Игорь Петров (labas) wrote,
Игорь Петров
labas

Category:

по следам "смоленского архива ГПУ"-2

Часть вторая. Оперштаб Розенберга.

Еще до того как оперштаб заинтересовался смоленскими архивами (май 1942-го), в городе побывали представители других нацистских ведомств. Уже 17.07.41 Смоленск посетила т.н. "зондеркоманда Кюнсберга" - формально подчиненное немецкому МИДу подразделение, занимавшееся изъятием ценных документов и материалов с оккупированных территорий. В ее отчете, сохранившемся в архиве МИДа, однако, нет никаких указаний на то, что они нашли какие-либо архивные материалы, представлюящие интерес.
В сентябре в Смоленск приезжает подчиненная военному архиву в Потсдаме группа барона фон Вальденфельса. В ее отчете от 21.09. упоминается смоленский партархив: "около площади Молотова. Он находится под контролем СД и над ним уже ведется работа". Вальденфельс упоминает, что перемещение архива из Смоленска на данный момент не планируется и сообщает о контактах со смоленским архивистом И.А.Морозовым, готовым сотрудничать с новыми властями. (оба документа цитируются по П.К.Гримстед "The odyssey of the Smolensk archive", 1995)
С.Л.Солодовникова в своей статье "История странствий «Смоленского архива»" приводит со ссылкой на справку УФСБ РФ по Смоленской обл. отчет о деятельности "архивного бюро Морозова": "Наступившие холода 1941-42 гг. прекратили почти совершенно работу в архивах, так как архивохранилище не отапливалось, электрического света не было, и только с наступлением теплого времени, т.е. с 1 мая с.г. работа в архиве развернулась"
Наконец, в мае 1942-го до Смоленска добираются сотрудники оперштаба.
Д-р Нерлинг сообщает в Берлин:
Взятие под контроль архивов было здесь наилегчайшей задачей и произошло с максимально возможной полнотой. То, что не было уничтожено пожаром, смогло остаться на прежних местах хранения и находится там под надлежащим присмотром и опекой сотрудника городского управления [все того же Морозова - ИП] Архивы - единственные учреждения, которые избежали контроля со стороны отдела пропаганды W, поэтому назначенный городом архивный управляющий мог там свободно и благоразумно работать. Следует особо отметить, что Смоленск, вероятно, один из немногих городов, в котором полностью сохранился архив коммунистической партии. (17.05.42, здесь и далее перевод мой)
Архив содержит административные акты всей коммунистической партии Смоленской области. Он состоит из 200 фондов, важнейшие из которых
1. Контрольная партийная комиссия. (Комитет по чистке партии, 1930-1936)
2. Губернский комитет партии 1919-1928
3. Областной комитет партии 1919
[вероятно, 1929] -1938
4. Районные комитеты партии 1923-1938
5. Документы отдельных партийных ячеек 1924-1938
Кроме того архив содержит старую картотеку членов партии за 1917-1925 г.г. Новая картотека уничтожена большевиками...
Архив находится во Всесвятской церкви на углу Всессвятской и Блоковой улиц. Это надежное место хранения, в течение дня за ним следит охранник. Обработка или перепись документов пока не производится.
(15.06.42)

Параллельно Нерлинг приводит характеристику архивов смоленского ЗАГСа и лютеранской церковной общины. О других достойных внимания оперштаба смоленских архивах Нерлинг не упоминает.
Информация о партархиве вызывает интерес в Берлине. Сотрудник оперштаба Райхардт 30 июня предлагает отправить в Смоленск
... 1-2 говорящих по-русски сотрудников на 4-6 недель. Они могли бы собрать примеры из большевистской партработы для использования в газетах и журналах. Для этой работы в их каникулярное время могут быть использованы учителя немецко-русской школы в Берлине (речь идет не о научном исследовании архива, а о подборе отдельных интересных с пропагандистской т.зр. материалов, к примеру, отчеты о настроениях в компартии, отчеты о партработе, протоколы партийных заседаний, личные дела, "чистка" партии от ненадежных элементов и пр. )

Но уже через четыре дня выясняется, что идея с задействованием учителей отклонена. Вокруг партархива снова возникает затишье, между тем развивается один побочный, но небезынтересный для наших поисков сюжет. В начале июня работник военного архива в Потсдаме сообщает, что в его руки попали какие-то архивные материалы со штампом "оперштаб Розенберга, рабочая группа Минск". Насколько он может судить это материалы НКВД. Архивист д-р Моммзен, работающий на оперштаб, немедленно требует выяснения обстоятельств и передачи материалов из военного в гражданский архив. Рабочая группа Минск отвечает, что, да, действительно эти материалы (личные документы и данные о шпионской деятельности) были найдены в конце апреля в руинах выгоревшего здания, но были переданы в местную комендатуру, дабы та использовала их в своей повседневной работе (к примеру, для выявления советских агентов).
Наконец, выясняется, что речь идет не о материалах НКВД, а о документах разведки военного округа за 1934-40 г.г., в частности о материалах по шпионажу на территории генерал-губернаторства. Оперштаб сдается и соглашается на хранение документов в военном архиве.
Этот эпизод подчеркивает интерес оперштаба к материалам НКВД и желание забирать все гражданские документы (а НКВД рассматривается как гражданское ведомство) под свой контроль.

В декабре все тот же д-р Моммзен выступает с предложением эвакуировать из Смоленска все архивы, т.к. они могут пострадать от частых авианалетов. В январе он совершает инспекционную поездку в Смоленск, где обнаруживает, что его опасения подтверждаются:
Зимняя церковь в Смоленске пострадала от бомбы и более не может использоваться для церковной службы. Комендатура намерена предоставить для служб церковь, в которой сейчас находится партархив Смоленской области, а его оттуда вывезти. Так как других неразрушенных церквей не осталось, сохранить нынешнее место хранения архива невозможно, а других помещений, пригодных для приема архива в Смоленске нет. Поэтому я решил эвакуировать архив в Вильно, тем более что смоленская служба безопасности [(СД)] обработку этих документов уже провела.
Проведенный осмотр архива показал, что в здании хранится около 1200 погонных метров документов. По советским меркам документы находятся в превосходном состоянии... В наличии материалы различных коммунистических парторганизаций Смоленской области. Особо следует выделить документы смоленской контрольной комиссии (высшей местной партийной инстанции) и документы бывшего губернского комитета партии. Кроме того имеются документы различных иных парторганизаций: уездных, районных и т.д. вниз, а также города Смоленска... Как сообщил русский архивист Морозов, документы перед попаданием в партийный архив отправлялись сначала в районные архивы.
Некоторые важные фонды архива видимо увезены... Русские архивисты однако составили уже реестр документов контрольной комиссии, который вскоре будет отослан...
Другие документы компартии (ок. 300 погонных метров) находятся в Архиве Революции, и там есть материалы контрольной комиссии. Чтобы не разделять архив на части, я попросил смоленскую группу оперштаба и эти документы, или хотя бы материалы контрольной комиссии, тоже отправить в Вильно. Погрузка документов в вагоны пока по техническим причинам откладывается. Так как я не могу так долго оставаться в Смоленске, я принял решение отказаться от управления погрузкой, но уверен, что смоленская группа оперштаба проведет эвакуацию в точном соответствии с моими указаниями.

Упомянутый в тексте реестр действительно был составлен в конце января, желающие могут ознакомиться с ним в архиве оперштаба.
Преодоление "технических причин" однако растянулось почти на два месяца, наконец в середине марта вагоны прибыли в Вильнюс.

Тогда же д-р Моммзен получает указание снова отправляться в Смоленск и продолжать эвакуацию. Но там возникает неожиданное препятствие:
В госархиве Смоленска обстановка прежняя, новых повреждений от бомбардировок нет. Эвакуация была тем не менее необходима, так как авианалеты на Смоленск учащаются и город уже лежит довольно близко к линии фронта. Кроме технических сложностей, которые удалось преодолеть, возникли дополнительные трудности со стороны русской городской управы (бургомистр Меньшагин), которая опасалась, что эвакуация этого архива вызовет беспокойство среди населения и слухи о скорой передислокации линии фронта получат дополнительную пищу. Кроме того, бургомистр не видит необходимости в вывозе архива, так как Вильно столь же подвергается авианалетам как и Смоленск. Лишь после полуторачасовой беседы в присутствии военного советника Рена из смоленской комендатуры Меньшагин, наконец, дал согласие на вывоз, причем ему пояснили, что по всем законам архивной науки документы впоследствии будут возвращены в Смоленск. (отчет от 19 апреля 1943г.)

Вторая партия включала оставшиеся 150 погонных метров материалов партархива и 800 с лишним погонных метров других архивов, в первую очередь документы губкома и церковно-приходские книги.

Как нетрудно видеть, никакой "архив НКВД" в этом списке не фигурирует.
1 мая зондерфюрер Немцов из рабочей группы Смоленск доложил, что все 6 вагонов с материалами, отобранными д-ром Моммзеном, отправлены в Вильнюс.
По материалам оперштаба можно также проследить как партархив в 1944-м был перевезен из Вильнюса в верхнесилезский Плесс (Пщину), где его догнал И.А.Морозов, а затем (записи о чем впрочем фрагментарны) и дальше на юго-запад в район Бамберга, где смоленский партархив после войны вероятно и попал в руки американцев.
Для наших розысков это, впрочем, имеет второстепенное значение. Пока нам удалось установить следующее:
1) материалы Смоленского партархива просматривались и обрабатывались штабом Розенберга с лета 1942-го. История обработки и эвакуации партархива последовательна и непротиворечива, никаких указаний, что частью его являлся "архив НКВД" в документах оперштаба нет. Не вызывает сомнений, что известная книга М.Файнсода написана именно на основании материалов партархива, отобранных в 43-м д-ром Моммзеном.
2) В перечне вывезенных оперштабом смоленских архивов "архив НКВД" не фигурирует. В переписке оперштаба вообще отсутствуют какие-либо указания на наличие в Смоленске "архива НКВД", при том, что интерес оперштаба к такого рода материалам (см. минский пример) нельзя отрицать.

Что ж, после анализа документов оперштаба кажется очевидным, что П.К.Гримстед и Е.В.Кодин совершенно правы в своем споре с С.Д.Мякушевым - никаких документальных подтверждений захвата немцами в Смоленске "архива ГПУ" кроме фантазий кн.Щербатова не существует.
Тем эффектнее будет сделать в этом месте разворот на 180 градусов.
Tags: смоленский архив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments