Top.Mail.Ru
зыков в "социалистическом земледелии" - Игорь Петров — LiveJournal
? ?
Игорь Петров
22.04.2012
13:53

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
зыков в "социалистическом земледелии"
При обсуждении прошлой записи нам подсказали, что в архиве Б.Николаевского есть свидетельство о работе М.Зыкова в газете "Социалистическое земледелие" в 1932-33 г.г.
В недрах Баварской государственной библиотеки нашлось несколько подшивок "Социалистического земледелия": за 1 и 3 кварталы 1931-го, а также за 2 квартал 1932-го. Это ежедневная газета неохватного формата, полная заголовков в повелительном наклонении и психоделических иллюстраций вроде "Пионеры моют хряка-производителя".


И действительно, в нескольких номерах, хотя не за 1932-й, а за 1931-й год, обнаружились статьи М.Зыкова, в том числе одна под уже известным нам по "Коммуне" и "Ханты-Манси Шоп" псевдонимом РОМ. Отрывочность подшивки не позволяет точно реконструировать ситуацию, но, похоже, работа в "Социалистическом земледелии" была логическим продолжением работы Зыкова в "Коммуне", он выполнял функции корреспондента СЗ по Центрально-Черноземному округу. При этом как минимум до марта 1931-го года в "СЗ" из Воронежа писал другой сотрудник "Коммуны", Владимир Егин. И в апреле 1932-го у "СЗ" был уже другой корреспондент по ЦЧО. Возможно, сотрудничество Зыкова с СЗ было весьма коротким эпизодом.

Я обратил внимание на еще одно любопытное пересечение. Параллельно с Зыковым в газете публиковались очерки Бориса Губера и Глеба Глинки (составившие, вероятно, потом их совместную книгу "Эшелон опаздывает"). Оба входили в литературную группу "Перевал". Губер был репрессирован в 1937-м, а Глеб Глинка, литературовед и преподаватель литинститута, ушел на фронт в "писательской роте" в 1941-м и попал в плен.
Упоминания о пребывании Глинки в плену крайне скупы ("провёл годы до конца войны в немецком концентрационном лагере в Польше."), в своих многочисленных послевоенных публикациях сам он эту тему не затрагивает.
В этом контексте несколько странно выглядит появление имени Глинки в предисловии к книге М.Шатова "Библиография освободительного движения народов России в годы второй мировой войны" (1962). Автор при этом выражает благодарность "всем кто мог содействовать архивами, библиографическими материалами, указаниями и пр.содействием работе по составлению предлагаемой книги, в первую очередь, проф. Ф.А.Мозли, проф.А.Д.Далину, Л.Ф.Магеровскому, Иорген Торвальду, Б.И.Николаевскому, Г.А.Глинка...".
В статье В.Позднякова "Мелетий Александрович Зыков" присутствует такой пассаж:
Многие приписывают З[ыкову] не только социализм, но и марксизм... А. Казанцев уже обобщает и пишет: "3. и окружавшая его немногочисленная группа молодежи были правоверными и убежденными марксистами", сознательно набрасывая этим тень на редакционных сотрудников 3. — политических противников Казанцева.При чем Казанцев пишет явно тенденциозные вещи... Назвать марксистами и ленинцами Зыкова, Ковальчука, Самыгина, Глинку, Гаркушу, Ахминова, Духанина и др. мог только солидарист, старавшийся скомпрометировать их хотя бы задним числом за то, что они не разделяли взглядов НТС. Живые сотрудники редакции «Зари» могут сами постоять за себя, но 3. погиб... Восстановление исторической правды о нем — наша обязанность. (выделение мое - ИП)

Вопрос, пишет ли здесь Поздняков о Г.А.Глинке, требует дальнейшего уточнения. Тем более, что в биографии Глинки известная путаница уже имела место. Сотрудник (в дальнейшем главред) "Комсомольской правды" Б.Панкин так вспоминает об эпизоде, произошедшем в 1963г.:
Каплей, переполнившей чашу, была напечатанная в те же дни страница, полоса на газетном жаргоне, с рассказом о славном семействе Глинок, включая одного из поздних представителей династии, писателя и военного летчика Глеба Глинку, который, как считалось, геройски погиб в дни Отечественной войны.
После публикации полосы, встретившей самый живой отклик среди молодых наших читателей, я был уведомлен в том же отделе пропаганды ЦК КПСС, в довольно лаконичной манере, что в ЦК поступило письмо известного писателя-историка Льва Никулина, где он сообщал, что Глеб Глинка отнюдь не погиб, а находится во Франции, где ведет активную антисоветскую деятельность.
Поверят мне читатели или нет, но моей первой реакцией было чувство неловкости перед человеком, которого мы заживо похоронили. Моего казенного собеседника волновало совсем другое: газета, которую он по распределению обязанностей «курировал», сделала рекламу антисоветчику. Я попытался успокоить его, да и себя, сообщением о том, что имя Глеба Глинки фигурирует на мемориальной доске, которая вывешена на фасаде здания Союза писателей на улице Воровского.


Превращение Г.Глинки в военного летчика и рассказ о помещении его имени на мемориальную доску (дочь Г.Глинки Ирина в своих воспоминаниях о мемориальной доске не упоминает) спишем на слабость фактчекинга. Но отметим, что если бы Б.Панкин подобно Л.Никулину читал партийную прессу, то он бы не попал впросак. Еще в 1960г., т.е. за три года до публикации полосы в "Комсомолке" Лев Плоткин указал в книге "Партия и литература: из истории идейного развития советской литературы":
В 1954 году в Нью-Йорке вышла книга изменника родины, бежавшего в Америку, некоего Глеба Глинки, который именует себя бывшим перевальцем. Книга называется «На перевале». В этой книге Глеб Глинка пытается представить перевальцев борцами против советской власти. Нет сомнения, что сочинение Глинки преследует и явно провокационные цели. Но столь же несомненно, что деятельность некоторых руководителей «Перевала» в значительной степени обуславливалась неприятием советской действительности, и это не могло не сказаться самым роковым образом на творчестве участников группы.

Приложения.
1. М.Зыков, "Рижники", "Социалистическое земледелие", 09.07.1931
2. РОМ, "'Секрет' дежевки", "Социалистическое земледелие", 06.08.1931
3. М.Зыков, "В грохоте ришпаков", "Социалистическое земледелие", 06.08.1931
4. М.Зыков, "Уборка начинается - подготовка не завершена", "Социалистическое земледелие", 27.08.1931
5. Б.Губер, Г.Глинка, "История одной болезни", "Социалистическое земледелие", 09.08.1931
6 Б.Губер, Г.Глинка, "На бойком месте", "Социалистическое земледелие", 03.09.1931

Tags:

16 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:labas
Date:22.04.2012 12:04 (UTC)
(Link)
Да, Глинка напечатал эту книгу и вообще активно публиковался в эмигрантской прессе. Кроме того участвовал в конференциях мюнхенского института по изучению СССР.
Т.е. публикация в "Комсомолке" это личный ляп Панкина, который не проверил факты. Органы-то были, полагаю, вполне осведомлены.
Т.е. все же не такая история как с Садовским.
[User Picture]
From:lucas_v_leyden
Date:22.04.2012 19:39 (UTC)
(Link)
Про Глинку - отличная деталь! Все хороши, но особенно симпатичен Лев Никулин, присматривающий одним глазом за Францией, а другим - за советской печатью.
Не встречалось ли Вам (раз уж все равно зашел разговор) деталей пленения / ареста / эмиграции Владимира Федоровича Маркова - поэта и филолога (кстати сказать, выдающегося)? Есть легкая нестыковка в данных, взывающая к углублению.
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 08:57 (UTC)
(Link)
Нет, к сожалению.
В ОБД Мемориал есть Владимир Федорович Марков, 1920 г.р., призванный в Ленинграде, пропал без вести в 1942 г. (дата, думаю, более-менее от фонаря). Но не очень понятно, почему мать живет в деревне в Псковской обл, т.е. он ли это вообще.
[User Picture]
From:lucas_v_leyden
Date:23.04.2012 16:45 (UTC)
(Link)
Угу, это я видел и на идентификацию не решился. Сам он говорил, что был пленен под Ораниенбаумом в 1941 году
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 18:12 (UTC)
(Link)
Документ 47-го года, в одной графе написано, что пропал в 42-м, в другой приписано ручкой, что в июле 44-го. Т.е. искл. на дату я бы не ориентировался, запросто м.б. и 41-й.
[User Picture]
From:semen_serpent_2
Date:22.04.2012 21:35 (UTC)

Лучше поздно, чем никогда

(Link)
С днём рождения! Жить сто лет и куль червонцев
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 07:33 (UTC)

Re: Лучше поздно, чем никогда

(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:loki_trikster
Date:23.04.2012 13:09 (UTC)
(Link)
Спасибо за материалы, из многообразия ваших интересов я остановился на Зыкове. Жалко, не хватает времени вниательно проанализировать все его тексты на повторы и стилистические особенности (чтобы было можно определять и с неясным авторством, и хронологию, если неизвестна, и психическое состояние и степень искренности), но это впереди :).
В связи с этим пожелание иметь эти тексты лучшего качества, очень трудно читать, особенно первую статью, глаза сломаешь.

Где хряк?
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 13:24 (UTC)
(Link)
> Где хряк?

Фотографии и так ужасного качества, при сканировании от них остаются лишь тени.

> В связи с этим пожелание иметь эти тексты лучшего качества, очень трудно читать, особенно первую статью, глаза сломаешь.

Ну соотв.номера Коммуны и ХМШ можно самостоятельно сгружать/читать, ссылки я давал. Там, правда, особенно в Коммуне качество сканов тоже неидеальное.

По СЗ там немного:
http://webfile.ru/5925805
[User Picture]
From:loki_trikster
Date:23.04.2012 13:52 (UTC)
(Link)
С большим интересом прочитал про рижников. Ну талантливо написано. Есть у меня ощущение, что так оно все и было. Не даром артели потом все прикрыли.
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 13:59 (UTC)
(Link)
Поразительный, кстати, эффект: буквально 4-5 заметок, а мой лексикон обогатился словами "рижник", "ришпак", "дежевка" и "лапа Кощука".
[User Picture]
From:loki_trikster
Date:23.04.2012 14:14 (UTC)
(Link)
А также прекрасным употребелнием слов "в отход" и "прорыв" :).
Язык сочный. Я понимаю, тогда конкуренция была ого-го и вообще писательский бум, но вот что-то современным газетам до такого далеко. Да и позднесоветским тоже.
[User Picture]
From:loki_trikster
Date:23.04.2012 14:31 (UTC)
(Link)
Я так понял, газета эта выходила чуть ли не 2-3 раза в день, но была предназначена для руководителей и партийных. Тираж меньше 100 тыс. в то время.
[User Picture]
From:Az Nevtelen
Date:23.04.2012 17:57 (UTC)
(Link)
Спасибо. Статья Рижники удачна. Для привлечения читательской массы можно было бы озаглавить пост: "М. Зыков в борьбе с кулачеством на фронте советского коноплеводства":)
[User Picture]
From:labas
Date:23.04.2012 18:19 (UTC)
(Link)
Ну видимо, рабочую гипотезу, что в Книжную летопись за 31-й год отн. имени-отчества свердловского М.А.Зыкова вкралась ошибка, надо считать верной. Вариант, что Милетий Александрович быстро ускакал из Воронежа в Свердловск, рассказал там как возглавить новый подъем колхозного движения, а потом прискакал назад в Воронеж, кажется чересчур сложным.

Сайт челяб.архива переадресовал меня в другой архив, но тот, к сожалению, не отвечает. Позвоню им как-нибудь на досуге.

Upd: ответили! уполкомзага СНК по Челяб. области звали Зыков Михаил Афанасьевич, 1890 г.р.
Т.е. Вы были правы
http://labas.livejournal.com/956864.html?replyto=18307776
"Вятский" Зыков был тоже Михаил Афанасьевич, но 1891 г.р.
Возможно, один и тот же, но возможно, и разные. Это не принципиально уже.

Edited at 2012-04-24 07:13 am (UTC)
My Website Powered by LiveJournal.com