (о стилѣ не может быть и рѣчи), - самых низов гитлеровскаго Гестапо. В. Н. Ильину нетрудно будет отвѣтить на ложный донос М.Вишняка - В.Ильин в свое время сильно пострадал от нѣмцев, (он женат на еврейкѣ) и сочувствiя каждаго порядочнаго русскаго читателя, конечно, будут на его сторонѣ.
И вообще: какое дѣло Вишняку до того, кто и как спасал себя и дорогих для себя лиц от палачей? Мы знаем, что одним удалось благодаря долларам богатых покровителей улетѣть в Америку, гдѣ их ожидали и друзья и американскiе паспорта. Другiе не имѣли возможности сдѣлать это, так как не имѣли ни долларов, ни покровителей в Америкѣ, и, увы, погибали. И, наконец, были и такiе, которые вынуждены были припасть к ногам Розенберга...
Не скроем, что наши симпатiи на сторонѣ этих несчастных или погибших. Вѣроятно, оттого, что мы, по выраженiю Вишняка "вульгарны", недостаточно прониклись долларовым аристократизмом. И мы предпочитаем оставаться «вульгарными» в этом смыслѣ, хотя бы для того, чтобы отмежеваться от "хорошаго тона" М.Вишняка и печатающих его "произведенiя".
Повидимому г-на Вишняка особо интересует поведенiе русских людей во время послѣдней войны. Но для судеб Россiи гораздо важнѣе было поведенiе русских революцiонных партiй во время войны 1914-1918 г.г. По этому поводу М. Вишняк мог бы найти в газетѣ "Die Welt" (от 7 ноября 1957 г.) интересныя свѣдѣния о денежных пособiях, полученных русской партiей соцiал-революцiонеров от германскаго - т.е. непрiятельскаго правительства в цѣлях сверженiя существовавшего режима и уничтоженiя Россiи...
Это гораздо серьезнѣе, чѣм подозрительный "документ" г.Вишняка, так как в нѣмецкой газетѣ рѣчь идет о подлинных тайных архивах германскаго Министерства Иностранных Дѣл эпохи первой мiровой войны, а не о каких-то розенберго-вишняковских фальшивках.
7. "Угнетенная невинность", "Русская мысль", Париж, 23.01.58
Мы не собирались продолжать полемику с г.В.Ильиным. Но редакция "Возрождения" поместила новую вызывающую и грубую статью этого профессора богословия с выпадами по адресу М.В.Вишняка. Ответ последнего г.Ильину и редакции "Возрождения" мы печатаем ниже. Дальнейший спор с ними прекращаем. РЕД.
В последней тетради "Возрождения" Вл.Ильин воспроизводит уже напечатанное в "Русской Мысли" от 30 ноября удостоверение французского суда от 1947 года о том, что он "никогда не вел пропаганды в пользу немцев" и в действиях его "состава преступления" не оказалось. Насколько фактически верно то, что он никогда такой пропаганды не вел, видно будет из дальнейшего. Сейчас жу укажем на автохарактеристику, которую Ильин предпослал этому удостоверению. В ней он рисует себя в очень привлекательном свете.
"Живой человек, с сердцем чувствующим и реагирующим на все то, что может иметь моральный смысл и моральную оценку" Вл. Ильин еще "с юной поры" руководствовался толстовским "Не могу молчать", "не мог спокойно видеть насилия сильного над слабым", был "космополитом по рождению уже в силу того. что он русский", "восстал за попранные ценности культуры и духа", "для всех был неприемлем и не подходил ни под какую категорию", его "эксплуатировали и платили изумительно мало" и т.д. и т.п.
Все это присказка. Существо же дела сводится к тому, что немцы увезли Ильина из Франции в Германию и "потребовали, чтобы я писал в угодном для наци духе. Я отговорился тем, что я мог писать только на музыкологические темы... Нацистские агенты любили повторять: пишите себе о философии и о музыке, нам нужно ваше имя." Ильину "дали музыку, но вместе с тем писали и подписывали моим именем некоторые статьи возмутительного и презренного содержания (подчеркнуто Ильиным).
Он прав только в последнем: написанные и подписанные "Владимир Ильин" в берлинской газете Деспотули7 статьи действительно - и возмутительного и презренного характера. Приведем ряд выдержек из этих статей за вторую половину 1941 года.
29 июня 1941 г. статья "Час Востока". Она восхваляет напечатанную под тем же заглавием ("Ди Штунде дес Остенс") статью Альфреда Розенберга, опубликованную в "Фелькишер Беобахтер" 24 июня, т.е. через два дня после вторжения немцев в Россию. Владимир Ильин здесь утверждает: "Эта статья (Розенберга) примечательна для нас, русских, тем, что в ней ни слова не сказано о войне с Россией, но только о борьбе с иудео-большевизмом и плутократией (подчеркнуто Ильиным)... Начав с востока, тьма сгустилась до крайних пределов на проклятом острове и прошла дальше – до Нью-Йорка, этой второй красной Москвы." Попутно автор отмечает "участливое сострадание" Розенберга к "обнищавшему и обескровленному населению Советского Союза".
6 июля 1941 г. в статье "Советская подделка" Ильин пишет: "Раз навсегда должны запомнить красноармейцы, что они льют свою и чужую кровь за водворение власти еврейского капитала над всей землей... Обратив свое оружие против коммунизма и англо-еврейского капитализма, советские рабы вновь станут не только честными русскими людьми, но и подлинными освободителями трудящихся всего мира от власти золотого спрута." Что это - "пропаганда в пользу немцев" - или нет?
7 сентября 1941 г. в статье "Их бездарность" можно прочесть: "То. что еврейский мессиненок (или мессионеныш) Рузвельт разыгрывает роль арбитра в европейских делах, удивляться этому не следует. Америка, в частности ее нынешний президент или как некто остроумно выразился "прижидент" (потому что он действительно "из жидов") - главные если не единственные виновники нынешней войны". Это тоже не пропаганда в пользу немцев?
21 сентября Вл.Ильин в статье "Единый фронт плутократии и большевизма" просвещает читателей: "Надо наивно обманываться или сознательно обманывать, чтобы не замечать кровного внутреннего сродства, а ныне и формально-внешнего союза капиталистов-плутократов и коммунистов-большевиков... Через всю историю послехристианской эры проходит эта драма борьбы денег с творчеством,, борьбы золотого тельца с духом... Этим людям (нашим левым, от Милюкова до Ленина и от Белинского до Сталина) надо было искоренять нееврейское среднее сословие. Они поставили себе главной целью истребить жизненную основу опасных евреям наций... приводя к вырождению и уничтожению крупно-капиталистической эксплуатацией все нееврейское."
Статьи эти как будто не на "музыкологические темы"?! Они против коммунистов, да, но первое место в них занимают "иудео-папизм на Востоке" (Польша), "иудео-демократы" и "иудео-капиталисты" (Америка и Западная Европа) и, наконец, "иудео-большевизм". Такие выдержки из статей Вл.Ильина можно продолжать бесконечно. Но мы ограничимся еще только одной, с особенной наглядностью выдающей не только стиль и "мораль" Ильина, но и "фактуру" его писаний.
17 августа 41 г. в упомянутой нацистской газете на русском языке Ильин опубликовал статью "Сокровение и откровение". Опираясь на Евангелие и со ссылками на В.В.Розанова "доктор богословия" Ильин пишет "черно-жертвенное людоедство - вот сокровенный смысл религии "кошер". " И далее: еврейский резник, убивая скот или птицу, колет "так же как и при ритуальном убийстве "гоев", так же как и при убиении Господа Иисуса ", поясняет он в скобках и очевидно для того, чтобы закрепить авторские права на это уподобление он сопровождает их инициалами "В.И.". Статья кончается прославлением свастики - "меча чести и солнечного символа".
В письме в "Русскую Мысль" от 30 ноября Ильин заявил, что опубликованное мной обращение его к Розенбергу от 2 января 42 г. - подлог, к которому даже и я будто бы приложил руку. В письме в "Р.М." он заявил, что подложный документ "целиком сфабрикован канцелярией Розенберга". Не надо было быть черезчур дальновидным, чтобы догадаться, что третья версия объединит две предшествующие. Так и случилось: исполняющий обязанности секретаря "Возрождения" договорился до "розенберго-вишняковских фальшивок"...
Вл.Ильин - не первый и не единственный из стаи "славных", перекочевавших из газеты "Возрождение" в нацистскую газету Деспотули. С Ильиным рядом оказались и Н.Н.Брешковский, и аккуратно поставлявший еженедельно фельетоны И.Д.Сургучев ("человек глубоких прозрений", как его характеризует "Возрождение") и выделявшийся своим циническим человеконенавистничеством и юдофобией В.Аббданк-Коссовский, и другие.
Ворошить этот отвратительный "возмутительного и презренного содержания" (по нынешнему признанию Ильина) хлам - нет, конечно, ни у кого охоты. Но авторы возмутительных и гнусных статей, памятуя свое прошлое, и, особенно, претендующие на "моральную оценку" и человеколюбие, обязаны по меньшей мере к сдержанности, если не к скромности, и не изрыгать хулы на других - в частности на "кабинетных либералов", "славянофилов, толстовцев, эсэров". Это в одинаковой мере относится и к "руководителям" изданий. в которых публикуются возмутительного и презренного содержания статьи.
М.Вишняк.
P.S. В "Не для полемики", напечатанном в "Р.М." 21 декабря, неправильно сказано, что Вл.Ильин прославил Гитлера как "бого-человека". До этого Ильин все же не дошел: он говорил о Гитлере как о "человеке-боге"8.
8. От редакции, "Возрожденiе", Париж, февраль 1958 г.
Несмотря на завѣренiя в том, что "мы не собираемся продолжать полемику" или "возвращаться к этому вопросу и продолжать спор", - и г. Вишняк и печатающая его "Русская Мысль" все же полемизировать и спорить продолжают. Причем в гнусной формѣ.
В номерѣ "Р.М." от 23 января с.г. напечатана очередная многословная ('и, конечно, "разоблачающая") статья г. Вишняка "Угнетенная невинность". Цѣль этой статьи, как всѣх его писанiй, опорочить не только В. Н. Ильина и других наших сотрудников, но и испачкать все нацiональное, русское, в том числѣ и "Возрожденiе", смѣющее "свое сужденiе имѣть".
Для нас, русских эмигрантов проживающих во Францiи, вполнѣ достаточно постановленiя французскаго суда, реабитилирующаго В.Н.Ильина. Точка зрѣнiя г. Вишняка и др. в данном вопросѣ нас не интересует и никакого значения имѣть не может. В упомянутой статьѣ г. Вишняк попросту продолжает копаться в... "архивах", сводить личные счеты и выливать ушаты грязи не только на всѣх, кто был принужден работать у нѣмцев, но и на французскiй суд... Дѣлает он это с каким-то болѣзненным злорадством, почти с садизмом, и с безмѣрной жаждой мести, хотя событiя, вызывающiя эти припадки бѣшенства у г. Вишняка, происходили почти 20 лѣт назад. Видимо изувѣерства в Вишнякѣ ничто искоренить не может.
Напомним этим "клеветникам Россiи": "Возрожденiю" расизм отнюдь не свойственен. Не в русском характерѣ ни расизм, ни нацизм, ни вѣчная злоба, ни жажда мести. Это удѣл диких людей и цивилизованных дикарей, чуждых европейской, т.е. христiанской культурѣ и ея принципам; культурный европеец не стал бы заниматься доносами и сладострастно "ворошить этот отвратительный, возмутительнаго и презрѣннаго содержанiя, хлам".
Нынѣ писанiя г.Вишняка, направленныя против нас - скорѣе уже шантаж, чѣм донос: "этим я мол напугаю и заставлю замолчать!".
Напрасно. Вишнякам нас таким путем свободы слова не лишить!
6 - далее следует французский и русский текст письма адвоката Пальвадо, опубликованный выше.
7 - пронацисткая газета "Новое слово", редактором которой был В.Деспотули.
8 - по этому поводу А.Арьев замечает: Что касается «человекобога», то, по христианскому словоупотреблению, «человекобог» противополагается «богочеловеку» Христу. Кто-кто, а уж Ильин был в курсе этой широко обсуждаемой в русской религиозной философии начала XX в. дилеммы. Так что прославление «ницшеанского» «человекобога» Гитлера закодировано носит у Ильина отрицающий прославляемого характер.