Напомню, о чем шла речь.
По данным К.M.Александрова Николай Васильевич Ветлугин-Тензеров родился в Новочеркасске, преподавал физику и математику, работал в НИИ.
Александров опирается на показания свидетелей, лично знавших Тензерова, в том числе на мемуары известного деятеля НТС Б.В.Прянишникова:
О себе [Тензеров] рассказал, что родом из Новочеркасска, сообщил об общих знакомых... и о многих других относящихся к Новочеркасску обстоятельствах. Затем сказал, что хотя он и выступает под фамилией Тензоров, все же настоящая его фамилия Пузанов.
О том, что настоящая фамилия Тензерова Пузанов, говорил на власовском процессе в Москве в 1946 г. и генерал Трухин.
Сам Тензеров-Ветлугин в гарвардском интервью рассказывал, что преподавал в школах, затем работал в НИИ, занимаясь сперва горной промышленностью, затем баллистикой, затем атомной физикой. Подробно излагает методику тестов на профпригодность, которую использовал в начале 30-х.
Действительно можно найти несколько изданных в 30-е брошюр инженера Николая Васильевича Пузанова, посвященных технике безопасности и проверочным испытаниям на курсах повышения квалификации.
Разночтения появляются в начале войны. К.M.Александров, ссылаясь на допрос одного из власовцев, упоминает, что Тензеров "при пленении был в звании интенданта II ранга".
Сам Тензеров рассказывает, что жил в Москве, стоял на особом учете как профессор военной артиллерийской академии, был "линейным капитаном (line captain, whatever it may mean), но на должности, соотв. званию генерал-майора". На фронте находился с декабря 1941-го, причем на офицерской должности, т.к. однажды был послан в Моздок за резервным батальоном. В плен попал в Крыму в мае 1942-го.
Единственный же Николай Васильевич Пузанов, которого знает ОБД Мемориал (1, 2), хотя и житель Москвы, и попал в плен в Крыму в мае 42-гп, но вовсе не генерал-майор и не интендант второго ранга, а сержант:
Пузанов Николай Васильевич, 1904, Ярославль, призван Нальчикским ГВК 27.01.1942, пропал без вести 06.05.1942
Тогда мы остановились на том, что есть четыре возможности:
1) Инженер Пузанов, сержант Пузанов, и Тензеров - одно лицо.
2) Инженер Пузанов и Тензеров - одно лицо, но он должен быть офицером, а не сержантом.
3) Настоящая фамилия Тензерова действительно Пузанов, но все найденный нами следы ложные.
4) Настоящая фамилия Тензерова вообще не Пузанов.
И вот в архивах СВАГ обнаружился следующий документ:
Как мы видим, чекисты разыскивают того самого сержанта Пузанова, родившегося в 1904 г. в Ярославле. Та же ситуация, что и с Милетием Зыковым, когда единственный Милетий Зыков в ОБД и есть тот самый, которого ищут органы:
Т.е. в обоих случаях имеет место самозванство: рядовой Зыков позже назвался и даже носил форму старшего политрука и батальонного комиссара, сержанта Тензерова видели в форме интенданта второго ранга, а сам он утверждал, что его предвоенная должность была генерал-майорской.
Разумеется, не исключена возможность, что чекисты ошибались. Натурально, они прошерстили картотеку (базы данных в их распоряжении не было, поэтому потратить пришлось недели, а не секунды) и нашли единственные удовлетворяющие заданным условиям кандидатуры (те же, что мы нашли 65 лет спустя в ОБД). Ошибка тем не менее возможна.
В случае Тензерова, однако, в распоряжении чекистов был важный свидетель - НТС-овец Д.В.Брунст, попавший в плен в Чехословакии в конце войны. Тензеров был женат (по всей видимости, повторно, у Н.В.Пузанова была жена в Москве) на сестре Брунста. Есть немалая вероятность, что Брунст знал его настоящее имя.