Не так давно на сайте numizmat.ru продавалась на аукционе (и ушла за 44 тыс.руб.)
фотография полковника 3-го гусарского Елисаветградского Е.И.В. Великой Княжны Ольги Николаевны полка П.А.Самонова. Западная Европа, 1927 г. Размеры 248×173 мм. Сохранность очень хорошая. В правом верхнем углу фотографии надпись белой краской в пять строк: «Моей дорогой дочурочкiъ / Женюрочкiъ отъ искренно / любящаго отца. / 1927 г. Мая 7го / П.Самоновъ.».
Сайт предоставляет дополнительную информацию о герое фотографии:
Самонов Петр Александрович, (2.2.1863–1930-е), полковник 3-го гусарского Елисаветградского полка, скульптор. Из потомственных дворян Киевской губ., вероисповедания православного. Получил домашнее образование, окончил Тверское Кавалерийское юнкерское училище по 2-му разряду.[послужной список] Награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. (6.5.1900 г.), имел серебряную медаль в память царствования Императора Александра III и орден Бухарской Звезды серебряной 2-й ст. (21.1.1900 г.). Был женат на дочери Боровичского купца девице Ольге Михайловне Колобовой (ок. 1872–16/29.7.1941, Белград), у них дочь Евгения (род. 19.5.1903 г.); жена и дочь вероисповедания православного... 14.9.1908 г. уволен в запас в звании подполковника. После отставки посвятил себя занятию скульптурой. В 1910 г. выиграл конкурс (из 27 поданных работ) на проект главного памятника генералу М.Д.Скобелеву в Москве. С ноября 1910 г. лепил модель памятника в специальном павильоне при петербургском заводе Морана на Малой Болотной улице. Закладка памятника состоялась 5.6.1911 г., а его открытие — 24.6.1912 г. В 1913–1914 гг. преподавал в Одесском кадетском корпусе. В эмиграции — в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Член «Студии русских художников» в Белграде. Участвовал в русской художественной выставке 1928 г. в павильоне Офицерского собрания Югославянских армии и флота.
Адресат посвящения Женюрочка - Евгения Самонова - тоже связала свою жизнь с искусством. Она стала художником-графиком, в начале 20-х в Белграде проиллюстрировала "Алису в стране чудес" (переиздания с ее иллюстрациями выходят до сих пор). Фамилия иллюстратора указана как Гаганидзе-Самонова, очевидно, ее первого мужа звали Гаганидзе. Более известна она однако как Андрич-Самонова:
Живописец. В эмиграции жила в Королевстве СХС (Югославии). Участница русских выставок: в Белградском университете (1924), Общества русских художников (1928, иллюстрации к произведениям Оскара Уайльда), Большой выставки русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933). Входила в состав художественной группы "Круг" (1930–1931). В декабре 1931 провела в Белграде персональную выставку графики и иллюстраций.
В списке сотрудников учреждения "Винета" (Берлин, 1943) в подразделе "ателье" фигурирует:
Евгения Андрич, профессия: график, род. 01.06.1903, работает с 20.04.1942
Очевидно, именно в "Винете" она познакомилась с пропагандистом-перебежчиком Милетием Зыковым. Сподвижник Зыкова М.Самыгин не слишком жаловал жену шефа и отозвался о ней в гарвардском интервью так:
зыковская «супруга», сербка, которую звали Евгения Петровна Андрич. В отличие от многих Зыков был преданным супругом, хотя его жена была та еще особа.
В другом гарвардском интервью респондент (личность которого мне пока установить не удалось) рассказывает:
Мы подружились с женой Зыкова - Евгенией Петровной, белоэмигранткой, дочерью русского скульптора Самонова. Сама тоже художница, она была привлекательной и милой, но склонной к истерикам и любила выпить. Истеричной она стала после исчезновения мужа. Очевидно, [Зыков] был человеком с сильной волей, его [настоящее] имя было Гольдберг (она говорила, что он не еврей). Прежде она была замужем за сербским офицером. Зыкова она считала гением. Позже ее забрали [?, в оригинале: "She was taken away"] и она призналась, что была при Власове агентом Недича. Она обращалась к Власову на "ты".
Информацию о дальнейшей судьбе Е.П.Андрич мне пока найти не удалось.