РГ Белоруссия
об информационном вечере
Докладчик: К.И.Альбрехт.
24 октября 1942-го в офицерском клубе генерального комиссариата перед приглашенными выступал бывший заместитель советского наркома К.И.Альбрехт (автор книги "Преданный социализм"). Его доклад назывался
Айнзацштаб рейхсляйтера Розенберга, Минск, принял участие в вечере. Альбрехт, основываясь на своей прежней деятельности в Советском Союзе и опыте, приобретенном уже в ходе идущей войны, попытался провести психологический анализ русского человека. Он видит существо русского расколотым надвое: с одной стороны добронравный, в каком-то смысле религиозный типаж, нуждающийся в руководящей и направляющей силе. С другой стороны, типаж восприимчивый и обидчивый, который, повинуясь внезапному импульсу, может проявить самые низменные инстинкты. Немцы должны считаться с обоими природными задатками. Сознающие свою ответственность руководители должны быть готовы к этому вне зависимости от формы будущего управления восточных территорий (колонизация или протектораты автономного толка). Без сотрудничества с русским населением с задачей господства над огромной территорией не справиться.
Большевизация, пройдя ряд фаз развития и основываясь на последовательном претворении в жизнь марксистского учения, стремилась к некоторому уровню дисциплины и достигла его. Так как у молодого поколения отсутствовали возможности для сравнения различных мировоззрений и государственных систем, оно почти без исключения заражено политическим фанатизмом и видит в мнимых достижениях большевизма неоспоримое подтверждение своих идейных воззрений. Так как воспитание и пропаганда полностью следовали этой линии, по мнению молодого поколения случилось то, что предсказывало советское руководство: бескультурные фашистские орды разрушают мир прогресса, но не способны соорудить на его месте ничего нового. Естественные последствия возникшего из-за войны бедственного положения (питание, снабжение, трудовая повинность, вопрос зарплаты) кажутся признаками гибели того, прежнего, мира.
Предпринятая Сталиным и его окружением мобилизация всех сил - оставим вопрос целей, используемых методов и средств пока в стороне - позволила черпать из огромного резервуара Востока таланты, способные хорошо трудиться и созидать. Добавьте к этому пооощряемую хитроумной системой страсть к рекордам, механизацию и нормирование, амбиции (мнимого) дальнейшего роста, внешне подчеркиваемые выдвижением передовиков (Стаханов). На основе статистических, точных с научной т.зр. доказательств Альбрехт представил результаты, действительно достигнутые на этом пути. Стремление к абсолютизации власти привело к существенному росту числа технических специалистов, перед которыми на предприятии открываются все пути: специалист чувствует гордость от осознания своих (мнимых) достижений. Другим существенным фактором Альбрехт назвал политический поворот, проведенный в последнее время большевиками: национальный элемент должен скрепить народные массы, которые - без ведома самих русских - являются лишь инструментом в руках международной и еврейской мировой политики.
"Освобождение от кулацко-крепостнического мира" внешне характеризуется отходом от телесных наказаний (например, в бывшей советской Карельской Республике применение воспитателями телесных наказаний в школе подвергалось преследованию.), которые, однако, со звериной жестокостью возрождаются под железным кулаком террора в лагерях и тюрьмах ГПУ. Но советский человек, который работает по ту сторону этого мира террора, воспринимает, к примеру, пощечину как смертельное оскорбление, что инстинктивно вызывает неугасимую злобу и внезапно - при врожденной склонности к заговорам - приводит к эксцессам и самоуничтожению. Для советского человека также оскорбительно то, что его умения и навыки не используются в должной мере, это задевает его гордость. В качестве примера Альбрехт рассказал историю, о которой он узнал в ходе своей нынешней поездки в группу армий Центр: служащие "Организации Тодта" истязали двух советских военнопленных, давали им пощечины и не использовали их якобы имевшиеся профессиональные навыки. После наигранной многонедельной апатии военнопленные отомстили самым зверским образом: внезапно они убили начальника колонны, еще одного служащего ОТ сделали инвалидом, после чего сами покончили с собой. Или: в лагере военнопленных один пленный пожаловался, что его занимают на якобы бесполезной работе, в то время как он может шить одежду для сидящих в лагере и тем самым помочь немецкому командованию лагеря. Или: истязания военнопленных - зачастую, конечно, меры предосторожности без которых в настоящий момент не обойтись - на глазах местного населения вызывают доходящую до ненависти антипатию, которую вражеская пропаганда умело использует (пример: транспортировка военнопленных через Минск зимой 1941/42). Немецкое руководство должно по возможности занять единую позицию и предотвращать самовольные акции. Под действием вражеской пропаганды и распускаемых слухов число перебежчиков все более сокращается. Все чаще бесчинствуют партизаны - что является следствием отсутствия этой единой позиции. Эту проблему не решить одной только грубой силой.
Этот ныне весьма жизненный для охраняемого района Вайсрутениен вопрос обсуждался докладчиком и далее с немалой живостью (Примечание составителя отчета: партизанское руководство использует сейчас аргументы вроде "Предложи врагу вести войну более гуманно" - происшествие в Минске!!)
Еще один пример нынешних наблюдений Альбрехта: в оперативном тылу группы армий одну русскую медсестру за хорошее поведение отпустили из лагеря военнопленных, где она была активисткой и содействовала немецкой пропаганде подлинно социалистического образа жизни. Она находилась на свободе, работала на станции, но вдруг через некоторое время была без тщательной проверки заподозрена в связях с партизанами, так как проявила непокорность перед немцами. Ее посадили в тюрьму. Один немецкий офицер, который знал ее как ценный и чистый с идейной т.зр. кадр, захотел снова задействовать ее в своем лагере, но обнаружил ее в таком виде, который не оставлял сомнения в том, что ее истязали. Он забрал ее из тюрьмы, но она обьяснила, что хотя и хочет работать, чтобы жить дальше, но ее внутренний мир полностью разрушен. Как следствие: при возможности она станет фанатичной партизанкой, которая сагитирует уйти в партизаны и других.
Представление о нормах морали в Советском Союзе не соответствует настоящему положению дел на большей части территории страны. Эти моральные нормы выше, чем то, о чем по сей день сообщала пропаганда, которая корректировалась из тактических соображений. И вообще реальная картина обороноспособности и сопротивляемости Советов лучше, чем нарисованная черными красками картинка, основанная частично на рассказах из эмигрантских кругов и задевающая чувство социальной справедливости местного населения. К примеру: эмигрантка, дочь бывшего помещика, рассказывала в прошлом году Альбрехту, с каким нетерпением она ожидает момента, когда, гарцуя на лошади, она станет бить этих людей плеткой по морде. Похожие высказывания он слышал и от бывших так называемых "кулаков".
Во многом пропаганда с психологической точки зрения ведется неправильно. Именно эмигрантские круги - сказал Альбрехт дословно - представили фюреру искаженную картину ситуации в СССР и в политическом, и в моральном аспекте (это высказывание было сделано не в умаляющем духе, напротив оно стало проявлением ощутимой, искренней симпатии к трудам и фигуре фюрера. Составитель отчета). На вопрос одного из слушателей, не следует ли обрисовать эти проблемы в высших кругах немецкого руководства, Альбрехт помимо прочего пояснил, что в обозримом будущем выскажет свои соображения перед господином рейхсляйтером.
Альбрехт, выступавший в форме офицера "Организации Тодта", назвал себя страстным сторонником национал-социалистического движения. Он говорил ясно, выразительно, с осознанием ответственности. В состоявшейся затем дискуссии айнзацштаб рейхсляйтера Розенберга, Минск из общих соображений участия не принял.
Данный отчет является фиксацией в общих чертах размышлений и разъяснений этого доклада и имеет лишь информационное предназначение.
Начальник отделения: [подпись] д-р Крафт.
BA NS 30/152, перевод мой