Рейхсфюреру СС и начальнику немецкой полиции,
Личный штаб
Берлин, Принц-Альбрехтштр.8
Тема: Вербовка русских эмигрантов в юго-восточных областях
В ответ на телеграмму от 22.10.421
Тот факт, что в свое время в Сербии находилось лишь малое количество соединений вермахта, стал поводом для полковника Кевиша2, ныне покойного начальника штаба немецкого главнокомандующего на Юго-Востоке, по согласованию с уполномоченным по экономическим вопросам в Сербии группенфюрером НСФК Нойхаузеном, распорядиться об организации охранной группы3. В нее набирались русские белоэмигранты - офицеры и солдаты. Это остатки армий, возглавлявшихся русскими генералами Врангелем, Миллером и Юденичем. После окончания мировой войны они нашли пристанище в балканских странах, в Польше и в протекторате.
Вербовка вермахтом русской охранной группы распространялась при этом на все вышеназванные страны. Задачей этой охранной группы была,
Эти полки находятся исключительно под русским началом, приказы отдаются на русском языке. Им придан в качестве офицера связи майор вермахта, они подчинены дивизиям, в зоне действия которых они располагаются. Возглавляет всю русскую охранную группу
Полицейских сил, приданных мне из рейха, на сербской территории мало, поэтому я решил усилить их за счет вспомогательной полиции и тоже обратил взгляд на русскую эмиграцию.
Я вступил в контакт с русским капитаном фон Семеновым5 (в нем течет немецкая кровь, он женат на немке, двое его детей воспитываются на немецкий манер, он владеет лесопилками в Хорватии), чтобы через него завербовать в батальон вспомогательной полиции проживающих на сербской территории русских эмигрантов немецкого происхождения. При этом мной двигали следующие соображения: русские немецкой крови под командованием немцев, отдающих приказы на немецком языке, будут с учетом их немецкого происхождения политически обработаны в немецком духе. Они составят части вспомогательной полиции, члены которых будут способны, владея языками, сослужить нам полезную службу нам как на сербской территории, так и в иных областях.
С разрешения рейхсфюрера СС и начальника немецкой полиции я организовал один такой батальон, который управляется чинами немецкой полиции и который себя уже зарекомендовал. Разрешена организация второго батальона, каковая находится в стадии подготовки.
Так как ресурсы русской эмиграции в Сербии уже исчерпаны, я обратил взор на другие балканские страны. По этому поводу я в свое время имел беседу с начальником штаба полковником Кевишем, который, хотя и не слишком охотно, дал разрешение на вербовку русских эмигрантов немецкой крови. Тогда я связался с немецким военным атташе в Болгарии, который вначале пошел навстречу, но затем занял резко отрицательную позицию, очевидно, под чьим-то влиянием. Вербовкой занимался капитан фон Семенов, которому, однако, требовалась соотв. должность. Я назначил его хауптштурмфюрером СС в добровольческой дивизии СС "Принц Ойген". Это было необходимо, так как до недавнего времени во вспомогательной полиции отсутствовали командные должности. После исправления этого недоразумения начальником немецкой полиции я сразу же назначил фон Семенова командиром роты вспомогательной полиции, отказавшись от прежнего компромиссного решения.
Командир роты фон Семенов немедленно вступил в контакт с подразделениями вермахта в других балканских странах, либо посредством опекавшего русскую охранную группу майора Лихтенекера, либо через немецких военных атташе. С правительствами этих стран не возникло никаких сложностей. Сложности, однако, возникли с немецкими военными атташе, которые, очевидно, стремились противодействовать вербовке в полицию, поощряя вербовку в вермахт. В связи с чем хотел бы обратить внимание на следующий факт:
Русская охранная группа находится под влиянием руководства русской эмиграции. У нее чисто русское командование, приказы отдаются на русском языке. Таким образом она подвергается политически прорусскому, особенно монархическому влиянию, которое имеет место и которое невозможно отрицать. Она также является русской с расовой точки зрения, имея в своих рядах достаточное количество людей чисто азиатского типа. При вербовке же во вспомогательную полицию происходит расовый отбор, учитывается фактор крови. При этом становится возможным вывести призывников из-под влияния русской эмиграции, поставить их под немецкое командование, отдавать приказы на немецком и пропагандистски опекать их в немецком духе на основании расовой принадлежности.
Посему я прошу рассматривать ситуацию с изложенных позиций и обратить взгляд на всю белую русскую эмиграцию. От беспорядочного набора этой эмиграции в охранную группу многого ждать не приходится, так как пригодные элементы с немецкой кровью растворяются в русской массе. Тем полезнее отбор эмиграции с учетом немецкой крови и расовых факторов при призыве в полицию. Так как русская охранная группа набирается в Сербии, Болгарии, Венгрии, Греции, Хорватии, Румынии, также в Польши и протекторате, причем это до сих пор не вызывало никаких сложностей у вермахта, можно заключить, что претензии по поводу вербовки в полицию представляют собой не внешнеполитическую проблему, а лишь желание насолить полиции и помочь вермахту.
Я прошу учесть данные обстоятельства. Противодействие, оказываемое министерством иностранных дел, не связано с внешней политикой, а отражает антипатию вермахта к полиции.
Согласно приказу вербовка за пределами Сербии будет немедленно остановлена. Но я прошу принять принципиальное решение, желательна ли при описанных условиях вспомогательная полиция из русских эмигрантов.
Группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции [подпись: Майснер] 6
IfZ MA 304
1 - ход событий, приведших к появлению этого документа можно реконструировать примерно так: вербовка русской эмиграции во вспомогательную полицию за пределами Сербии вызвала жалобы соотв. немецких военных атташе в немецкий МИД. Статс-секретарь Лютер отправил запрос рейхсфюреру СС. В Белград ушла телеграмма с приказом остановить вербовку и дать объяснения. Публикуемое письмо является ответом на телеграмму. На его основании канцелярия рейхсфюрера подготовила ответ Лютеру. Исправления в тексте сделаны вероятно в Берлине при подготовке этого ответа.
2 - Эрих Кевиш (1873 - 1942) Ср. Надо отметить весьма благожелательное отношение к русским интересам начальника штаба полк. Кевиша, убеждённого монархиста, врага Гитлера и большого русофила, считавшего, что будущее Германии — в тесном союзе с Императорской Россией. (Н.Чухнов "В смятенные годы").
3 - В оригинале Werkschutz, т.е. "заводская охрана", "охрана предприятий". Сами чины охраны называли себя по-русски "охранной группой", это название и использовано в переводе.
4 - Б.А.Штейфон (1881-1945) - участник первой мировой войны, служил в добровольческой армии, в 1941-м принял командование "охранной группой", ставшей основой русского охранного корпуса. Ср. Самым драматическим эпизодом была история с генералом Штейфоном. Какие-то негодяи донесли в Гестапо, что Штейфон еврейского происхождения... Это случилось еще до формирования Русского Корпуса. Действительно, Борис Александрович был сыном крещеного еврея, мелкого харьковского ремесленника (шапочника) и русской православной матери... Спас положение Скородумов, письменно заявивший германским властям, что ген. Штейфон награжден в 1-ую мировую войну золотым оружием, а эта награда за военную доблесть равноценна железному кресту германской армии, а потому означенный русский генерал никаким преследованиям не подлежит. (Н.Чухнов "В смятенные годы").
5 - М.А.Семенов (1894-1965) - учился в павловском военном училище, служил в добровольческой армии, в эмиграции проживал в Осиеке. После второй мировой войны уехал в Бразилию. Ср. дальнейшее содержание письма с объяснением Н.Чухнова: В случае формирования Семеновым батальона, наименование этой части СС получилось исключительно по бюджетным условиям. Снабжение батальона было поручено, как более богатому, СС-Главному Управлению, но на этом наша связь с СС и кончалась. ("В смятенные годы")
6 - Август Майснер (1886 - 1947) - с 1941 по март 1944-го командовал частями СС и полиции в Сербии. После войны казнен в Белграде.