1. Находка Цурганова.
Кандидат исторических наук, доцент РГГУ Юрий Цурганов писал в 2000-м в журнале "Посев" (N10):
При этом Цурганов ссылается на выглядящий вполне убедительно источник: ГАРФ, фонд 5761, оп. 1, д. 9, л. 207.
Девять лет спустя он рассказал о той же телеграмме в эфире радио "Свобода":
Примерно тогда же посетительница сайта bolshoyforum.org списалась с Цургановым:
"Ф. Р-5761 ОБЩЕКАЗАЧЬЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. Прага. 1939–[1945]. С. 166".
У вас нет отсканированной копии этой телеграммы?
и получила ответ:
Это машинопись на обыкновенном листе бумаги, насколько помню (обнаружил в 1996 г.).
Заметим, что историк не обращает внимание на очевидный намек, содержащийся в вопросе: что телеграмма Молотова делает в архиве общеказачьего объединения в Праге?
2. Попытка реконструкции.
Сведения о готовящихся в Красной армии нововведениях дошли до немцев уже в начале января. 12.01.1943 руководитель отдела Ост рейхсминистерства пропаганды д-р Тауберт пишет Геббельсу:
Все мероприятие лежит в русле "Отечественной войны". Вне всякого сомнения это политически и пропагандистски умный ход Сталина. Он внесет свою лепту в то, что население Советского Союза будет считать войну сражением в защиту России, а не большевизма, а за границей усилится впечатление, что Советский Союз все более удаляется от большевизма и становится цивилизованным и гражданским государством (В том же духе воздействуют объяснения насчет религиозной свободы, пожертвований церкви для Красной Армии и пр.) Это новое распоряжение несомненно усложняет вербовку нами добровольцев. Даже если мы сейчас решимся перейти к совершенно новой политической программе для восточных территорий (фиктивные правительства), она в результате действий Сталина будет чрезвычайно затруднена.
В качестве пропагандистских ответных мероприятий предлагается по согласованию с полковником Мартином следующее:
По радио (восточная программа) и в листовках мы еще до официального объявления о новых мероприятиях будем на них указывать. Сначала будет дано предварительное сообщение о том, что через несколько дней к определенной дате будут даны разоблачения о запланированных действиях Сталина, потом мы сообщим о них с соответствующим комментарием. Таким образом мы сможем использовать новые установки в духе нашей пропаганды до того, как Сталин сделает свое пропагандистское объявление. Таким образом будет существенно усилен интерес к нашим передачам. Если же - что, однако, маловероятно - сталинские мероприятия не будут осуществлены, мы можем триумфально утверждать, что Сталин дал обратный ход, так как мы разоблачили его намерения.
на что получает ответ: Господин министр согласен с Вашими предложениями относительно "организационных изменений в Красной Армии"."
Обратим внимание, что "ответные пропагандистские мероприятия" предназначались не для всей аудитории, обслуживаемой министерством пропаганды, а лишь для "восточной программы".
Жительница Киева И.Хорошунова записывает в своем военном дневнике:
Вчера и сегодня уже несколько раз подряд передает немецкое радио заинтересовавшее всех сообщение: «Об изменениях в Советском Союзе». «Красная Армия переименовывается в Русскую армию. Командиры в офицеров. будут у них золотые погоны и денщики. К тому же возвращают в армию всех бывших офицеров царской армии, всех прежде репрессированных белогвардейцев, с присвоением им их прежних чинов. Офицеры выделяются в особую привилегированную касту».
Сообщение точно в таком виде, как я записала, мы слышали по немецкому радио на украинском языке своими собственными ушами. Сомневаться в том, что это говорилось, не приходится. Но есть над чем поломать голову. Публика не замедлила этим заняться.
[...]
26 января 1943 г., вторник...
Пишут в газетах «Нове українське слово» и «Последние новости», что «по указаниям Сталина в русской армии введен трехцветный флаг и предполагается раздача княжеских титулов: Ворошилов — князь Ленинградский, Тимошенко — Таврический, а Каганович — Кавказский».
Здесь еще нет сведений о "телеграмме Молотова". Самое раннее, пока обнаруженное мной, упоминание телеграммы - 21 февраля 1943 г, когда издававшаяся в Берлине украинская газета "Нова Доба" публикует ее текст:
Итак, "телеграмма" оказывается трюком в рамках одобренных Геббельсом "пропагандистских ответных мероприятий". Но как она попала к казакам в Прагу? Ответ на этот вопрос я нашел в газете "Казачий вестник" (от 15.03.43), издававшейся в Праге Казачьим национальным движением (сепаратистами под началом инженера В.Глазкова):
Круг замыкается: вполне вероятно, что из берлинской украинской газеты текст "телеграммы" попал в херсонскую, оттуда к казакам в Прагу, ее перевод, скорее всего, и отложился в архиве общеказачьего объединения как "машинопись на обыкновенном листе бумаги", которую Ю.Цурганов обнаружил в ГАРФе в 1996 г.
Остается еще один вопрос: был ли украинский текст первоисточником "телеграммы" или переводом с немецкого или русского.
За немецкий источник вроде бы говорит утверждение "Казачьего вестника" о том, что "немецкие политические и дипломатические круги" комментировали телеграмму. Против
1) то, что "Казачий вестник" перепечатал телеграмму не из немецкого источника, а из провинциальной украинской газеты
2) то, что телеграмма была сочинена в рамках пропагандистских мероприятий для восточной аудитории, а не для жителей рейха
3) то, что в просмотренных мной немецких газетах за январь-февраль 1943 г. пропагандистский вектор совершенно очевидно направлен в другую сторону: не "Сталин пресмыкается перед Рузвельтом", а "Рузвельт и Черчилль пресмыкаются перед Сталиным".
Уверен, что со временем удастся ответить и на этот, впрочем, уже второстепенный, вопрос.