Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Categories:

владение умениями синтеза

Читал документ с поэтичным именем pr_ooo.pdf. В названии фигурируют не три яйца, как могли бы подумать буквалисты, а избранные куски словосочетания "федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования". В документе рассказывается, что школьную программу старших классов надо существенно сократить, а вместо "избыточных знаний" ввести предмет, позволяющий сделать школьника русским гражданином и патриотом: "Россия в мире".
Результаты изучения которого должны отражать:
1) сформированность целостного, многоаспектного образа России в разные периоды истории на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологи и пр.;
2) сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности;
3) сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов;
4) сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа;
5) сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
6) сформированность способности противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России;
7) сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников; владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.


Бросается в глаза стилистическая мощь автора стандарта: "в разные периоды истории на основе синтеза истории", "части мира в контексте мирового развития", "взгляда глазами с точки зрения", "сформированность умений использования спектра информации".
В остальном текст представляет собой нагромождение бессмысленнoго (пункт 2) и порой безграмотного (пункт 6, к примеру, требует научить школьника противостоять фальсификациям так, чтобы нанести ущерб национальным интересам) канцелярита вперемешку с перепевами советского официоза (ср. пункт 4, с Леонид Ильич Брежнев говорил, что единство многонационального советского народа прочно как алмаз. И как алмаз переливается многоцветьем граней, так и единство народа сверкает многообразием составляющих его наций, каждая из которых живет богатой, полнокровной, свободной и счастливой жизнью.) и дикими футурологическими фантазиями (пункт 7).

На вопрос "За каким хером это понадобилось, если уже есть курс истории?" текст не отвечает, зато отвечает один из идеологов школьной реформы А.М.Кондаков:
Мы поставили задачу перед Институтом истории (и российской, и всеобщей): создайте галерею национальных «героев», на примере которых мы будем воспитывать подрастающее поколение. Пока они с этой задачей не справились. Многие вещи в учебниках истории излагаются обезличенно. Поэтому, например, курс «Россия в мире» призван, в том числе, «вытащить» тех лидеров, на примере жизни и деятельности которых можно воспитывать подрастающее поколение.
Ну слава богу, корень зла найден: многие вещи в учебниках истории излагаются обезличенно. Или как сказал бы автор цитируемого стандарта "сформированность изложения содержания учебника истории не позволяет избежать обезличенности как определяющего компонента, препятствующего формированию гражданственности общества в контексте реформы процесса образования в ущерб национальным интересам России".

Что касается "галереи национальных героев", то все новое - хорошо забытое старое. Достаточно вернуть "ленинские четверги" и добавить к ним "сусанинские понедельники", "суворовские вторники" и "столыпинские среды". По пятницам - десталинизация и дискотека.
Tags: курсивчик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments