Часть первая. Аддис-Абеба.
1. Доктор Гаврилов с 1922 по 1929 г.г. был личным медицинским советником императрицы Заудиту. Позже он опубликовал этнографическую статью о Волламо.
Чеслав Йесман, "The Russians in Ethiopia", 1958.
2. Из абиссинского дневника Н.И.Вавилова:
15.02.1927... Город Аддис-Абеба, до 2000 европ., гл. обр. армяне, греки, итальянцы. С 50 во всей Эф. россиян. Из них наилучшая интел. группа: Анатолий Германович Трахтенберг и его жена Мария Ивановна, инженер Шиманский Федор Антонович, полковник инж. Федор Евгеньевич Коновалов. Его жена Мария Дмитриевна — дочь химика Коновалова. Торговец Дмитр.Николаевич Трофимов в магазине русском Ионова. Хороший, хоть и злой, врач Владимир Иванович Гаврилов.
Цит. по "Природа", 10-1987
3. Из письма Д.Н.Трофимова Н.И.Вавилову 11.04.1928:
Доктор Гаврилов передает Вам привет и просит сообщить ему, были ли получены и переданы по назначению черные вина, которые он Вам вручил во время Вашего пребывания в Аддис-Абебе.
Цит. по Н.И.Вавилов "Научное наследие в письмах: международная переписка", т.2, 1998
4. Статьи из газеты "Бирханна Селям" ("Свет и Мир"), эфиопского правительственного органа.
30.05.1929:
Доктор Гаврилов, прежде работавший при муниципалитете Аддис-Абебы, был обвинен в противозаконных действиях и, так как он был выслан из страны, мы подытоживаем действия приведшие к его высылке для того, чтобы те, которые быть может узнают о том, что он будет писать относительно этого, не поверили бы в истинность его сообщений.
Все знают, что Россия была богатой страной с многочисленным населением. Но в 1917 г. некоторые нечестные люди, авантюристы, воры и бродяги стали действовать сообща, устроили ряд стачек и свергли правительство. В результате этого высшее чиновничество, дворяне, духовенство, купцы и богатые люди подверглись преследованиям. Государственные здания и церкви были разграблены и уничтожены. Те, кто раньше занимали высокое положение и пользовались разного рода почестями, богатые и избранные люди, были вынуждены заняться самыми низкими видами труда, как, например, сделаться каменщиками и носильщиками, т.е. выполнять ту работу, которая прежде выполнялась лицами низкого происхождения.
Развал страны. Больше того, под предлогом, что дома не должны принадлежать одному лицу или женщины — одному мужчине, они отняли жен у дворян и высокопоставленных лиц и отдали их на поругание всем. В результате всех этих событий кровь стала течь в России, как вода, улицы и площади были покрыты трупами. Страна пришла в состояние развала. Те, кто вызвал эти катастрофические события, называются большевиками.
В то же самое время те русские, которые оставались верными своему правительству и своему королю и которые были противниками большевиков, были изгнаны из страны и рассеялись по другим странам. В этих странах им была оказана большая помощь, их кормили и одевали и предоставили им убежище.
Большевики, узнав о той помощи, которая была оказана изгнанникам, и страдая сами от голода, стали отправляться в иностранные государства под видом изгнанников с целью поднять там беспорядки. Те из них, кто были раскрыты, были отправлены назад к себе на родину.
Похититель чужой жены и убийца. Совершенно также, как в хорошей пшенице попадаются плевелы, так среди русских эмигрантов, прибывших в Эфиопию, доктор Гаврилов (который был назначен доктором при муниципалитете), в скором времени стал известен своими действиями и речами как сторонник большевиков.
1) Он открыто отнял жену у одного из своих друзей и соотечественников. Этот последний, будучи не в состоянии возбудить законное преследование против похитителя — доктора Гаврилова , предпочел смерть потере чести и совершил покушение на самоубийство. Он нанес себе серьезную рану из ружья.
2) Увидев, что доктора различных национальностей, проживающие в Аддис-Абебе, лечат население, он посоветовал больным обращаться только к нему на том основании, что он русский и, кроме того, принадлежит к той же православной религии, что и они. Таким образом, он причинил много вреда тем, что запретил больным советоваться с другими врачами.
3) Когда заболел бывший директор Школы имени Менелика Ханна бей , то доктор Гаврилов лечил его небрежно и необдуманно и был причиной его внезапной смерти. Когда эти предосудительные действия стали известны, муниципалитет Аддис-Абебы аннулировал его назначение в качестве доктора муниципалитета.
После этого он стал интриговать против страны с целью принести вред населению и начал вести губительную пропаганду среди тех, кто приходил лечиться у него. Но абиссинский народ, глубоко религиозный, боящийся бога, почитающий своего короля, не только отказался слушать его советы, но предупредил полицейские власти об его тайных махинациях.
Полицейские власти для того, чтобы удостовериться в том, что эти сообщения соответствуют действительности, послали надежных разведчиков, которых доктор Гаврилов принял за сторонников Большевиков и начал посвящать в свои секреты.
Он написал одному из своих друзей, чтобы тот прислал ему из Софии взрывчатые бомбы, с намерением бросить их в королеву, короля, дворян, высшее чиновничество, служителей церкви, солдат и простое население в тот момент, когда они все соберутся вместе, чтобы, таким образом вызвать волнения и привести к падению абиссинского правительства.
Бомбы готовы. Через три месяца после этого ответ, в котором говорилось, что бомбы и другие материалы готовы для отправки, был получен доктором Гавриловым. Но доктор Гаврилов... показал это письмо кому-то, и в результате оно попало в руки начальника полиции.
Начальник полиции, который в течение трех месяцев знал о деятельности доктора Гаврилова, получил при помощи этого письма доказательство, что все обвинения, выдвигающиеся против доктора Гаврилова, были правильны от начала до конца.
В результате доктор Гаврилов, обвиненный в том, что он вел пропаганду среди доброго и христианского эфиопского народа с целью низвержения эфиопского правительства и причинения вреда народу, был приговорен к высылке. Он был арестован полицией 9 джинбота 1921 г. [17 мая 1929 г.] и посажен в поезд, уезжавший из Аддис-Абебы в этот день. Копия с письма, доказывающего пропаганду доктора Гаврилова, будет помещена в следующем номере.
06.06.1929:
Письмо, обнаружившее его намерения.
Тов. Гаврилов. Мы получили Ваши письма, а также деньги в двух отправлениях на общую сумму 50 ф.ст. Мы все сделали. Мы извещаем Вас, что у нас имеется пулемет в разобранном виде германской системы. Он будет... Мы беремся отправить и сдать их в Порт-Саиде; мы получили адреса и фотографии Ваших близких и передадим им все. Что касается ручных бомб (ручных гранат), а также бомб с часовым механизмом в соответствии с тем, что Вы писали, то они могут быть использованы в любое время. .. Они могут быть отправлены и сданы в Порт-Саиде. Необходимо будет затратить 300 фунтов на 50 шт. Организация просит Вас передать деньги по адресам, которые Вам очень хорошо известны (три адреса). Вы просите о посылке Вам людей; в будущую сессию этот вопрос будет решен, и мы известим Вас о результатах через Порт-Саид. С братским приветом, П.М.К.В.О
Цит. по "Россия и Африка: 1918-1960", 1999.
5. Позднее, после того как доктор Гаврилов и несколько других русских эмигрантов были выдворены из страны, выяснилось, что фальшивка о "большевистском заговоре" была состряпана другим выходцем из России, капитаном Бабикяном, занимавшим в то время должность начальника полиции Аддис-Абебы.
А.Давидсон, С.Мазов, Г.Цыпкин "СССР и Африка. 1918-1960: документированная история взаимоотношений", 2002.
Часть вторая. Антверпен.
6. Тем временем в Антверпене возник и "карловацкий" приход Св. Серафима Саровского. Он был создан, по-видимому, не позднее марта 1934 г... В "карловацкий" приход входили, кроме Терпyгoвых и Чебышёвых, пять-шесть офицерских семей: Кольшмидты, Черниченко, Романенко, И.Ф.Степанов и барон В.И.Вельо, возможно, доктор В.И.Гаврилов, позднее также Янышевы...
Владимир Ронин "Церковная жизнь в русском Антверпене 1920-1960"
7. Неполный список научных публикаций В.И.Гаврилова за время его работы в антверпенском гигиеническом институте (Provinciaal Instituut voor Hygiëne, Antwerpen):
W. Gavrilov, A. Fester. "La méthode la plus avantageuse pour la culture de BTBC Koch des crachats, par les D" Revue Belge de la Tuberculose, 09-10 1933
A. Dubois, W. Gavrilof, Mme A . Fester. "Contribution à l'élude des bacilles acido-résistants : le bacille de Kedrowsky". Bull. Institut colonial belge, t. 7, 1937.
W. Gavrilov, Demoor, Mme. Fester. "Recherches sur un sarcome de cobaye provoque par le radium", Bull. Assoc. franc, p. I'etude du cancer 27: 730-740, 1938.
L. van den Berghe, W. Gavrilov, and G . Bobkoff "Observations sur la moelle osseuse en culture de tissus". Compt. rend. Soc. de biol. 129: 51, 1938.
W. Gawrilow "Entdifferenzierung von Zellen in Verschiedenen Explantierten Geweben", Protoplasma, 1940
W. Gawrilow, Frau A. Fester "Über Gewebskulturen peripherischer Nerven und die biologische Einheit des zentralen und peripheren Nervensystems", Deutsche Zeitschrift für Nervenheilkunde, 1941
W. Gawrilow, E. Szücs, A. Fester "Einige Beobachtungen bei der Shopeschen Papillomatose wilder und zahmer Kaninchen", Zeitschrift für Krebsforschung, 1941
W. Gavrilov, S. Cowez. "Essai de culture in vitro de tissus de moustiques et d'intestins de lapins adultes infectés", 1942
8.
[...] Далее пересылаю Вам биографию и несколько страниц с перечнем публикаций доктора Владимира Гаврилова, которого нам очень рекомендует господин Ламбрихтс. Гаврилов как урожденный украинец имеет сильное желание вернуться на свою освобожденную родину. Руководитель антверпенского отделения НСДАП Шмидт горячо поддерживает ходатайство Гаврилова о разрешении на выезд. Но так как до сего дня ходатайство остается без ответа, сообщаю Вам об этом желании украинского врача, чье политическое прошлое, опыт и научные достижения могут сослужить весьма полезную службу восточному министерству. Не попробуете ли Вы что-то сделать для него?...
Начальник рабочей группы Бельгии и Северной Франции [подпись: Мухов]
ЦДАВО, ф. 3676 оп. 1 д. 160, перевод мой.
9. Из дневного отчета сотрудника оперштаба Мухова за 4.12.41.
Визит г-на Владимира Гаврилова из Антверпена, который сообщает недостающие личные данные. Я прошу его изложить биографию, мы говорим о направлениях его научной деятельности, его знаниях и способностях. Он производит прекрасное впечатление: энергичен, целеустремлен, совершенно не "восточен".
ЦДАВО, ф. 3676 оп. 1 д. 162, перевод мой.
Часть третья. Киев.
10. Из меморандума рейхскомиссара Украины Коха министру восточных территорий Розенбергу, 16.03.43
[...] Очевидно отдел здравоохранения принимал на работу даже "референтов", даже не владеющих немецким языком и принадлежащих к чужим народностям. Эти "референты" приезжали на Украину и писали отчеты о поездках на иностранном языке, так что их приходилось переводить. Мне случайно попал в руки "отчет" одного такого "референта" от февраля 1942г. Он содержит гнусную клевету на органы немецкого гражданского управления. Речь снова идет о пресловутых порках плетьми. Обещается, что через несколько месяцев начнется восстание, которое станет реакцией на действия немецких органов управления. Этот отчет отдела здравоохранения был представлен в отдел политики и был там использован. К отчету прилагается справка начальника тамошнего отдела о высказывании, котрое я сделал перед ним лично и из которого видна позиция органов немецкого управления.
Как доказательство сказанного мной выше добавлю еще случай с доктором Гавриловым. Доктор Гаврилов - русский эмигрант, родившийся в Харькове. Он изучал медицину в московском университете и сражался в первую мировую войну в рядах русской армии против Германии. После революции он сражался в белой армии, а затем направился в Африку и стал начальником госпиталя в Аддис-Абебе. Одновременно он был личным врачом абиссинского императора. Когда он был вынужден покинуть Аддис-Абебу, он переселился в Антверпен и пребывал там до 1941г. В 1941г. он предоставил себя в распоряжение восточного министерства, был экипирован в Крессинзее в коричневую рубашку и был отправлен отделом здравоохранения как нарочно в Киев в качестве референта по вопросам гигиены. Не успев прибыть сюда, он зашел в украинский магазин и обругал там фюрера такими словами, которые я не буду здесь воспроизводить. Немецкий суд, рассматривавший его дело, не смог доказать это обвинение, тем не менее было установлено, что он подстрекал находившихся в магазине украинцев против немецкого руководства. Он был приговорен согласно Закону против вероломства в отношении государства и партии.
IMT, документ 192-PS, перевод мой.
Послевоенных научных публикаций В.И.Гаврилова мне обнаружить не удалось.