Уже в 1933 году сразу после прихода нацистов к власти еврей Клаус, дальновидный человек и убежденный противник национал-социализма, продал свою берлинскую недвижимость и уехал с вырученной суммой в Югославию. (I. Fleischhauer "Die Chance des Sonderfriedens", перевод мой)
Документ, который я нашел в архиве канцелярии А.Розенберга, позволяет взглянуть на ситуацию несколько иначе:
1.
главному редактору "Фелькишер Беобахтер"
Уважаемый господин доктор,
позволю себе обратиться к Вам с просьбой помочь мне в связи с делом господина консула в отставке Эдгара Клаусса, Берлин, Майнекештр.9, ранее Берлин-Шарлоттенбург Кайзердамм 109 и принять меня лично. Как рассказал мне господин консул в отставке Клаусс, Вы с ним близко знакомы и позаботились о том, чтобы он получил должность в берлинской редакции "Фелькишер Беобахтер".
Господин консул в отставке Клаусс сумел с помощью махинаций завладеть всеми моими сбережениями и сбережениями моей жены и не собирается возвращать их нам обратно. Наложение ареста на его имущество согласно нашим требованиям на сумму 10000 марок плюс проценты не принесло никаких плодов. Поддавшись его постоянным просьбам и обещанию, что из зарплаты, которую он получит, работая в "Фелькишер Беобахтер", он будет с нами рассчитываться, я воздержался от возбуждения уголовного дела. Но так как он и не думает рассчитываться, а живет с подругой в пансионе Бергфельд, Майнекештр.9, я вынужден задействовать против господина Клаусса всеми имеющиеся в моем распоряжении средства.
Я знаю, что консул в отставке Клаусс злоупотребляет Вашим уважаемым и высокоценимым именем в своих небезупречных операциях. Помимо прочего он угрожал бывшей светской даме из России, у которой также разжился деньгами, что немедленно добьется ее высылки через (дословно) своего друга Розенберга, если она что-то против него предпримет. В разговоре с моим знакомым бароном фон Драхенфельсом, последний рекомендовал мне обратиться к Вам лично и сообщить об этом деле.
Лично о себе замечу следующее: я - архитектор и все мое существование окажется под угрозой, если я подобным образом потеряю все свои сбережения. Барон фон Драхенфельс готов дать обо мне необходимые справки.
Я был бы Вам, многоуважаемый господин доктор, крайне признателен, если бы Вы смогли поддержать меня в этом деле.
Преданный Вам, Оскар Козловски-Мюллер.
2.
Берлин-Шарлоттенбург
Уважаемый господин,
получил Ваше письмо от 3.8. и к своему удивлению услышал про некоего консула Эдгара Клаусса, который якобы со мной очень дружен. Никак не могу припомнить о знакомстве с каким бы то ни было господином Эдгаром Клауссом и сообщаю Вам, что он в любом случае злоупотребил моим именем. Готов Вас принять в ближайшее время в первой половине дня.
С совершенным почтением, [Розенберг]
BA NS8/99, перевод мой