Начало биографии восстанавливается легко.
Во время революции 1905 г. С. Н. Этерлей, уроженец Каменец-Подольской губернии, талантливый живописец-самоучка, был выслан из Петербурга в Авдеевскую волость Пудожского уезда [Карелия]... Он разъяснял крестьянам обреченность царского самодержавия, подсказывал конкретные формы борьбы против существующего строя ... После ссылки Этерлей остался в Авдеевской волости, участвовал в империалистической войне, а в 1918 году явился организатором волостного Совета и большевистской ячейки... около 24 ноября [1919] белые банды со стороны Калгачихи и Лузы произвели набег в район Водлозера, причем ими был убит волвоенком тов. Этерлей2
Это отец Николая Семеновича. Сам Н.С.Этерлей родился в 1911г. в д.Загубское Авдеевской волости.
Но каким образом он уже к 30 годам смог стать профессором? Увы, мне не удалось найти следов ни одной довоенной публикации Н.С.Этерлея. Существование профессора-историка без публикаций представляется невероятным. Единственное, что можно утверждать твердо: перед войной Н.С.Этерлей проживал в Ленинграде. В телефонном справочнике за 1940 год указан адрес: Кировский пр.62.
Именно этот адрес назван женой, разыскивавшей Этерлея через военкомат в сентябре 1946г. По ее данным Этерлей был призван Приморским РВК г.Ленинграда 16.06.1943 (21 месяц блокады!) и сведений о нем с июня 1943г. у жены нет. В качестве воинского звания указано: кр-ц. Полевая почта 81143 это 267 зап.стрелк. полк 36-й запасной стрелковой бригады. Этерлея постановили считать пропавшим без вести с августа 1943г.
В немецком плену Этерлей назвал себя профессором, преподавателем Ленинградского университета и капитаном Красной Армии. В мае 1944-го он находился при отделе "Fremde Heere Ost III/Prop". В архиве айнзацштаба Розенберга сохранилась его 20-страничная статья о выпущенной Московской Патриархией книге "Правда о религии в СССР". Текст у Этерлея получился не столько антибольшевистским, сколько антицерковным:
Коммунистическая идеология отрицает огромные заслуги религии перед народом, действиям советского правительства не хватает американской деловитости: использовать церковь в собственных интересах и позволить благославлять свою власть - ведь она была бы готова молить Бога во здравие всего правительства и каждого из его членов...
Непростителен тот факт, что русская православная церковь развертывает вопрос о положении религии в СССР как раз во время войны и пытается доказать мировой общественности, что права церкви в последние два десятилетия не только не были сужены, а напротив расширены в сравнении с царским временем.3
и не был использован айнзацштабом.
Публикаций Этерлея во власовской прессе мне выявить не удалось, но это ни о чем не говорит, т.к. он мог использовать псевдоним. По воспоминаниям А.Артемова (Зайцева):
При составлении и согласовании списка членов КОНР, как мне говорил генерал Трухин, немцы вычеркнули полковника Боярского (резко и открыто порицавшего немецкую политику), профессора Этерлея и меня; но Власов меня отстоял.4 Артемов также упоминает, что впервые увидел Этерлея зимой-весной 1944 г., когда тот "почти открыто выступал с позиций исторического материализма". Еще один мемуарист5 называет Этерлея "ленинградским профессором диалектического материализма".6
В ВС КОНР Этерлей состоял в чине капитана, т.е. в том же, который по его словам носил в Красной Армии. Существует подозрение, что он был советским агентом, что основано на послевоенном рассказе Б.Георгиевского, адьютанта полковника Меандрова, который
в ноябре-декабре 1944 после некоторых наблюдений пришел к выводу о принадлежности сотрудника ГУП КОНР капитана Н.С.Этерлея к советской агентуре, однако о своих подозрениях никому не сообщил. 7
В феврале 1945-го верхушка КОНР эвакуировалась из Берлина в Чехию. Из записной книжки генерала Малышкина:
Апрель. Окончательный упадок настроений - проф.Э[терлей]8
Из гарвардского интервью А.Гаева (Каракатенко):
5 мая 1945-го американцы вошли в Мариенбад. 6 мая [комендант от войск КОНР] Благовещенский созвал тайное совещание, я был в числе приглашенных, равно как и проф. Этерлей, известный деятель РОА, прославившийся своими словами "Всё, что мы должны делать, это мешать немцам"... На этом совещании Благовещенский убеждал нас вернуться на родину. Каждый должен понести наказание в соответствии с виной. Он и Этерлей развесили в Мариенбаде плакаты "Русские - домой!"
Тем не менее Этерлей оказался в американском плену, где, по сведениям К.М.Александрова, требовал репатриации в СССР, но его (как минимум до апреля 1946-го) не отпускали. В сентябре 1946-го военкомату, как мы видели в справке выше, его судьба известна не была.
И наконец: в картотеке РНБ нашлись три книги, написанные Николаем Семеновичем Этерлеем:
"Электрические машины" (в соавторстве с А.А.Потехиным) Сельхозгиз, 1960
"Электрические станции, подстанции, линии и сети" Профтехиздат, 1962
"Трансформаторы и электрические машины", Колос, 1964
Вот такой вот диалектический материализм.
Upd. Уважаемый
Этерлей, Н. Укреплять технические училища // Проф.-техн. образование, 1956, № 11, с. 10-12.
1 - К.М.Александров. Комментарии к "Из записной книжки генерал-майора В.Ф.Малышкина", "Русское Прошлое", кн.6, 1996
2 - М.И.Шумилов "За счастье народное" (1967), "Советы Карелии 1917-1992: документы и материалы" (1993), Ю.А.Савватеев "Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера" (2006).
3 ЦДАВО ф.3676, оп.1, д.12
4 - А.Артемов "У истоков Пражского Манифеста", "Посев", №6, 1996
5 - Н.Покровский "Воспоминания о русском освободительном движении" Записки Русской академической группы в США, кн.31 (2001)
6 - в октябре 1944-го и январе 1945-го в Праге вышло два номера журнала "Новые вехи". Одним из его авторов был некто "проф П.Салтыков". Также готовилась к выходу его книга "Диалектический и исторический материализм в свете современной философии". Пражского профессора с таким именем мне обнаружить не удалось.
7 - К.М.Александров. "Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945", 2009. В книге "Армия генерала Власова" (2006) уточняется, что "неосторожно решил завербовать Георгиевского" и тем себя выдал.
8 - "Из записной книжки генерал-майора В.Ф.Малышкина", "Русское Прошлое", кн.6, 1996