Я очень тронут Вашими дружескими заботами и предупреждениями. Но, думаю, что с этой самой Р. он уже разошелся и перед своим отъездом успел уже завести новую, которую действительно предполагает выписать сюда (у нее 10-го октября бракоразводный процесс в Париже), но не может быть и речи об ее службе в "Нов[ом ] сл[ове]". Она, кажется, предполагает заняться шитьем [...]
Еще несколько слов о Нем[ировиче]-Д[анченко]. Он мне и сам говорил, что получил 7000 фр[анков] от изд[ательст]ва. В этом отношении он корректен и правдив. Рассказал он все решительно и о своих сердечных делах, довольно прозрачно намекнув о том, что его последняя "жена" обворовала его и причинила много неприятностей. [...]
Искренно Вас любящий Вл.Деспотули.
Источник: Письма Владимира Деспотули к Александру Бурову. Публикация С.В.Шумихина в "Диаспора: новые материалы", т.8, 2007.
1 - БУРОВ Александр (наст. Бурд Александр Павлович, Бурд-Восходов, 1871 - 1957) Писатель, журналист, инженер. Биография.
2 - НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Георгий Владимирович (1889 - 1939). Надворный советник, писатель, журналист, общественный деятель. Биография.
3 - По всей видимости, то обстоятельство, что Деспотули "выписал" Немировича-Данченко в Берлин, стало позже поводом для доноса на Деспотули. Однако, в письме Г.Лейббрандта А.Шикеданцу от 21.04.1939 говорится, что "после проверки переписки между Немировичем-Данченко и Деспотули не обнаружено обязательств или даже требований со стороны редактора [Деспотули], связанных с переездом [Немировича-Данченко] из Франции в Германию и устройства того на работу в "Новое Слово". Напротив из переписки вытекает, что редактор недвусмысленно снял с себя всякую ответственность за переезд" (IfZ MA 128/5). Остается неясным, правильно ли передал Лейббрандт суть переписки или лукавил, прикрывая Деспотули.
2.
Как сообщает управление русской эмиграции в Германии недавно Немирович-Данченко явился ночью в гестапо и якобы делал там различные предложения относительно спасения Германии. При этом он также утверждал, что Солоневич якобы хотел его отравить и что по возвращении домой он застрелит себя и свою невесту.
В результате гестапо взяло его на ночь под охрану, а на следующий день передало психиатру для обследования. Результаты обследования показали, что речь идет о психически больном, который на данный момент неопасен для общества, но может стать опасным при подобных припадках. Кроме того врач установил, что больной страдает манией преследования и манией величия. Для обследования Н[емирович]-Д[анченко] был на три дня помещен в санаторий. При характеристике его состояния следует принимать во внимание, что при отсутствии опасности для общества государство не обязано нести расходы по его дальнейшему пребыванию в санатории или держать его под охраной.
[Лейббрандт]
Источник: IfZ MA 128/5, перевод мой.
3.
Источник: "Вести дня", Таллинн, 26.08.1939