?

Log in

No account? Create an account
дневник лидии осиповой: полная версия - Игорь Петров
10.12.2012
14:49

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
дневник лидии осиповой: полная версия
Как и было обещано, Олег Витальевич Будницкий издал полную версию дневника Лидии Осиповой (Олимпиады Поляковой): Свершилось. Пришли немцы! Текст передачи радио "Свобода", посвященный этому сборнику, можно прочитать здесь. И в скрипте, и в сборнике, кстати, есть ссылки на меня и этот блог, за что я весьма признателен составителю.
Но поразила меня вот какая история: люди, внимательно читавшие первую часть дневника Осиповой, должны помнить соседку Поляковых в Пушкине, советскую писательницу, которую автор дневника скрывает за инициалами "Н.Ф.": Немцев-то ей, конечно, есть чего опасаться: жена трех евреев, дочка полуеврейка. У самой рыльце в коммунистическом пушку...
Я еще при републикации в жж хотел попробовать выяснить, о ком идет речь, но стукнулся пару раз головой об гугль и сдался. А вот Олег Витальевич оказался более настойчивым и обнаружил, что речь идет не о ком-нибудь, а о Вере Федоровне Пановой.
И что самое интересное: в мемуарах Пановой присутствует зеркальное отражение нескольких эпизодов из дневников Поляковой, причем сами Поляковы там под этим именем и фигурируют! Например:

Осипова: 05.12.41... Разбирая дрова, я натолкнулась в самом темном углу на какой-то гигантский сверток, зашитый в мешки. Я его даже пошевелить не могла. Позвала Колю и М.Ф. Сверток мы распороли, и оказалось, что это великолепный турецкий ковер из квартиры Толстого. Повидимому, кто-то из соседей украл его, зашил, а вывезти не успел. Я затребовала, чтобы мы померли, а ковер втащили в комнату. Втащили, проклятый.
15.02.42 ... к нам пришел некий развязный молодой человек по имени Громан. Сын русского генерала Громана. Теперь немец. Служит в немецкой армии. Прекрасно говорит по-русски. Он от кого- то слыхал, что мы продаем ковер. Обещает привезти три пуда муки, хлеба, сахару, жиру, табаку и чего-то еще. Соврет или нет? Ковер хотел забрать сейчас же, но я не дала. Сказала, что сначала плата.
22.02.42... Наконец, первая партия муки, а главное хлеба приехала. Ковер взяли. А хлеб какой! Настоящий, ржаной, большой. Не солдатские кирпичики немецкого производства. И уж не наш пайковый, с опилками. Мы просто места не находим от счастья.


Панова: Иной рaз происходят стрaнные вещи. Вдруг в квaртиру влезaет в окно немецкий солдaт и уносит не что-нибудь, a книгу, и не кaкую-нибудь, a "Мaть" Горького. Или вдруг супруги Поляковы приносят свернутый в трубку огромный ковер (и кaк только они его притaщили нa своих щуплых плечaх?), и вырaжaют желaние продaть его, и дaже нaзнaчaют цену... Из второстепенных бредов выстроился целый сюжет - ковер был продaн именно тому солдaту, который стaщил у нaс с полки томик Горького. Солдaт рaсскaзaл, что в Гермaнии ждет его невестa, очень хорошaя фрейлейн, дочь булочникa (покaзaл кaрточку миловидной блондинки), он, солдaт, женится нa ней после войны, ковер будет укрaшaть их уютную квaртиру, он теперь же пошлет невесте этот подaрок. Кaк он посылaл, кaк добирaлся ковер из Пушкинa в Гермaнию, не знaю. Мне это тaк же безрaзлично, кaк то, откудa взялся этот пaршивый ковер. Из мрaкa войны он возник и во мрaк войны ушел, кaк многое, многое другое...

Загвоздка тут в том, что Панова ушла из Пушкина в октябре, а никакой другой истории про "гигантский ковер" в дневнике Осиповой нет. Т.е. ее датировки (декабрь - февраль) более чем сомнительны. Это, конечно, очень серьезный аргумент в пользу того, что дневник написан хоть и по следам реальных событий, но уже после войны.

Олегу Витальевичу - респект. А мне за леность и тупость три наряда вне очереди на оцифровку.

Tags:

14 comments | Leave a comment

Comments
 
[User Picture]
From:agasfer
Date:10.12.2012 14:12 (UTC)
(Link)
" Или вдруг супруги Поляковы приносят свернутый в трубку огромный ковер (и кaк только они его притaщили нa своих щуплых плечaх?), и вырaжaют желaние продaть его, и дaже нaзнaчaют цену..."

Т е Поляковы сначала пытались продать ковер Пановой?! Она что, сидела на хлебной горе?
[User Picture]
From:labas
Date:10.12.2012 14:17 (UTC)
(Link)
Нет, я думаю, просто она тут неловко выразилась.
Просто продать.
См. в тех же мемуарах Пановой страницей раньше: Сaхaрa у нaс остaлись пылинки в стaрой коробке из-под конфет, хлебa нет вовсе, купить чего-нибудь съестного негде, мaгaзинов не стaло, булочные и "гaстрономы" смотрят нa улицу зaколоченными дощaтыми окнaми, в Гостином дворе у двери мебельного мaгaзинa лежит зеркaлом кверху брошенный шкaф (кто-то его тaщил, дотaщил до выходa и тaм бросил), дa нaм сейчaс зеркaльные шкaфы и ни к чему, нaм нужнa пищa, мы уже соскучились по ней, зa несколько дней соскучились по хлебу, кaше, по сaмому простому и нaсущному.
From:kcp_frm
Date:10.12.2012 14:19 (UTC)

Ничего себе раскопали

(Link)
Ничего себе раскопали. Я в восхищении.

Теперь про Полякову уже не просто предположения, а более чем обоснованные подозрения?
[User Picture]
From:labas
Date:10.12.2012 14:22 (UTC)

Re: Ничего себе раскопали

(Link)
В смысле, обоснованные подозрения что текст написан постфактум?
Пожалуй, да.
From:kcp_frm
Date:10.12.2012 14:39 (UTC)

Re: Ничего себе раскопали

(Link)
Нет, то что текст написала именно Полякова.

Я давно уже не интересовался этой темой, и набрёл на текст совершенно случайно, по наводке с ВИФ-а. Помню когда-то давно, то что Осипова это на самом деле Полякова, высказывалось только как предположение.
[User Picture]
From:labas
Date:10.12.2012 14:45 (UTC)

Re: Ничего себе раскопали

(Link)
Ну по этому вопросу уже после рассказа Пирожковой

Закончу здесь историю моего знакомства с Поляковыми. После войны я их снова встретила, они жили под Мюнхеном, в лагере беженцев, под другой фамилией, что было совершенно понятно ввиду преследований со стороны советских органов и соответственно – выдач со стороны американцев. Н.Н. не изменил хоть своего, данного при крещении, имени и стал Николаем Ивановичем Осиповым, О.Г. же превратилась в Лидию Тимофеевну Осипову. Теперь она рвала и метала против немцев и заявила, что всех их надо засадить в концлагерь. Я переспросила: «Всех?» Она подумала секунду и ответила твердо: «Всех»… Моим следующим вопросом было бы: «И того врача, что вылечил вас?», но Н.Н., которому эти выпады жены были неприятны, заговорил о чем-то другом, и тем перебил мой вопрос. Макриди, с которым у меня тогда уже был письменный контакт, очень обрадовался, что Поляковы живы, написал им, но не получил ответа. Меня ведь они тоже приняли холодно, но не могли не впустить, когда я уже стояла в дверях. Макриди писал потом, что «провинициально ошибся в Полякове». Поляков-Осипов стал ярым солидаристом, восторженным не по возрасту. Даже его более молодые товарищи но партии посмеивались над ним. Жена же его выпустила книгу по литературе, говорили, неплохую, я ее не читала.

сомнений не было.
Вышедшая посмертно книга Осиповой называлась "Явное рабство и тайная свобода: заметки о советской литературе".


Edited at 2012-12-10 02:46 pm (UTC)
From:kcp_frm
Date:10.12.2012 14:50 (UTC)

Re: Ничего себе раскопали

(Link)
Спасибо.
Это интересно.
[User Picture]
From:bravchik
Date:10.12.2012 16:23 (UTC)
(Link)
Относительно гуляющей по интернетам версии, много чего нового в полной версии?
[User Picture]
From:labas
Date:10.12.2012 18:28 (UTC)
(Link)
Самой книги у меня пока нет :)
Но если под "гуляющей по интернетам версией" подразумевается то, что опубликовал Н.А.Ломагин, то даже версия Граней, кот. я републиковал, значительно полнее.

Edited at 2012-12-10 06:29 pm (UTC)
[User Picture]
From:cjelli
Date:10.12.2012 19:21 (UTC)
(Link)
Согласно англ. Википедии Вера Панова вышла в третий раз замуж лишь в 1945 году, и автор дневника знать об этом в 1941-м никогда не могла.
[User Picture]
From:labas
Date:10.12.2012 19:31 (UTC)
(Link)
Из записи за 03.09. в принципе понятно, что Осипова имела в виду
http://labas.livejournal.com/886903.html

Edited at 2012-12-10 07:31 pm (UTC)
[User Picture]
From:malpa
Date:10.12.2012 22:48 (UTC)
(Link)
Оххх. Кто о чем, а я о своем.
Никак не могу и читать спокойно, и не читать этих вот воспоминаний (Осиповой, Пановой и т.п.). А уж маме и теткам и вовсе этого не покажу. Дело в том, что моя бабушка с пятью малолетними детьми не успела эвакуироваться из Пушкина (дедушка-железнодорожник не успел их вывезти) и истории, как наши уходили, как мирное население в подвале-бомбоубежище больницы Семашко сидело, как немцы вошли, как пушку в конце огорода поставили и Foer! кричали, как на Советском бульваре на деревьях повешенные на деревьях с двух сторон висели с табличками: "Партизан. Коммунист...", как потом мирное население отгоняли от линии фронта, я слышала с детства. И как бабушка с детьми (младшей - 6 лет) 500 километров в деревню к родителям шла... И как в 46-м из Полесья к сожженному до фундамента дому в Пушкине вернулись.
Извините за занудство.

Edited at 2012-12-10 11:18 pm (UTC)
[User Picture]
From:labas
Date:11.12.2012 07:49 (UTC)
(Link)
Да почему ж занудство. Как раз понятно... :(
[User Picture]
From:libelli_nestor
Date:11.12.2012 15:00 (UTC)
(Link)
Давно читал эти мемуарии, плохо помню. Но там вроде бы вовсе не говорится об антиеврейских акциях нацистов в октябре, которые точно были. Что-то не так.
My Website Powered by LiveJournal.com